Федеральный кабинет или Федеральное правительство (немецкий : Bundeskabinett или Bundesregierung ) является главным исполнительным органом Федеративной Республики Германии. Он состоит из Федерального канцлера и кабинета министров. Основы организации кабинета, а также метод его избрания и назначения, а также процедура его роспуска изложены в статьях 62–69 Основного закона Федерального закона. Республика Германия (Grundgesetz).
В отличие от системы Веймарской республики, Бундестаг может уволить канцлера только с конструктивным вотумом недоверия (избрание нового канцлера на в то же время) и, таким образом, может решить уволить канцлера только со всем своим кабинетом, а не только с отдельными министрами. Эти процедуры и механизмы были введены в действие авторами Основного закона как для предотвращения новой диктатуры, так и для обеспечения того, чтобы не образовался политический вакуум, оставленный смещением канцлера из-за вотума доверия и отказа от избрания нового. вместо них, как это произошло в Веймарский период, когда рейхстаг сместил канцлеров, но не смог договориться об избрании нового.
Если канцлер теряет простое вотум доверия (без избрания нового канцлера Бундестагом), это не вынуждает его или ее покинуть свой пост, но позволяет канцлеру, если он желает это сделать, просить президента Германии о роспуске Бундестага, вызывая досрочные выборы в течение 60 дней (это произошло в 1972, 1983 и 2005 ), или просить президента объявить законодательное чрезвычайное положение, которое позволяет кабинету министров использовать упрощенную законодательную процедуру, в которой законопроекты, предлагаемые кабинетом министров, требуют только согласия Бундесрата ( пока это никогда не применялось). Однако в обоих случаях президент не обязан выполнять просьбу канцлера.
Канцлеру и другим членам кабинета разрешено также быть членами Бундестага, и большинство из них действительно таковыми являются.
Канцлер избирается федеральным парламентом (Бундестаг ) по предложению Президента Германии большинством голосов всех членов Бундестага (канцлер-большинство). Однако Бундестаг вправе проигнорировать предложение президента (которое, по состоянию на 2019 год, никогда не происходило), и в этом случае парламент может в течение 14 дней провести дополнительные голосования и попытаться избрать другое лицо, что теперь могут сделать партии в Бундестаге. предлагают себя на пост с тем же так называемым большинством канцлера, которого затем обязан назначить президент. Если Бундестаг не сделает этого, последнее голосование будет проведено на 15-й день (опять же, партии в Бундестаге могут выставить кандидатов): если человек избирается большинством канцлера, президент должен назначить его или ее канцлером.. В противном случае Президент может либо назначить лицо, получившее большинство голосов в этом последнем туре голосования, канцлером, либо распустить Бундестаг и назначить внеочередные выборы в течение 60 дней.
После их избрания в Бундестаг избранный канцлер посетит дворец Бельвю, резиденцию президента, чтобы получить свидетельство о назначении. Это момент, когда избранный человек фактически вступает в должность. После этой короткой церемонии назначения канцлер возвращается в Бундестаг, чтобы принести присягу. Приняв присягу, канцлер еще раз посетит дворец Бельвю, на этот раз к ним присоединятся лица, которых канцлер намерен предложить в качестве членов кабинета министров. Президент официально назначит новых членов кабинета, снова вручив свидетельства о назначении. После назначения министры возвращаются в Бундестаг и приносят присягу, завершая процесс назначения.
Канцлер является главным исполнительным директором. Таким образом, срок пребывания в должности всего кабинета связан с сроком полномочий канцлера: срок полномочий канцлера (и кабинета министров) автоматически заканчивается, если вновь избранный Бундестаг заседает впервые или если они заменены конструктивным вотумом недоверия, уходит в отставку или умирает. Тем не менее, за исключением случая конструктивного вотума недоверия, который по своей природе мгновенно вводит нового канцлера (и новый кабинет), канцлер и их министры остаются в должности исполняющего обязанности кабинета по просьбе президента до тех пор, пока Бундестаг не получит избрали нового канцлера. Действующий кабинет и его члены имеют (теоретически) те же полномочия, что и обычный кабинет, но канцлер не может запрашивать у Бундестага вотум доверия или просить президента о назначении новых министров. Если исполняющий обязанности министра в конечном итоге покидает кабинет, другой член правительства должен взять на себя его департамент.
Канцлер отвечает за руководство кабинетом и определение его политического направления (Richtlinienkompetenz). В соответствии с принципом ведомственности (Ressortprinzip), члены кабинета министров могут выполнять свои обязанности независимо в пределах, установленных политическими директивами канцлера. Канцлер может в любое время попросить президента уволить министра или назначить нового министра; назначение президента является лишь формальностью, он не может отказать канцлеру в просьбе об увольнении или назначении министра. Канцлер также определяет объем обязанностей каждого министра и может по своему усмотрению назначать министров, возглавляющих департамент, и так называемых министров по особым делам без собственного департамента. Он также может сам руководить отделом, если он так решит. Свобода канцлера формировать свой кабинет ограничивается только некоторыми конституционными положениями: канцлер должен назначить министра обороны, министра экономики и министра юстиции, и ему безоговорочно запрещается сам возглавлять одно из этих ведомств, как конституция наделяет этих министров некоторыми особыми полномочиями. Например, министр обороны является главнокомандующим в мирное время (только в военное время канцлер становится верховным главнокомандующим), министр экономики может наложить вето на решения Федерального управления картелей и министра экономики. Правосудие назначает и освобождает от должности Генерального прокурора. Если два министра расходятся во мнениях по какому-либо вопросу, кабинет решает конфликт большинством голосов (Kollegialprinzip или принцип почтения), или канцлер решает дело самостоятельно. Это часто зависит от стиля управления канцлера.
Канцлер должен назначить одного из министров кабинета вице-канцлером, который может быть заместителем канцлера в их отсутствие. В коалиционных правительствах вице-канцлер обычно является самым высокопоставленным министром второй по величине коалиционной партии. Если канцлер умирает или не желает или не может действовать в качестве канцлера после окончания срока их полномочий, до тех пор, пока не будет избран новый канцлер, вице-канцлер становится исполняющим обязанности канцлера до избрания нового канцлера Бундестагом, который затем должен сформировать новое правительство. (На сегодняшний день это произошло однажды: 7 мая 1974 года канцлер Вилли Брандт ушел в отставку и заявил о своем отказе действовать в качестве канцлера до избрания его преемника. Вице-канцлер Уолтер Шил был назначен исполняющим обязанности Канцлер и занимал эту должность до избрания Гельмута Шмидта 16 мая.)
Канцлер отвечает за административные дела правительства, которые обычно делегируются начальнику штаба Канцелярия, который обычно также назначается министром по особым делам. Подробности изложены в правительственных правилах внутренних процедур (Geschäftsordnung). В них указывается, например, что кабинет кворум только в том случае, если присутствует не менее половины министров, включая председателя (канцлера или, в их отсутствие, вице-канцлера). Кабинет министров регулярно собирается по утрам в среду в канцелярии.
. Согласно установившейся практике решения о важном экспорте вооружений принимаются Федеральным советом безопасности (Bundessicherheitsrat), комитетом кабинета под председательством канцлера. В соответствии с его (засекреченными) правилами процедуры его заседания конфиденциальны. В соответствии с практикой федеральное правительство представляет годовой отчет об экспорте оружия, который содержит статистическую информацию о выданных разрешениях на экспорт и дает данные о типах оружия, а также о его предназначении. Как правило, федеральное правительство, если его спросят, обязано информировать Бундестаг о том, что Федеральный совет безопасности одобрил данную сделку по экспорту вооружений или нет.
Нынешний и 24-й федеральный кабинет Германии (Меркель IV) находится у власти с 14 марта 2018 года. В настоящее время в его состав входят следующие министры: