Арапахо

редактировать
Племя коренных американцев
Арапахо
Хиноноейно
Flag of Arapaho Nation.svg
Общее население
10 861
Регионы со значительными население
Языки
английский, Арапахо, Равнинный язык жестов
Религия
Христианство, Пейотизм, Традиционные религии
Родственные этнические группы
Алгонкинцы, Шайенны, люди Гро Вентр

Арапахо (; французский : Арапахос, Gens de Vache) племя коренных американцев, исторически жившее на равнинах Колорадо и Вайоминга. Они были близкими союзниками племени шайеннов и были слабо связаны с лакота и дакота.

. К 1850-м годам группы арапахо образовали два племени: северные арапахо и Южный Арапахо. С 1878 года северные арапахо жили с восточными шошонами в резервации Винд Ривер в Вайоминге и признаны на федеральном уровне как племя арапахо из Заповедник Винд Ривер. Южные арапахо живут с южными шайеннами в Оклахоме. Вместе их члены зарегистрированы как признанные на федеральном уровне племена шайеннов и арапахо.

Содержание
  • 1 Имена
  • 2 Исторические политические и диалектные подразделения и группы арапахо
    • 2.1 Язык
  • 3 Истории
    • 3.1 Ранняя история
    • 3.2 Распространение на равнинах
    • 3.3 Враги и культура воинов
    • 3.4 Резня в Сэнд-Крик
      • 3.4.1 События, приведшие к резне в Сэнд-Крик
      • 3.4.2 Резня в Сэнд-Крик
      • 3.4.3 Почему произошла резня в Санд-Крик
    • 3.5 Индийские войны на южных равнинах
    • 3.6 Экспедиция Паудер-Ривер
    • 3.7 Война Красного Облака
    • 3.8 Великая война сиу 1876–77
  • 4 Культура
    • 4.1 Миф о сотворении мира
    • 4.2 Пол и разделение труда
    • 4.3 Одежда
  • 5 Экономическое развитие
  • 6 Известный арапахос
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Имена

Неясно, откуда произошло слово «Арапахо». Европейцы могли получить это слово от слова пауни, означающего «торговец», iriiraraapuhu, или это могло быть искажением слова Ворона для слова «татуировка». Автоним арапахо - Хиноно'эйно или Инун-ина («наш народ» или «люди нашего вида»). Они называют свое племя Hinono'eiteen (Народ Арапахо). Шайенны называли их Hitanwo'iv или Hetanevoeo / Hetanevo'eo'o («Люди Неба» или «Люди Облаков»); Дакота как Махпиято («Люди Синего Облака»), а Лакота и Ассинибойн называли их Маупия thó («Люди Голубого Неба»).

Каддо (Тонийбээненно 'или Тонийибеенесейно' - «люди с проколотым носом») называли их Децека'яа, Вичита (Хиносуно ') Ниа'рхари-коурикива 'ахуски и команчи Сария Тхка / Саретика (Сата Тейхас), все имена означают "собаководов". пауни, юте и другие племена также называли их именами, означающими «собачники».

Северные арапахо, которые называли себя Nank'haanseine'nan или Nookhose'iinenno («белые мудрецы»), были известны как Baantcline'nan или Bo'oociinenno («люди из красной ивы») на юге. Арапахо, тогда как последние были названы своими северными родственниками Наватинеха или Ноовуненно («южане»). Северные арапахо были также известны как BSakuune'na '(Bee'eekuunnenno') («люди кровавого супа»).

Шайенны адаптировали термины арапахо и называли северных арапахо Ванохетаном или Ванохетанео / Вано. 'étaneo'o («народ мудрецов (кистей)») и южным арапахо как Nomsen'nat или Nomsen'eo («южане»).

Исторические политические и диалектные подразделения и группы арапахо
арапахо платье

Арапахо выделяют пять основных разделов среди своего народа, каждое из которых говорит на своем диалекте и, по-видимому, представляет собой множество изначально различных, но родственных племен. На протяжении большей части истории арапахо каждая племенная нация сохраняла отдельную этническую идентичность, хотя иногда они объединялись и выступали в качестве политических союзников.

Каждый говорил на взаимно понятных диалектах, отличных от собственно арапахо. Диалектно Хаа'нинин, Беесовууненно и Хиноно'эйно были тесно связаны. Старейшины арапахо утверждали, что диалект ханахавууэна был самым трудным для понимания из всех диалектов.

В своем классическом этнографическом исследовании Альфред Крёбер идентифицировал эти пять народов с юга на север:

  • нанвацинахана, Наватинеха (" К южным людям ») или Нанвуин'нан / Noowo3iineheeno '(« Южные люди »). Их ныне исчезнувший диалект языка - Наватинехена - наиболее отличался от других племен арапахо.
  • Ханахавууэна, Хананаксавууне'нан или анан'нхава («Скальные люди» или «Скальные люди»), проживавшие на территории, прилегающей к Нанвацинаха'ане, но дальше к северу от нее, говорили на ныне исчезнувшем диалекте ха'анахавунена.
  • Хиноно'эйно или Hinanae'inan ("собственно арапахо") говорил на языке Arapaho (Heenetiit).
  • Beesowuunenno ', Baasanwuune'nan или Bäsawunena (" Люди Большой Ложи "или" Люди Хижины / Убежища ") жили дальше к северу от Хиноно'эйно. Их военные отряды использовали временные кустарниковые укрытия, похожие на куполообразную тень или Потовую хижину Великих озер алгонкинских народов. Говорят, что они мигрировали со своей бывшей территории около озер позже, чем другие племена арапахо. (Примечание: многие люди говорят, что их имя означает «Люди Великих озер» или «Люди Больших Вод».) Они говорили на ныне вымершем Бесавунена (Beesoowuuyeitiit - «язык Большой Ложи / Великих озер»).
  • Хаа'нинин, А'анинин или А'ани («люди белой глины» или «люди извести»), самая северная племенная группа; они сохранили отчетливую этническую принадлежность и были известны французам как исторический Gros Ventre. У Черноногих их называли Ацина (Atsíína - «как кри », т.е. «враг», или Piik-siik-sii-naa - «змеи», то есть «враги»). После того, как они разделились, другие народы арапахо, считавшие их низшими, назвали их Hitúnĕna или Hittiuenina («нищие», «нищие» или, точнее, «спунги»). Они говорят на почти исчезнувшем Gros Ventre (Ananin, Ahahnelin) диалекте языка (называемом арапахо Hitouuyeitiit - «Языком попрошайничества»), есть свидетельства того, что южная племенная группа хаанинин, группа Staetan, вместе с бандами более позднего политического подразделения Северного Арапахо говорили на диалекте Бесавунена.

До своего исторического геополитического этногенеза у каждой племенной нации был главный вождь. Точная дата этнического слияния или разделения каждого социального подразделения неизвестна. Старейшины говорят, что Hinono'eino («собственно арапахо») и Beesowuunenno («Люди Большой Ложи» или «Люди Brush-Hut / Укрытия») боролись за символы племени - священную трубку и копье. Оба священных объекта традиционно хранились Беесовууненно. Различные племенные нации жили вместе, и Beesowuunenno расселились по крайней мере 150 лет среди ранее отличавшихся от других племенных групп арапахо.

К концу восемнадцатого века четыре подразделения к югу от Хаанинин («Люди Белой Глины» или «Люди Лайма») или Грос Вентр (Ацина) объединились в Арапахо. Только арапахо и гро-вентр (ацина) определены как отдельные племенные нации.

Живя на Великих равнинах, хиноно'эйно (все группы арапахо к югу от хаа'нининов) исторически разделились на два геополитических социальных подразделения:

  • северные арапахо или Нанк'хансейн'нан («Люди полыни»), Ноохосе'ииненно («Люди белых мудрецов»); южные арапахо называют Боосейненно или Баачинена («люди из красной ивы»); Кайова знают их как Тэгьяко («Люди полыни»), что является переводом их имени. Они хранят священные предметы племени и считаются ядром или материнским племенем арапахо, что обозначено на индийском языке жестов равнин (Bee3sohoet) знаком, обозначающим "материнский народ". Они поглотили исторические Hánahawuuena и Beesowuunenno '. По оценкам, 50 человек из рода Бисовууненно входят в Северный Арапахо, и, возможно, некоторые из них входят в два других основных подразделения.
  • Южный Арапахо, Навунена или Ноовуненно '(«Южный Арапахо»). Люди "), называются северными арапахо наватинеха (" южане "); Кайова знают их как Ähayädal, (во множественном числе) название дикой сливы. Знак южного арапахо делается потиранием указательного пальца о нос. Они впитали в себя исторический Nanwuine'nan / Noowo3iineheeno («Южный народ») и немного Beesowuunenno ».

Язык

Язык Арапахо в настоящее время используется на двух разных диалектах, и это считается членом семьи алгонкинских языков. Число свободно говорящих на северном арапахо сокращается до 250, большинство из них проживает в резервации Винд-Ривер в Вайоминге, в то время как число говорящих на южном арапахо еще меньше, на нем говорят лишь немногие, все продвинутые

Согласно исследованию языка арапахо, проведенному Cowell Moss в 2008 году, северные арапахо приложили огромные усилия для сохранения языка, учредив Комиссию по языку и культуре. Создавая аудио- и визуальные материалы, они предоставили возможность молодому поколению выучить язык. Они совместили эти усилия с программой дошкольного погружения, которая предлагается на протяжении всей начальной школы. Однако количество студентов, изучающих этот предмет, колеблется, и те, кто учится, обычно сохраняют только часть заученного словарного запаса. Широко распространен интерес к сохранению живого языка для северных арапахо, и их взгляды остаются позитивными в их стремлении увековечить изучение арапахо в школах, среди их детей и молодежи. Однако такому отношению часто противодействует отсутствие истинной приверженности и готовности действительно учиться и говорить бегло, что подчеркивается непониманием его глубоких корней и цели.

Для Южного Арапахо язык не так ценится, как в резервации Винд Ривер. Большинство из них потеряли интерес к его изучению или поддержанию, и до недавнего времени практически не предпринимались попытки сохранить свой диалект. Есть небольшое количество тех, кто начал онлайн-курсы, проводимые с помощью видео, в попытке оживить желание изучать это, и за последние несколько лет популярность возросла.

Истории

Ранняя история

Мешочек, Арапахо (коренные американцы), конец 19 или начало 20 века, Бруклинский музей

Около 3000 лет назад древние арапахо-говорящие люди (Heeteinono'eino ') жили в западном районе Великих озер вдоль Долина Ред-Ривер на территории, которая классифицируется как современная Манитоба, Канада и Миннесота, США. Там арапахо были земледельцами, которые выращивали зерновые, в том числе кукурузу. После европейской колонизации в восточной Канаде, вместе с ранним народом шайеннов (Hitesiino '), арапахо были вытеснены на запад, на восточные Великие равнины оджибве. Они были многочисленными и могущественными, поскольку получили оружие от своих французских торговых союзников.

Предки народа арапахо вошли на Великие равнины из западного района Великих озер где-то до 1700 года. Во время своей ранней истории на равнинах арапахо жили на северных равнинах от реки Южный Саскачеван в Канаде к югу от Монтаны, Вайоминга и западной части Южной Дакоты. До того, как арапахо приобрели лошадей, они использовали домашних собак в качестве вьючных животных, чтобы тянуть их травуа. Арапахо приобрели лошадей в начале 1700-х годов у других племен, что изменило их образ жизни. Они стали кочевым народом, используя лошадей в качестве вьючных и верховых животных. Они могли перевозить большие грузы и легче путешествовать верхом, чтобы охотиться легче и шире, что увеличивало их успех в охоте на Равнинах.

Постепенно арапахо двинулись дальше на юг, разделились на тесно связанные Северный и Южный Арапахо и основали большую объединенную территорию, охватывающую земли в южной Монтане, большей части Вайоминга, Небраске Панхандл, центральном и восточном Колорадо, западном Оклахома и крайний западный Канзас. Большая группа арапахо отделилась от основного племени и стала независимым народом, широко известным как Gros Ventre (по названию французов) или Atsina. Название Gros Ventre, что по-французски означает «большие животы», было неправильным толкованием языка жестов между индийским гидом и французскими исследователями. Гро-Вентр говорил на алгонкинском языке, похожем на арапахо после разделения; они идентифицировали себя как Аанинин, что означает «люди из белой глины». Арапахо часто считали Гро-Вентре низшими и называли их Hitúnĕna или Hitouuteen, что означает «нищие».

Экспансия на равнинах

После основания арапахо начали распространяться на равнинах. через торговлю, войну и союзы с другими равнинными племенами. Примерно в 1811 году арапахо заключили союз с шайеннами (Hítesíínoʼ - «покрытый шрамами»). Их прочный союз с шайеннами позволил арапахо значительно расширить свою охотничью территорию. К 1826 году лакота, дакота, шайенны и арапахо вытеснили кайова (Niiciiheihiinennoʼ; племя кайова: Niiciiheihiiteen) и вторглись в команчи на юг. Конфликт с союзными команчами и кайова закончился в 1840 году, когда два больших племени заключили мир с арапахо и южными шайеннами и стали их союзниками.

Вождь Маленький Ворон был самым известным вождем арапахо; он помог установить мир между кочевыми племенами южных равнин и сохранит свою репутацию вождя мира на протяжении всех индейских войн и периода резервации. Альянс с команчами и кайова сделал самые южные банды арапахо достаточно мощными, чтобы войти в Льяно Эстакадо в Техасской Панхандле. Одна группа южных арапахо стала настолько тесно связанной с команчами, что они были поглощены племенем, приняли язык команчей и стали группой команчей, известной как сария тохка (Sata Teichas) «собакоеды».

Вдоль верхнего течения реки Миссури арапахо активно торговали с фермерскими деревнями Арикара, Мандан и Хидатса, торгуя мясом и скрывает кукурузу, тыкву и бобы. Арикара называли арапахо «Деревней цветных камней (люди)», возможно потому, что драгоценные камни с юго-запада были среди предметов торговли. Хидатса называли их Э-тах-лех или Ита-Идди («люди, ведущие путь бизонов»), имея в виду их охоту на бизонов.

Конфликт с евро-американскими трейдерами и исследователями в то время был ограниченным. Арапахо свободно посещали различные торговые посты и ярмарки, чтобы обменивать в основном шкуры бизона и бобровые меха на европейские товары, такие как огнестрельное оружие. Арапахо часто встречались с торговцами мехом в предгорьях Скалистых гор и в верховьях Платта и Арканзаса. Они стали известными торговцами на равнинах и по берегам Скалистых гор. Имя Арапахо могло быть образовано от пауни слова Тирапиху (или Ларапиху), означающего «он покупает или торгует» или «торговцы». Арапахо были известной торговой группой в районе Великих равнин. Этот термин, возможно, также произошел от европейско-американских торговцев, которые называли их Вороной (Apsáalooke aliláau) именем Алаппахо, что означало «люди с множеством татуировок». По обычаю арапахо вытатуировали на теле маленькие круги. Имя Арапахо получило широкое распространение среди белых торговцев.

Враги и культура воинов

Изображение Черного человека, воина арапахо с раскрашенным лицом и перьями. Автор Э.А. Бербанк, 1899. Рисунок в книге конного воина арапахо, сражающегося с группой воинов навахо или пуэбло, ок. 1880

Большая часть общества арапахо была основана на воине. На эту роль стремилось большинство молодых людей. Освоив использование лошади, арапахо быстро стали мастерами наездников и получили высокие навыки в борьбе на лошадях. Роль воинов в обществе больше, чем у сражений. От них ожидалось, что они будут поддерживать мир между лагерями, обеспечивать свои семьи едой и богатством и охранять лагеря от нападений.

Подобно другим равнинным индейцам, включая их союзников-шайенов, у арапахо есть несколько различных военных обществ. У каждого из восьми военных обществ арапахо были свои уникальные обряды инициации, церемонии и песни до и после битвы, регалии и стиль боя. В отличие от своих союзников из племени шайеннов, лакота и дакота, военные общества арапахо были основаны на возрасте. Каждый возрастной уровень имел свое собственное общество престижных или многообещающих воинов соответствующего возраста. По мере того, как воины стареют, они могут перейти в следующее общество.

Воины часто красили свое лицо и тело боевой раскраской, а также своих лошадей, для духовного обретения силы. Каждый воин создавал уникальный дизайн боевой раскраски, которую они часто использовали в битвах. Перья птиц, особенно перья орла, также использовались в бою как символы престижа и по причинам, подобным боевой раскраске. Перед тем как отправиться на войну, воины организовались в боевые отряды. Военные партии состояли из отдельных воинов и избранного военачальника. Звание военного вождя должно быть заработано определенным количеством подвигов в бою, известных как счёт переворота. Перевороты могут включать в себя кражу лошадей без обнаружения, прикосновение к живому врагу или кражу оружия из рук врага. Воины арапахо использовали разнообразное оружие, в том числе боевые дубинки, копья, ножи, томагавки, луки, дробовики, винтовки и пистолеты. Они приобретали оружие через торговлю на торговых постах или ярмарках, а также совершали набеги на солдат или другие племена.

Арапахо сражались с пауни (Hooxeihiinenno '- «люди-волки»), Omaha (Howohoono'), Ho-chunk, Осейдж (Wosootiinen, Wosoo3iinen или Wosoosiinen), Понка (то же, что и Омаха: Howohoono ') и Kaw (Honoho') к востоку от их территории. К северу от территории Арапахо они сражались с Вороном (Houunenno '), Конфедерацией Черноногих (Woo'teenixteet или Woo'teenixtee3i' - ″ люди с черными ногами ″), Грос Вентр (Hitouunenno ', племя Gros Ventre: Hitouuteen), Плоскоголовый (Kookee'ei3i'), Арикара (Koonoonii3i '- ″ люди, чьи челюсти ломаются на куски ″), Железная Конфедерация (Нехияу-Пват) (Ассинибойн (Nihooneihteenootineihino '- «желтоногие сиу»), Равнины / Вудс Кри (Nooku (h) nenno '; Племя равнинных кри: Ноокухо' - "кроличий народ"), солто (равнинная оджибва) и Накода (стоуни) ). На западе они сражались с восточными шошонами (Sosoni'ii; племя шошонов: Sosoni'iiteen) и Ute (Wo '(o) teenehi3i' - ″ перерезать горло ″; Ute племя: Wo '(o) teennehhiiteen). К югу от своей территории они время от времени сражались с навахо (Coohoh'oukutoo3i '- ″ те, кто связывает волосы на затылке или в пучки ″), апачи (Coo3o' - «враг» или Teebe'eisi3i '- «волосы у них прямые и свисающие вниз», Ti'iihiinen - «люди-убийцы» относятся, в первую очередь, к хикарилла апачей ) и различным народам пуэбло (Cooh'ookutoo3i '- «они связывают волосы в пучок»).

шайенны (Hitesiino '), Sioux (Nootineihino'), Kiowa (Niiciiheihiinenno '- «речные люди» или Koh'ówuunénno '- ″ люди ручья ″; племя кайова: Niiciiheihiiteen или Koh'ówuunteen), равнинные апачи (3oxooheinen - «толстые люди») и команчи (Coo3o' - sg. И pl., означает: «враг», как и апачи) изначально были врагами арапахо, но стали их союзниками. Вместе со своими союзниками арапахо также боролись с вторгшимися американскими солдатами, шахтерами и поселенцами на территории арапахо и на территории своих союзников.

Резня в Санд-Крик

Леджер, рисунок сцены из резни Шайенна очевидец и художник Воющий волк.

События, приведшие к резне в Санд-Крик

Несколько стычек вызвали ненависть со стороны «белого» народа, жившего в этом районе, и оставили племена арапахо и шайеннов в постоянном страхе быть атакованным американскими войсками. Например, 12 апреля 1864 года владелец ранчо привел войска для нападения на группу из 15 воинов, которые просили награды за то, чтобы вернуть ему своих мулов. Воины действовали в порядке самообороны и отправили войска в бегство. До полковника Джона Чивингтона дошли слухи, и они сказали ему, что индейцы стреляют первыми. Он также слышал, что у правительства было украдено 175 голов крупного рогатого скота. Чивингтон «приказал войскам найти и« наказать »« индейцев ». Солдаты сожгли деревни и пытались убить индейцев, насилие нарастало за несколько месяцев до резни в Сэнд-Крик.

В попытке установить мир, Джон Эванс попытался предоставить убежище и защиту "дружественным" индейцам. Однако эти усилия были подавлены военной экспедицией генерала Кертиса против племен между реками Платт и Арканзас. К этому моменту и арапахо, и шайенны считали, что война истребления вот-вот возмутились против них, поэтому они быстро бежали, и Кертис и его люди так и не встретили их.

Резня в Сэнд-Крик

Текущий маркер места резни в Сэнд-Крик в округе Кайова Колорадо.

В ноябре 1864 г. небольшая деревня Шайенн и Арапахо стала жертвой резни в Сэнд-Крик, нападения ополчения Колорадо во главе с полковником Джоном Чивингтоном. Согласно историческому повествованию о событии под названием «Чи ef Left Hand », автор Маргарет Коэл, причинами, которые привели к резне, были: желание губернатора Эванса удержать титул на богатую ресурсами область Денвер-Боулдер; уклонение должностных лиц государственного доверительного управления от вождя левой руки (лингвистически одаренного вождя южных арапахо) при подписании юридического соглашения, по которому право собственности на территорию передавалось из-под контроля Indian Trust; местная кавалерия, истощенная требованиями Гражданской войны; захват их припасов несколькими заблудшими индейскими воинами, утратившими уважение к своим вождям и последователям вождя Левая рука (включая группу старейшин шайеннов и арапахо, несколько хорошо воспитанных воинов, в основном женщин и детей), которые получили сообщение, чтобы явиться в Форт Лион с обещанием безопасности и еды в Форте, иначе вас сочтут «враждебным» и прикажут убить конницу. (Племя было лишено своих обычных мест зимовки в районе Боулдера.)

По прибытии в Лион вождь Левая Рука и его последователи были обвинены в насилии полковником Чивингтоном. Вождь Левая Рука и его люди получили сообщение, что только те индейцы, которые явились в Форт Лион, будут считаться мирными, а все остальные будут сочтены враждебными и будут убиты. В замешательстве Главный Левая Рука и его последователи отвернулись и отошли на безопасное расстояние от форта до лагеря. Предатель сообщил полковнику Чивингтону дорогу к лагерю. Он и его батальон преследовали и напали на лагерь рано утром следующего дня. Усилия полковника Чивингтона были не героическими, а большим позором для кавалерии, поскольку он напал на мирных стариков, женщин и детей. В результате его военных усилий, вместо того, чтобы получить продвижение по службе, к которому он стремился, он был освобожден от своих обязанностей.

Юджин Риджели, художник из племени шайеннов и северных арапахо, приписывают выявление того факта, что арапахо были среди жертв резни. Его дети, Гейл Риджли, Бенджамин Риджли и Юджин «Снежок» Риджли, сыграли важную роль в том, чтобы место резни было признано национальным историческим памятником. В 1999 году Бенджамин и Гейл Риджли организовали группу бегунов из Северного Арапахо, которая бежала из Лимона, Колорадо, в Этете, Вайоминг, в память о своих предках, которые были вынуждены бежать за свои живет после нападения и преследования полковника Чивингтона и его батальона. Их усилия будут отмечены и запомнены знаками «Резня в Сэнд-Крик», которые появятся на дорогах от Лимона до Каспера, Вайоминг, а затем до Этете.

Почему произошла резня в Санд-Крик

Последовавшее насилие глубоко укоренилось в ненависти к индейцам со стороны американских поселенцев в этом районе. Они считали, что «их зарождающиеся поселения действительно были окружены индейцами», и их неопытность в общении с индейцами была причиной резни в Сэнд-Крик.

Индейские войны на южных равнинах

Женские леггинсы и мокасины южных арапахо, ок. 1910, Центр истории Оклахомы

События в Санд-Крик вызвали возмущение среди арапахо и шайеннов, что привело к трем десятилетиям войны между ними и Соединенными Штатами. Большая часть боевых действий происходила в Колорадо, что привело к тому, что многие события были названы частью так называемой войны в Колорадо. Сражения и военные действия в других местах на южных равнинах, таких как Канзас и Техас, часто включаются как часть «Войны команчей ». Во время войн союзники арапахо и шайеннов - кайова, команчи и равнинные апачи - участвовали в некоторых сражениях вместе с ними. Лакота с севера спустились в северный Колорадо, чтобы помочь арапахо и шайеннам. Битва при Джулесбурге произошла от силы около 1000 союзников Северных Арапахо, Шайеннов (в основном из Сообщества Воинов-Псов ) и Лакоты из Брюле и Подплемена оглала. Суть рейда заключалась в возмездии за события во время резни в Сэнд-Крик несколькими месяцами ранее. Союзные индийские войска атаковали поселенцев и силы армии США в долине реки Саут-Платт около Джулесбурга, штат Колорадо. Битва была решающей победой Индии, в результате которой погибли 14 солдат и четыре мирных жителя и, вероятно, ни один индейец не пострадал. Силы численностью около 3000 человек южных арапахо, северных шайеннов и лакота атаковали солдат и мирных жителей на мосту, пересекающем реку Норт-Платт, в результате битва у моста Платт. Битва стала еще одной победой индейцев, в результате чего 29 солдат было убито, по меньшей мере восемь индейцев были убиты. Арапахо, шайенны, команчи, кайова и равнинные апачи, стремящиеся к миру, были предложены подписать Договор о Ложи Медицины в октябре 1867 года. Договор предоставил Южному Арапахо резервацию с Южным Шайенном между реками Арканзас и Симаррон в Индийская территория (современная Оклахома). Среди подписавших договор был Вождь Маленький Ворон. Тех, кто не подписал договор, называли «враждебными», и их постоянно преследовала армия США и их индийские разведчики. Последней крупной битвой между арапахо и США на южных равнинах была битва при Саммит-Спрингс в самом северном Колорадо. В битве приняли участие около 450 воинов арапахо, шайеннов и лакота, 244 американских солдата и около 50 разведчиков пауни под командованием Фрэнка Норта. Самым выдающимся индийским лидером в битве был Высокий Бык, лидер воинского общества Шайеннских солдатиков. Битва была победой США, в результате чего было убито около 35 воинов (включая Высокого Быка) и еще 17 взяты в плен. Солдаты пострадали только один раз. Смерть Высокого Быка стала большой потерей для Псовых солдат.

Экспедиция на Паудер-Ривер

После резни в Сэнд-Крик и ряда других стычек северные арапахо, шайенн и лакота переместили многие свои банды в отдаленные Паудер-ривер страна в Вайоминге и южной Монтане. По пути они участвовали в битве при Грязевом источнике, небольшом инциденте в районе Панхандл Небраски с участием от 500 до 1000 воинов арапахо, шайеннов и лакота и 230 солдат США. В результате сражения было захвачено несколько армейских лошадей и стадо из нескольких сотен голов крупного рогатого скота, а американцы потеряли только одного человека. Армия предприняла попытку вернуть украденный скот и напасть на индейцев, что привело к битве при Раш-Крике. Битва была безрезультатной, в результате только один индеец погиб и трое американских солдат были убиты (еще восемь были ранены). Подполковник Уильям О. Коллинз, командующий армейскими силами, заявил, что дальнейшее преследование индийских войск через сухую территорию Санд-Хиллз было бы «неразумным и бесполезным». Оказавшись в районе Паудер-Ривер, арапахо заметили увеличение числа путешественников, движущихся по установленной тропе Бозмана, ведущей к золотым приискам Монтаны. Поселенцы и шахтеры, путешествующие по тропе Бозмана через страну Паудер-Ривер, рассматривались индейцами как угроза, поскольку они были многочисленны и часто проявляли жестокость по отношению к встреченным индейцам и соревновались за еду на тропе.

Боевые действия в районе Паудер-Ривер привели к генерал-майору Гренвиллю М. Доджу, который приказал провести карательную кампанию против арапахо, лакота и шайеннов. Экспедиция была безрезультатной, ни одна из сторон не одержала окончательной победы. Союзные индийские силы в основном уклонялись от солдат, за исключением рейдов на их припасы, в результате которых большинство солдат было крайне плохо экипировано. Самым значительным сражением было Битва на реке Танг, где бригадный генерал Патрик Эдвард Коннор приказал Фрэнку Норт и его разведчикам-пауни найти лагерь индейцев арапахо под предводительством вождя Черного Медведя. После обнаружения Коннор послал 200 солдат с двумя гаубицами, 40 разведчиков Омахи и Виннебаго и 30 разведчиков пауни, и в ту же ночь двинулся к деревне. Индейские воины, действующие в качестве разведчиков для армии США, происходили из племен пауни, омаха и виннебаго, которые были традиционными врагами арапахо и их союзников шайеннов и лакота.. Под командованием горца Джима Бриджера во главе войска они атаковали лагерь. Большинство воинов арапахо отправились в набег против Ворона, и битва была победой США, в результате которой погибли 63 арапахо, в основном женщины и дети. Немногочисленные воины, присутствовавшие в лагере, оказали сильную оборону и прикрыли женщин и детей, поскольку большинство из них ускользнуло от солдат и индейских разведчиков. После боя солдаты сожгли и разграбили брошенные типи. Коннор выделил четырех виннебаго, включая главного Маленького священника, а также Норта и 15 пауни за храбрость. Пауни сбежал с 500 лошадьми из стада лагеря в качестве расплаты за предыдущие набеги арапахо. Атака арапахо не напугала, и они начали контратаку, в результате которой произошла битва Сойерс, где воины арапахо атаковали группу геодезистов, в результате чего трое погибли, а арапахо не пострадали.

Война Красного Облака

Картина битвы Феттермана от Ким Дуглас Уиггинс.

Война Красного Облака была войной, в которой сражались солдаты Соединенных Штатов и их союзников Лакота, Северный Шайенн и Северный Арапахо с 1866 по 1868 год. Война была названа в честь выдающегося Оглала Лакота вождя Красного Облака, который привел множество последователей в бой с вторгшимися солдатами. Война была ответом на то, что большое количество шахтеров и поселенцев проходило по тропе Бозмана, которая была самым быстрым и легким путем от форта Ларами к золотым приискам Монтаны. Тропа Бозмана проходила прямо через страну Паудер-Ривер, которая находилась недалеко от центра территорий Арапахо, Шайенн, Лакота и Дакота в Вайоминге и на юге Монтаны. Большое количество горняков и поселенцев напрямую конкурировали с индейцами за ресурсы, такие как еда, вдоль тропы.

Самым значительным сражением во время Войны Красного Облака было Битва Феттермана, также известная как Битва «Сотни в руке» индийским силам сражались 21 декабря 1866 года. В битве участвовал капитан Уильям Дж. Феттерман, который возглавлял отряд из 79 солдат и двух гражданских лиц после того, как группа из десяти индийских приманок планировала о заманивании сил Феттермана в засаду. Десять приманок состояли из двух арапахо, двух шайенов и шести лакота. Феттерман был хорошо известен своим хвастливым характером и неопытностью сражаться с индийскими воинами, и, несмотря на приказ не преследовать приманок, все равно это делал. Известный горный человек и проводник солдат, расквартированных в форте Ларами Джим Бриджер прокомментировал, что солдаты «ничего не знают о борьбе с индейцами». Примерно через полмили преследования приманки дали сигнал спрятавшимся воинам устроить засаду на Феттермана и его войска. Воины с обеих сторон тропы атаковали Феттермана и загнали их в близлежащие скалы, где битва вскоре переросла в рукопашный бой, давая индейцам преимущество благодаря их навыкам борьбы с ручным оружием, таким как томагавки и боевые дубинки. Индийские войска уничтожили всю пехоту Феттермана, а также следующую конницу, всего погиб 81 человек. Битва была величайшим военным поражением США на Великих равнинах до битвы при Литтл-Бигхорн десять лет спустя. Война Красного Облака закончилась победой арапахо, шайеннов, лакота и дакота. Договор о Форт-Ларами гарантировал индейцам правовой контроль над страной Паудер-Ривер.

Великая война сиу 1876–77 гг.

Главный черный уголь, один из самых влиятельных вождей арапахо своего времени. Вождь Black Coal смогла в значительной степени удержать арапахо в мире с Соединенными Штатами и избежать Великой войны сиу 1876 года.

Великая война сиу 1876–77, также известная как война Блэк-Хиллс или Великая война шайенов, был крупным конфликтом, который велся между альянсом лакота сиу, шайеннов и арапахо и армией США. Война началась после того, как шахтеры и поселенцы отправились в область Блэк-Хиллз и нашли золото, что привело к увеличению числа неиндейцев, незаконно проникающих на указанные индейские земли. Большая часть территории шайенов и арапахо, а также большая часть территории сиу, известная как Великая резервация сиу, была юридически гарантирована племенам согласно Договору в Форт-Ларами после того, как они победили США во время войны Красного Облака в 1868 году. В частности, Черные холмы считаются священными для народов Лакота и Дакота, и присутствие поселенцев, незаконно занимающих эту территорию, вызвало большие волнения среди племен. Вместо того, чтобы изгнать поселенцев, армия США нарушила договор и вторглась на территорию сиу, шайеннов и арапахо, чтобы защитить американских поселенцев и переселить союзные племена в более мелкие резервации или уничтожить их.

После войны Красного Облака многие северные арапахо переехали в Агентство Красного Облака на территории Дакоты и жили среди Лакота, а также среди многих Шайеннов. Среди самых влиятельных и уважаемых вождей арапахо, живших в Агентстве, был Главный Черный Уголь (Северный Арапахо), который получил известность как воин и лидер против белых. поселенцы в стране Паудер-Ривер. Среди других важных вождей арапахо, живших в этом районе, были знахарь, черный медведь, щавелевый конь, маленький щит, острый нос, маленький волк, изобилие медведя и пятница. Вождь арапахо Пятница пользовался уважением за свой интеллект и служил переводчиком между племенем и американцами. Black Coal гарантировал американцам, что он и его люди останутся мирными в напряженные времена, когда поселенцы незаконно вторгаются на индийские земли в надежде закрепить за собой признанную территорию в Вайоминге. Многие воины и семьи, которые не соглашались с идеалами Черного угля, ушли на юг, чтобы присоединиться к южной части Арапахоса. Многие арапахо, особенно члены отряда главного лекаря, не хотели жить среди сиу «из страха смешаться с другими племенами». Их миролюбивая позиция и готовность помочь американским солдатам обострили когда-то прочные отношения между ними и лакота и шайенны, которые заняли агрессивную позицию и покинули резервацию. Отношение к арапахо со стороны «враждебных» лакота и шайеннов было похоже на отношение, которое они имели к членам своих собственных племен, которые заняли аналогичную миролюбивую позицию и остались «индейцами резервации». Несмотря на свое нежелание вступить на путь войны, арапахо не желали уступать свою территорию, особенно район Черных холмов, к которому они имеют сильную духовную привязанность, как и лакота.

Вы пришли сюда, чтобы поговорить с нами о Черных Холмы, и, не обсуждая ничего из того, что мы говорим, и не меняя ничего из того, что мы говорим, мы хотим сказать Великому отцу [президенту Соединенных Штатов], когда вы вернетесь, что это страна, в которой мы выросли, и это также было дано нам по договору великим отцом. И я здесь, чтобы заботиться о стране, и поэтому не только индейцы дакота [сиу], но и мой народ проявляют интерес к Черным холмам, о которых мы пришли сегодня поговорить.

— Черный уголь

В это время великих беспорядков лидерство племени ухудшалось, и многие вожди практически не имели влияния в своих отрядах. Чтобы восстановить силы в качестве лидеров и продолжить переговоры о земле в Вайоминге, многие вожди и их воины записались в армейские разведчики Соединенных Штатов и выступили против своих союзников. Вождь Острый Нос, которого считали влиятельным и равным Черному Углю, был отмечен как «вдохновитель поля битвы... Он обращался с людьми с редкой рассудительностью и хладнокровием, и был таким же скромным, сколь и храбрым». Несмотря на их общую позицию союзников американцев, горстка воинов арапахо сражалась против Соединенных Штатов в ключевых сражениях во время войны.

Как и в предыдущих войнах, США вербовали индийских воинов из племен, которые были врагами альянса Арапахо-Шайенн-Лакота-Дакота, чтобы они действовали в качестве разведчиков индейцев, в первую очередь из Ворона, Арикара и шошонов. В отличие от предыдущих конфликтов с участием альянса Лакота-Дакота-Шайенн-Арапахо и Соединенных Штатов Великая война сиу закончилась победой Соединенных Штатов. Стада бизонов, которые были центром жизни индейцев, были значительно меньше из-за того, что правительство поддерживало широкомасштабный забой, чтобы предотвратить столкновения с железными дорогами, конфликты с скотом на ранчо и вынудить кочевых равнинных индейцев вести жизнь в резервации, живя за счет правительственных подачек.. Уменьшение ресурсов и голод были основной причиной капитуляции отдельных индийских банд и окончания Великой войны сиу.

Рисунок в бухгалтерской книге, изображающий воина-арапахо, едущего на американском солдате (1880 г.) Рисунок в бухгалтерской книге, изображающий воина-арапахо в головном уборе, подсчитывающего удачный ход с прикладом ружья на американском солдате. с американским солдатом на коне.

Самым значительным сражением войны была Битва при Литтл-Бигхорн 25–26 июня 1876 года. Битва велась между воинами из Лакота, Шайенн, и Арапахо (а также индивидуальный воин Дакоты) и 7-й кавалерийский полк армии США. Битва велась на реке Литл-Бигхорн в восточной части Монтаны. Солдаты попытались устроить засаду на большой лагерь индейцев на дне реки, несмотря на предупреждения вороньих разведчиков, которые знали, что Кастер сильно недооценил количество воинов в лагере. Седьмая кавалерия США, включая батальон Кастера, состоящий из 700 человек под командованием Джорджа Армстронга Кастера, потерпела серьезное поражение. Было уничтожено пять рот Седьмой кавалерии. Общее количество жертв в США, включая разведчиков, составило 268 погибших, включая Кастера, и 55 раненых. Только пять арапахо присутствовали в битве, и их присутствие было случайным. Присутствовавшие арапахо были четырьмя воинами северных арапахов по имени Желтый Орел, Желтая Муха, Левая Рука и Водяной Человек. Пятый арапахо был южным арапахо по имени Знающий (Мудрец), но также известный как Зеленая трава. Пятеро арапахо выступили военным отрядом из близлежащего форта Робинсон, чтобы совершить набег на шошонов, но случайно натолкнулись на небольшую группу молодых воинов сиу. Сиу подумали, что арапахо были индейскими разведчиками армии США, и пригласили их обратно в свой лагерь на реке Литтл-Бигхорн, где они были схвачены и у них отобрали оружие. Лакота и Дакота угрожали убить арапахо, но вождь шайенов Две луны узнал в этих людях арапахо и приказал их освободить. На следующий день было сражение, и, несмотря на подозрительность, пятеро арапахо активно сражались в битве. Водяной Человек носил большое орлиное перо головной убор, белую рубашку, расшитые бисером гетры, набедренную повязку и раскрашивал свое лицо красным и желтым во время битвы. Водяной Человек утверждал, что убил одного солдата, взбираясь по крутым берегам реки, но не взял его за скальп, потому что большинство арапахо отказалось взять скальп у кого-то с короткими волосами. Водяной Человек утверждал, что видел, как умирает Кастер.

Когда я достиг вершины холма, я увидел Кастера. Он был одет в оленьую шкуру, пальто и штаны и стоял на четвереньках. Ему прострелили бок, и изо рта текла кровь. Казалось, он наблюдает за движущимися вокруг него индейцами. Вокруг него сидели четверо солдат, но все они были тяжело ранены. Все остальные солдаты были убиты. Затем индейцы сомкнулись вокруг него, и я больше ничего не видел. Большинство погибших солдат были убиты стрелами, так как в них торчали стрелы. В следующий раз, когда я увидел Кастера, он был мертв, и некоторые индейцы забирали его одежду из оленьей кожи.

— Водяной человек

Воин Арапахо Левая Рука случайно убил воина Лакота, которого он принял за разведчика Арикары, и несмотря на дальнейший гнев со стороны Лакота оставили битву живыми вместе с другими четырьмя арапахо. После битвы пять арапахо тихо ускользнули и направились обратно в район форта Робинсон.

Культура

Миф о сотворении

миф о сотворении народа арапахо показывает связь с алгонкинским народом. В обеих культурах есть «миф о сотворении ныряльщика за землю». Миф об арапахо начинается с существа по имени Плоская Трубка, которое существует в одиночестве на воде. Великий Дух предлагает Flat Pipe создать существ для построения мира. Сначала он представляет себе уток и других водоплавающих птиц, которые ныряют под поверхность воды, но не могут найти сушу. Под руководством Великого Духа Flat Pipe создает черепаху, которая может жить как на суше, так и в воде. Черепаха ныряет и возвращается, выплевывая кусок земли, который врастает в землю. Затем Flat Pipe рассказывает о создании мужчин, женщин и животных для заселения Земли. Черепаха распространена во многих мифах о создании «ныряльщиков земли».

Этот миф является примером «творения мыслью». Flat Pipe создает существ, думая о них.

Пол и разделение труда

Традиционно мужчины несут ответственность за охоту. После того, как были введены лошади, буйвол стал основным источником пищи - мясо, органы и кровь - все они потреблялись. Кровь пили или делали пудинг. Женщины (и хаксу'ксан (Два духа )) традиционно отвечают за приготовление пищи и выделку шкур для изготовления одежды и постельных принадлежностей, седел и материалов для жилья.

Арапахо исторически жили социальные и духовные роли для тех, кто известен в современных коренных культурах как Два духа или третий пол. Антрополог Альфред Крёбер писал о людях с телом мужского пола, которые жили как женщины, хаксу'ксан, которые, по его словам, считались «естественными желаниями стать женщинами, и по мере взросления постепенно становились женщинами» ( и могла выйти замуж за мужчин); он далее заявил, что арапахо верили, что пол хаксу'ксан был сверхъестественным даром птиц или других животных, что они обладали чудодейственными способностями, и они также были известны своей изобретательностью, такой как создание первого опьяняющего вещества из дождевой воды.

Одежда

На равнинах женщины (и хаксу'ксан) исторически носили мокасины, леггинсы и платья длиной до щиколотки с бахромой из оленьей кожи, украшенные иглами дикобраза, краской, лосями зубы и бусы. Мужчины также носили мокасины, леггинсы, бриджи из оленьей кожи (натянутые между ног, завязанные на талии), а иногда и рубашки; воины часто носили ожерелья. Многие из этих предметов до сих пор являются частью современной одежды как повседневной, так и формальной одежды или регалий.

Экономического развития
Главная пудра с войной пикой, связанной со вторым церемонией танца (biitahanwu), 1864

В июле 2005, Северная Arapahos выиграла спорную битву в суде с государством Вайоминга, чтобы попасть в азартные игры или индустрия казино. Окружной суд 10-го округа постановил, что штат Вайоминг действовал недобросовестно, когда не вел переговоры с арапахо об играх. Северное племя арапахо открыло первые казино в Вайоминге. В настоящее время Племя Арапахо владеет и управляет играми класса III с высокими ставками в казино Wind River, Little Wind Casino и 789 Smoke Shop and Casino. В 2012 году в отеле Wind River, примыкающем к казино Wind River, был открыт культурный зал под названием Northern Arapaho Experience. Они регулируются игровой комиссией, состоящей из трех членов племени.

Тем временем племена шайеннов и арапахо управляют четырьмя казино: казино Lucky Star в Клинтоне, казино Lucky Star в Ватонге и казино Feather Warrior в Кантоне и новейшее казино, открывшееся в 2018 году, казино Lucky Star в Хаммоне.

Известный Арапахос
См. Также
Примечания
Ссылки
  • Фаулер, Лоретта. Политика Арапахо, 1851–1978: символы в кризисах власти. University of Nebraska Press, 1982. ISBN 0-8032-1956-3.
  • Макдермотт, Джон Д. Круг огня: война в Индии 1865 года. Механиксбург, Пенсильвания: Стэкпол. Книги, 2000.
  • Прицкер, Барри М. Энциклопедия американских индейцев: история, культура и народы. Oxford: Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0-19-513877-1.
  • Waldman, Carl. Энциклопедия индейских племен. Нью-Йорк: Checkmark Books, 2006. ISBN 0-8160-6273-0.
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с арапахо.

Последняя правка сделана 2021-06-11 23:32:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте