Группа парламентского надзора (Германия)

редактировать

Группа Парламентский контроль (PKGr) является комитет немецкого Бундестага для контроля спецслужб Германии. Он контролирует Федеральную разведывательную службу (BND) ( нем. Bundesnachrichtendienst ), Службу военной контрразведки (MAD) (нем. Militärischer Abschirmdienst ) и Федеральное управление по защите конституции (BfV) (нем. Bundesverfassungsschutz ). Согласно Закону о контрольном органе (нем. Kontrollgremiumgesetz - PKGrG) федеральное правительство обязано всесторонне информировать PKGr об общей деятельности федеральных разведывательных служб и о событиях особой важности.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Задачи и обязанности
  • 2 История
    • 2.1 Парламентский тайный совет (PVMG)
    • 2.2 Комиссия парламентского контроля (РПК)
    • 2.3 Группа парламентского надзора (PKGr)
  • 3 члена PKGr
    • 3.1 19-й Бундестаг
    • 3.2 18-й Бундестаг
    • 3.3 17-й Бундестаг
    • 3.4 16-й Бундестаг
  • 4 Критика
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки
Задачи и обязанности

В начале каждого законодательного периода Бундестаг Германии избирает членов Парламентской комиссии по надзору из числа своих членов (раздел 2 (1) PKGrG). Он определяет количество членов, состав и методы работы Парламентской комиссии по надзору (Раздел 2 (2) PKGrG). Комиссия по парламентскому надзору собирается не реже одного раза в квартал. Он избирает председателя и его заместителя. Он принимает свои собственные правила процедуры (Раздел 3 (1) PKGrG). Каждый член может потребовать созыва и информирования Парламентской комиссии по надзору (Раздел 3 (2) PKGrG).

В той мере, в какой распространяется право контроля над PKGr, он может потребовать от федерального правительства и спецслужб передать файлы или другие документы, находящиеся на официальном хранении, при необходимости также в оригинале, и передать данные, хранящиеся в файлах. Ему должен быть предоставлен доступ ко всем офисам федеральных спецслужб в любое время (Раздел 5 (1) PKGrG). Он может задавать вопросы сотрудникам разведывательных служб, служащим и членам федерального правительства, а также служащим других федеральных органов власти после информирования федерального правительства или получать от них письменную информацию. Лица, которые должны быть заслушаны, обязаны предоставлять полную и правдивую информацию (Раздел 5 (2) PKGrG).

В той мере, в какой это необходимо по веским причинам доступа к разведывательной информации или по причинам защиты личных прав третьих лиц, или если затрагивается основная сфера ответственности исполнительной власти, федеральное правительство может отказать в информировании PKGr об общей деятельности и событиях. особой важности и передавать файлы и передавать файлы, а также запрещать сотрудникам Федеральной разведывательной службы предоставлять информацию. Федеральное правительство должно обосновать обе причины в PKGr (Раздел 6 (2) PKGrG).

Члены PKGr регулярно получают информацию о работе федеральных разведывательных служб со стороны федерального правительства. Поскольку их работа, естественно, должна оставаться в секрете, члены PKGr обязаны хранить секретность даже в отношении других членов Бундестага (раздел 10 (1) PKGrG). Поскольку парламентское право задавать вопросы также распространяется на разведывательные службы, федеральное правительство и PKGr обязаны предоставлять информацию по неотложным вопросам. Согласно постановлению 2 BvE 5/06 Федерального конституционного суда (нем. Bundesverfassungsgericht ), аргумент федерального правительства о том, что вопросы разведки должны обсуждаться исключительно в PKGr и не публиковаться, является недопустимым, поскольку парламентское право задавать вопросы также распространяется в федеральные спецслужбы. Выпускаются три копии протоколов собраний ПКГР.

Сотрудникам федеральных разведывательных служб разрешается обращаться в парламентскую комиссию по надзору напрямую по официальным вопросам, а также в случаях внутренних недовольств, не следуя официальным каналам. Они не могут подвергаться выговорам или дискриминации на службе из-за того, что они подчиняются. Представления граждан в Бундестаг Германии относительно действий федеральных спецслужб, которые их затрагивают, могут быть доведены до сведения Парламентской комиссии по надзору (раздел 8 PKGrG).

В рамках своих ведомственных обязанностей комитеты внутренних дел и обороны также в определенной степени контролируют BfV и MAD соответственно.

История

Парламентский тайный совет (ПВМГ)

Предшественником Парламентского контрольного совета был парламентский комитет доверия (ПВМГ). Он был установлен в 1956 году тогдашним канцлером Конрадом Аденауэром и встречался только три раза в период с 1956 по 1960 год. После последней встречи в 1958 году тело собралось 4 сентября 1963 года по случаю осуждения 23 июля сотрудника БНД и шпиона КГБ. Хайнц Фельфе. Рейнхард Гелен, тогдашний президент BND, и его ближайшие соратники рассказали о деле, персонале и стандартах безопасности.

В середине 1976 г. состоялось последнее заседание PVMG. Когда он был основан, PVMG несла единоличную ответственность за контроль над BND. В 1965 году его ответственность расширилась, включив в него BfV и MAD.

Комиссия парламентского контроля (РПК)

В 1978 году после двухлетнего перерыва PVMG была заменена Комиссией парламентского контроля (PKK). В отличие от ПВМГ, РПК получила правовую основу - Закон о парламентском контроле над федеральной разведывательной деятельностью (нем. Gesetz über die parlamentarische Kontrolle nachrichtendienstlicher Tätigkeit des Bundes ).

Группа парламентского надзора (PKGr)

В 1999 году Парламентская контрольная комиссия была переименована в Парламентскую контрольную комиссию, отчасти из-за аббревиатуры РПК, которую широкая общественность склонна ассоциировать с Рабочей партией Курдистана. С 2009 года PKGr также была конституционно закреплена в статье 45d Основного закона - единственной статье Основного закона с официальным названием. 29 июля 2009 года в закон также были внесены поправки.

PKGr вызвала особые дебаты, когда партии, которых другие партии сочли ненадежными или экстремистскими, заявили о своих правах на нее. Так было с зелеными в 1980-х и 1990-х годах, с ПДС с 1990 года и с АдГ в 2018 году.

Вольфганг Нешкович, беспартийный член PKGr с 2005 года от партии Die Linke, первоначально не был утвержден Бундестагом в декабре 2009 года, что до сих пор является уникальным случаем. Во втором голосовании 20 января 2010 года Нешкович был переизбран в PKGr в результате поименного голосования 320 голосами за, 226 против и 35 воздержавшихся. Уйдя из своей парламентской группы, он покинул PKGr в декабре 2012 года, и его место занял Штеффен Бокхан.

Берлин Старшего Генеральный прокурор Роман Ройши, выдвинутые ФАР, первоначально не оправдали необходимые 355 голосов в первом туре голосования 18 января 2018 года, после того, как политики из других партий высказали оговорки по поводу Reusch. Во втором туре голосования Ройш был окончательно избран в PKGr.

В 2013 году после скандала со слежкой АНБ, в ходе которого разоблачители Эдварда Сноудена, среди прочего, показали, что немецкие спецслужбы также принимали участие в запрещенных мерах слежки, канцлер Ангела Меркель инициировала реформу Закона о контрольных органах, после чего 1 июля 2014 года было сообщено о нескольких мерах по усилению надзора за разведывательными службами: среди прочего, был учрежден Постоянный полномочный представитель (комиссар по разведке Бундестага) для поддержки PKGr. PKGr также получила задачу надзора за разведывательными службами.

Члены PKGr

В PKGr могут входить временные члены, которые больше не являются членами Бундестага: для обеспечения непрерывного надзора за федеральными разведывательными службами Комиссия по парламентскому надзору продолжает осуществлять свою деятельность после окончания избирательного периода в Бундестаге Германии до В последующем Бундестаг Германии принял решение о новом составе (статья 3 (4) PKGrG). Такая ситуация существовала, например, 24 октября 2013 г., когда в связи с делом о слежке и шпионаже в 2013 г., а также с признаками подслушивания Соединенными Штатами Америки канцлера Ангелы Меркель, члены СвДП 17-го Бундестага Германии, которые имели не переизбранный в 18-й Бундестаг Германии принял участие в специальном заседании Наблюдательной комиссии во время законодательного срока 18-го Бундестага Германии.

19-й Бундестаг

Парламентская группа по надзору Бундестага 19-го созыва состоит из девяти членов и была создана 18 января 2018 года. Парламентская группа ХДС / ХСС направляет трех членов, парламентская группа СДПГ - два и парламентская группа АдГ, парламентская группа СвДП, Альянс. 90 / Парламентская группа зеленых и парламентская группа Левой партии по одному члену каждая. Председательствует парламентская группа ХДС / ХСС. После отставки Армина Шустера из Бундестага 25 ноября 2020 г. депутат от ХДС Родерих Кизеветтер был избран подавляющим большинством в 541 голос из 355 голосов. Остальные 8 членов PKGr: Константин фон Ноц (Альянс 90). / Зеленые) в качестве заместителя председателя, а также Андреа Линдхольц ( ХСС ), Патрик Сенсбург (ХДС), Ули Грётч (СДПГ), Томас Хитшлер (СДПГ), Роман Ройш (АдГ), Стефан Тома (СвДП) и Андре Хан (Линке).).

18-й Бундестаг

В состав комиссии 18-го законодательного периода Бундестага Германии входили девять членов комиссии: Клеменс Биннингер (ХДС) в качестве председателя, Андре Хан (Линке) в качестве заместителя председателя и Манфред Грунд (ХДС), Стефан Майер (ХСС), Армин Шустер ( ХДС), Габриэле Фограшер (СДПГ), Ули Грёч (СДПГ), Буркхард Лишка (СДПГ) и Ханс-Кристиан Стребеле (Зеленые).

17-й Бундестаг

Членами органа, состоящего из 11 членов, в 17-м периоде законодательной власти Бундестага Германии были: Томас Опперманн (СДПГ) в качестве председателя, Михаэль Гросс-Бремер (ХДС) в качестве заместителя председателя и Клеменс Биннингер (ХДС), Манфред Грунд (ХДС), Ханс-Петер Уль (ХСС), Майкл Хартманн (СДПГ), Фриц Рудольф Кёрпер (СДПГ), Гизела Пильтц (СвДП), Хартфрид Вольф (СвДП), Штеффен Бокхан (Линке) и Ханс-Кристиан Штробеле (Зеленые).

16-й Бундестаг

В 16-м законодательном периоде Бундестага Германии комитет состоял из девяти членов. Это были: Макс Штадлер (СвДП) в качестве председателя, Норберт Рёттген (ХДС) в качестве заместителя председателя и Бернд Шмидбауэр (ХДС), Ханс-Петер Уль (ХСС), Фриц Рудольф Кёрпер (СДПГ), Томас Опперманн (СДПГ), Иоахим Штюнкер. (SPD), Вольфганг Нешкович (Linke) и Hans-Christian Ströbele (Grüne).

Критика

PKGr иногда описывают как «беззубый», то есть не имеющий реальной силы. В прошлом, например, спецслужбы иногда можно было посетить только с предварительным уведомлением, и члены PKGr сообщали, что сотрудники спецслужб несколько раз говорили им неправду.

Хотя Закон о контрольном органе не предусматривает санкций в случае несоблюдения информационных обязательств ответственными сотрудниками спецслужб и превентивного контроля за разведывательными службами. Однако ограничительные меры в соответствии со статьей 10 Закона в принципе должны быть одобрены заранее Комиссией G 10. Хотя PKGr не может сама возбуждать незаконные действия или отдавать распоряжения о публикации соответствующих конфиденциальных документов, она может призвать правительство Германии положить конец злоупотреблениям.

Кроме того, есть призывы предоставить PKGr права комиссии по расследованию, чтобы иметь возможность эффективно расследовать нарушения закона (в настоящее время, например, невозможно собрать доказательства или вызвать свидетелей). Тем не менее, Бундестаг Германии имеет право создавать комитеты по расследованию для расследования возможных неправомерных действий в сфере федеральных спецслужб, которые могут собирать показания и вызывать свидетелей (статья 44 Основного закона). Бундестаг уже неоднократно использовал это право, например, в деле Мурата Курназа или в так называемом деле плутония. Комитет защиты может объявить себя комитетом по расследованию событий в MAD (статья 45a (2) Основного закона).

Такие организации, как netzpolitik.org, также критикуют тот факт, что PKGr почти полностью лишена данных, например, о сотрудничестве с иностранными разведывательными службами. Кроме того, критически отмечается, что PKGr контролирует разведывательные службы федерального правительства, но не другие агентства безопасности, которые также иногда используют квази-разведывательные ресурсы, такие как Федеральная полиция, Федеральное управление уголовной полиции или Немецкое таможенное бюро расследований.. В частности, расширяющиеся полномочия правоохранительных органов в области онлайн-поиска и наблюдения за телекоммуникационными источниками поднимают вопрос о том, кто на самом деле контролирует эти меры, особенно с учетом того, что используемые технологии предположительно одинаковы. Во всяком случае, ответственный комитет внутренних дел Бундестага Германии в настоящее время не получает такой информации из-за секретных интересов федерального правительства.

Снова и снова информация о секретных встречах PKGr просачивается в средства массовой информации и, таким образом, достигает общественности, в том числе из репортажа о журналистском скандале BND. Это может привести к тому, что федеральное правительство будет чаще использовать свое право отказывать в предоставлении информации (Раздел 6 (2) PKGrG). Таким образом, поведение отдельных членов PKGr будет противоречить контрольной цели парламентского органа. PKGr попросила президента Бундестага Норберта Ламмерта, участвовавшего в так называемом журналистском скандале, возбудить судебный иск из-за предполагаемого нарушения служебной тайны (§ 353b StGB) путем незаконного раскрытия информации.

Литература
  • Закон о парламентском контроле за деятельностью федеральной разведки ( немецкий: Gesetz über die parlamentarische Kontrolle nachrichtendienstlicher Tätigkeit des Bundes )
  • Friedel, Andreas: B Отсутствует Parlamentarisches Kontrollgremium des Bundestages - Defizite und Optimierungsstrategien bei der Kontrolle der Nachrichtendienste. Springer VS, Висбаден 2019, ISBN   978-3-658-25791-0.
  • Hansalek, Erik: Die parlamentarische Kontrolle der Bundesregierung im Bereich der Nachrichtendienste (Kölner Schriften zu Recht und Staat Band 27). Ланг, Франкфурт-на-Майне, 2006 г., ISBN   978-3-631-54454-9.
  • Хемпель, Марсель: Der Bundestag und die Nachrichtendienste - eine Neubestimmung durch Art. 45d GG? (Schriften zum Öffentlichen Recht, Band 1268). Duncker amp; Humblot, Берлин, 2014 г., ISBN   978-3-428-14353-5.
  • Хирш, Александр: Die parlamentarische Kontrolle der Nachrichtendienste (Schriften zum Öffentlichen Recht, Band 711). Duncker amp; Humblot, Берлин 1996 г., ISBN   3-428-08823-9.
  • Hörauf, Dominic: Die demokratische Kontrolle des Bundesnachrichtendienstes - Ein Rechtsvergleich vor und nach 9/11 (Verfassungsrecht in Forschung in Praxis Band 88). Ковач, Гамбург 2011, ISBN   978-3-8300-5729-1.
  • Neumann, Volker: Die parlamentarische Kontrolle der Nachrichtendienste in Deutschland, в: Николас Дёрр и Тилль Циммерманн: Die Nachrichtendienste der Bundesrepublik Deutschland. wvb, Berlin 2007. ISBN   978-3-86573-307-8, стр. 13-34.
  • Йенс Зингер: Praxiskommentar zum Gesetz über die parlamentarische Kontrolle nachrichtendienstlicher Tätigkeit des Bundes: Kontrollgremiumgesetz - PKGrG. Springer, Berlin u. Гейдельберг 2016, ISBN   978-3-662-46862-3.
  • Waske, Stefanie: Mehr Liaison als Kontrolle - die Kontrolle des BND durch Parlament und Regierung 1955 - 1978. VS-Verlag für Sozialwissenschaften, Висбаден 2007, ISBN   978-3-531-91390-2.
использованная литература
Последняя правка сделана 2023-03-20 03:05:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте