Орей (1833 - 24 августа 1880) был Индеец главным из Tabeguache (Uncompahgre) полос племени ют, затем расположен в западной части Колорадо. Из-за его лидерских способностей Орей был признан правительством Соединенных Штатов вождем Юта, и он отправился в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы вести переговоры о благосостоянии Ютов. Выросший в городке Таос с разнообразными культурными особенностями, Урей научился говорить на многих языках, которые помогли ему в переговорах, которые осложнялись манипуляциями с его горем по поводу своего пятилетнего сына, похищенного во время нападения сиу. Урей встретился с президентами Линкольном, Грантом и Хейсом и был назван человеком мира, потому что стремился заключить договоры с поселенцами и правительством.
После бойни Микера (Война на Белой реке) 1879 года он отправился в 1880 году в Вашингтон, округ Колумбия. Он пытался добиться соглашения для Uncompahgre Ute, который хотел остаться в Колорадо; но в следующем году Соединенные Штаты вынудили Uncompahre и White River Ute переместиться на запад в резервации на территории современной Юты.
Орей родился в 1833 году недалеко от Таос-Пуэбло в Нуэво-Мехико, сейчас в штате Нью-Мексико. Его отец, Гера Мура, которого также звали Сальвадор, был хикарильским апачем, принятым в Юте, а его матерью звали Ункомпагре Юте.
У его родителей родился еще один сын по имени Квенч, а вскоре умерла его мать. Его отец женился во второй раз, и его мачеха оставила Урея и его брата, чтобы жить на ранчо с испаноязычной парой около 1843 или 1845 года. Его отец вернулся в Колорадо и стал лидером группы Табегуаш Юте, а мальчики остались в Таосе. Орей получил католическое образование и вырос в католической вере. Живя в разнообразном в культурном отношении месте, он изучил языки ютов и апачей, язык жестов, испанский и английский, которые он нашел полезными в дальнейшей жизни в переговорах с белыми и коренными американцами. Он провел большую часть своей юности, работая у мексиканских пастухов. Он также тащил дрова и вьючных мулов, которые направлялись на тропу Санта-Фе.
В 1850 году Орей и его брат покинули Таос, чтобы присоединиться к своему отцу, который вскоре умер. Урей был лучшим наездником, охотником и бойцом группы, и он стал силовиком (как начальник полиции), а затем заместителем начальника группы. Он сражался как с кайова, так и с сиу, живя среди табегуашей.
В 1860 году Орей стал руководителем группы в возрасте 27 лет. В том же году он участвовал в «ознакомительном туре», чтобы определить количество белых, которые поселились в долинах рек Ункомпагре и Ганнисон, и был встревожен этим числом. горняков и переселенцев на вотчинах утеса. Однако он понимал, что борьба с белыми не повернет вспять поток иммигрантов. Вместо этого он считал, что решение состоит в том, чтобы участвовать в переговорах по договору для защиты своих интересов.
Давным-давно у Утеса всегда было много. В прериях, антилопах и буйволах так много Орей не могло сосчитать. В горах везде олени и медведи. В ручьях форель, утка, бобр, все… Пришел белый человек, а теперь Утес голодает кучей… Белый человек вырастает кучей, красный человек не растет - скоро все умрут.
—Урей, в Годовом отчете Уполномоченного по делам индейцев
Урей был известен как «друг белого человека», и его услуги были почти незаменимы для правительства в переговорах с его племенем, которое добросовестно соблюдало все заключенные им договоры. Он защищал их интересы, насколько это было возможно, и подавал им пример цивилизованной жизни.
Хотя Урей стремился к примирению между разными народами, полагая, что война с белыми, вероятно, означает гибель племени ютов, другие, более воинственные утесы считали его трусом из-за его склонности к переговорам. Обеспокоенный договорами, в которые заключил Урей, его зять «Горячий Стафф» пытался убить его топором во время его почти ежедневного визита в Индейское агентство Лос-Пиньос в 1874 году.
Территория Колорадо была основана 28 февраля 1861 года. В 1862 году он убедил Утеса провести переговоры с правительством о заключении договора, обеспечивающего защиту наследственных земель табегуашей. Кит Карсон заметил в 1862 году, что старатели занимаются добычей полезных ископаемых и селиваются на территориях, которые были традиционными охотничьими угодьями утеса, и дичи становилось все меньше. Карсон помог ему составить договор. Орей был частью делегации и был переводчиком на встрече с новым губернатором территории Джоном Эвансом, после чего он отправился в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы встретиться с президентом Авраамом Линкольном.
Долина источников в современных источниках Маниту, куда Уте приехала на охоту и добыть минеральные источники. В центре фотографии изображен «одинокий лагерь» коренных американцев Юте между 1874 и 1879 годами.Урей вел переговоры с правительством США по Договору Конехос (1863 г.), по которому их земли сократились до 50% от того, что было раньше, и были потеряны все земли к востоку от континентального водораздела, включая целебные воды в Маниту-Спрингс и священную землю на Пайкс-Пике.. Это гарантировало, что им будет принадлежать треть штата Колорадо на западе. Утесы согласились, что разрешат строительство дорог и военных фортов на суше. В качестве поощрения заняться сельским хозяйством им дали овец, крупный рогатый скот, а также товары и продукты на 10 000 долларов на десять лет. Правительство, как правило, не предоставляло товары, провизию или домашний скот, упомянутые в договоре, и, поскольку дичи было мало, многие юты продолжали охотиться на исконных землях ютов, пока их не переселили в резервации в 1880 и 1881 годах.
Примерно в 1866 году были коренные американцы, которые украли домашний скот и иным образом расстроили новых поселенцев. После восстания вождя Канице полковник Кит Карсон в 1867 году успешно заключил договор с Урей и другими лидерами Юте. Тем временем правительство заинтересовалось в приобретении еще нескольких земель Юте. Поскольку правительство не выполнило своего соглашения о предоставлении продовольствия на зимние месяцы, Орей не хотел предоставлять правительству больше земли. Однако многие коренные американцы были «в ужасном положении», и он согласился быть частью делегации.
В 1868 году Урей, Никаагат, с Китом Карсоном были в составе делегации для переговоров по соглашению, которое привело бы к созданию резервации для Юта, обслуживаемой индийскими агентствами в Уайт-Ривер и недалеко от Монтроуза, со школой, кузнечной мастерской и лесопилкой., и склад. По договору они потеряли немного земли, но Орей надеялся, что присутствие правительства будет означать, что их земли будут защищены. Договор подписали 47 вождей ютов.
Залежи серебра были обнаружены в горах Сан-Хуан в 1872 году, и правительство снова захотело договориться о дополнительных землях. Кормясь своим горем из-за неизвестного статуса своего сына после нападения сиу на ютов, комиссар США по делам индейцев Феликс Бруно приказал 17-летнему сироте, привезенному вождем арапахо Powder Face на встречу с Уреем и Чипетой в Вашингтоне. DC через десять лет после похищения. Это была первая из многих попыток Бруно найти своего сына, и она была предпринята таким образом, чтобы Орей отказался от горнодобывающей собственности и продолжил переговоры по соглашению. Мальчик явно не был сыном Урея, он ничего не знал из языка Юте, не хотел идти с Уреем, и детали его поимки не соответствовали опыту сына Урея. Историки племен заявляли, что эта встреча расстроила Орей, но автор Ричард Э. Вуд утверждает, что вождь был впечатлен усилиями, предпринятыми правительством. В 1873 году с помощью Орея было ратифицировано Соглашение Бруно, и Соединенные Штаты приобрели богатую полезными ископаемыми собственность, которую искали. Взамен коренные американцы со временем должны были получать провизию. Орей получил землю и дом в долине Ункомпагре недалеко от Индийского агентства. Однако правительство снова неохотно предоставляло провизию. Его переговоры включали встречу с президентом Улиссом С. Грантом.
Напряженность в этом районе возросла после резни Микера (1879 г.) в Индейском агентстве Уайт-Ривер. Не понимая любви утеса к лошадям, Натан Микер распахал их ипподром и попытался заставить кочевых охотников и собирателей заниматься сельским хозяйством, а Микер обратился за военной помощью. В поисках мира племя ютовцев во главе с вождем Дугласом попросило Микера мира, но завязалась битва. Это сделало дальнейшие переговоры о мире между коренными американцами и белыми очень трудными. Местные поселенцы требовали переселения утеса. Когда Орей узнал о резне, он как глава Утес попросил воинов разойтись и освободить ему заложников. Заложники, в том числе Жозефина Микер, были доставлены в дом Орей в индийском агентстве Лос-Пиньос, и о них заботилась Чипета.
Правительство США назначило комиссию по определению резервации для Юте и Урей, и Чипета в 1880 году отправился в Вашингтон, округ Колумбия, для заключения окончательного договора для Ютов. Членами комиссии были Альфред Б. Мичем, бывший суперинтендант США по делам индейцев в Орегоне; Отто Мирс, руководитель железной дороги, и Джордж У. Манипенни, бывший комиссар по делам индейцев. Когда президент Резерфорд Б. Хейс встретился с Уреем в Вашингтоне, округ Колумбия, он сказал, что Ют был «самым интеллектуальным человеком, с которым я когда-либо разговаривал».
Вернувшись в Колорадо и умирая от болезни Брайта, Орей отправился в офис индийского агентства Игнасио, чтобы подписать договор с южными ютами.
Позже утесы разместили в резервациях в штатах Юта, Юинта и индейская резервация Орей, а также в двух резервациях в Колорадо: племени Ют-Маунтин-Ют и индейской резервации Южный Ют.
Первая жена Орея, Черная Кобыла, умерла после рождения их единственного ребенка, мальчика по имени Куашегут, также известного как Палоне, которого отец назвал Парон (яблоко) из-за его круглого лица с ямочками. В 1859 году Урей женился на шестнадцатилетней Чипете ( Юте, что означает « Белая певчая птица»), которая заботилась о сыне Урея после смерти Черной Кобылы в начале того же года.
Когда Куашегуту было пять лет, Орей взял его с собой на охоту на буйволов в общей группе из 31 человека в 1860 или 1863 году. Их охотничий лагерь недалеко от форта Луптон подвергся нападению 300 воинов сиу, и Куэшегут покинул вигвам, где нашел убежище. с Чипетой, чтобы следовать за воинами Юте. После боя они не смогли его найти. Он был схвачен и продан банде арапахо. Орей больше никогда не видел своего сына и оставался в глубоком горе. Он всю оставшуюся жизнь пытался найти своего сына и боялся, что «его вырастили, чтобы сражаться против своего собственного». Во время посещения Кита Карсона в форте Гарленд в 1866 году Орей и Чипета встретили и усыновили двух девочек и двух мальчиков.
Сестра Орей, Шоушин (также Цашин и Сьюзен), была в Большом каньоне Томпсон в 1861 или 1863 году, когда ее похитили арапахо. Солдаты из Форт-Коллинза нашли ее два года спустя, в 1863 или 1865 году, но она испугалась их и сбежала. Позже она была найдена Утесом и возвращена племени Урей.
У него было несколько домов в Колорадо, один из них около города Орей. Двадцать лет Орей жил с Чипетой на ферме на реке Ункомпагре недалеко от Монтроуза. Ферма площадью 300 акров имела пастбища и 50 акров орошаемых сельскохозяйственных земель. Глинобитный дом с шестью комнатами был хорошо обставлен, включая пианино и прекрасный фарфор. Индийский музей Ute расположен на оригинальной 8,65 акров ферме в Montrose. Чипета была членом методистской церкви; Орей был членом епископальной церкви. Урей никогда не стриг свои длинные волосы в стиле Юта, хотя часто одевался в европейско-американском стиле.
Бакскин Чарли и Джон МакКук на перезахоронении Урея, Игнасио, Колорадо, 1925 год.Урей умер 24 августа 1880 года недалеко от индийского агентства Лос-Пиньос в Колорадо. Его люди тайно похоронили его недалеко от Игнасио, штат Колорадо. Сорок пять лет спустя, в 1925 году, его кости были повторно захоронены на кладбище Игнасио в ходе полной церемонии под руководством Бэскина Чарли и Джона Маккука.
В статье 1928 года в « Денвер Пост» отчасти говорится: «Он увидел тень гибели на своем народе», а в статье 2012 года написано: «Он искал мира между племенами и белыми и справедливого потрясения для своего народа, хотя Урей был нанесен удар. печальная задача по ликвидации некогда могущественной силы, которая управляла почти 23 миллионами акров Скалистых гор ».
В некрологе Орей в The Denver Tribune говорится:
После смерти Орей один из исторических персонажей скончался. В течение многих лет он считался величайшим индейцем своего времени и в течение своей жизни играл весьма заметную роль. Урей во многих отношениях... замечательный индиец... чистые инстинкты и острое восприятие. Друг белого человека и защитник индейцев.