Taos Pueblo

редактировать
Taos Pueblo. tə̂otho или tə̂obo. ałopháymųp'ȍhəothə̀olbo или ałopháybo. Pueblo de Taos Pueblo
Таос-Пуэбло 5 мая 2017 г..jpg В 2017 г.
МестоположениеТаос-Пуэбло, Нью-Мексико, США
Координаты36 ° 26′21 ″ с.ш., 105 ° 32′44 ″ з.д. / 36,43917 ° с.ш. 105,54559 ° з.д. / 36.43917; -105,54559 Координаты : 36 ° 26'21 ″ N 105 ° 32'44 ″ W / 36,43917 ° N 105,54559 ° W / 36,43917; -105.54559
Руководящий органИндейцы племенное правительство
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Официальное названиеПуэбло-де-Таос
ТипКультурные
Критерииiv
Назначенный1992 (16-я сессия )
Справочный номер492
Государство-участникСША
РегионЕвропа и Северная Америка
Национальный регистр исторических мест США
Обозначение15 октября 1966 г.
Регистрационный номер66000496
Район19 акров (7,7 га)
АрхитектураПуэбло
Район национальных исторических достопримечательностей США
Обозначен9 октября 1960 г.
Государственный регистр культурных ценностей штата Нью-Мексико
Назначено13 марта 1972 г.
Регистрационный номер243
Таос-Пуэбло находится в Нью-Мексико Taos Pueblo Местоположение в Нью-Мексико Показать карту Нью-Мексико Таос-Пуэбло находится в США Taos Pueblo Местоположение в США Показать карта США
Таос
t'óynemą
Общая численность населения
4500 (Перепись США 2010 г. )
Регионы со значительным населением
США (Нью-Мексико )
Язык s
Таос (Тива ), английский, испанский
Религия
религия даос (религия пуэбло ), Христианство
Родственные этнические группы
Другие Таноанские народы

Таос Пуэбло (или Пуэбло де Таос ) - древняя принадлежность пуэбло к даосскому говорящему (Тива ) индейскому племени пуэбло. Он находится примерно в 1,6 км к северу от современного города Таос, Нью-Мексико. Пуэбло считаются одним из старейших постоянно заселенных сообществ в Соединенных Штатах. Он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таос-Пуэбло входит в Восемь северных пуэбло. Сообщество таосов - одно из самых закрытых, скрытных и консервативных пуэбло. Туземцы почти никогда не рассказывают о своих религиозных обычаях посторонним, а поскольку их язык никогда не записывался, большая часть культуры остается неизвестной остальному миру. Площадь 95 000 акров (38 000 га) прилегает к пуэбло, и в этой области проживает около 4500 человек.

Содержание
  • 1 Настройка
  • 2 Название
    • 2.1 Язык таос
    • 2.2 Испанский язык
  • 3 История
    • 3.1 Доколумбовая эпоха
    • 3.2 Постконтакт
      • 3.2.1 Гора Таос
      • 3.2.2 Голубое озеро
  • 4 Архитектура
    • 4.1 Основное строение
    • 4.2 Дома
  • 5 Духовное сообщество
    • 5.1 Религиозные обычаи
  • 6 Культура
    • 6.1 Традиции, связанные с землей
    • 6.2 Традиции смерти
    • 6.3 Пол
  • 7 Сохранение
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Настройка

Пуэбло был построен в обстановке, поддерживаемой горами Таос из Диапазон Сангре-де-Кристо. Поселение было построено по обе стороны Рио-Пуэбло-де-Таос, также называемого Рио-Пуэбло и Ред-Уиллоу-Крик, небольшого ручья, протекающего посреди комплекса пуэбло. Его истоки берут начало в близлежащих горах.

Самая выдающаяся архитектурная особенность Таос-Пуэбло - многоэтажный жилой комплекс из красновато-коричневого самана, построенный по обе стороны от Рио-Пуэбло. На веб-сайте Пуэбло указано, что он был построен, вероятно, между 1000 и 1450 годами.

9 октября 1960 года пуэбло был внесен в список Национальной исторической достопримечательности. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО. Объект наследия. По состоянию на 2006 год в историческом комплексе постоянно проживает около 150 человек.

Имя

язык даос

На таноанском языке из Таос (Северная Тива ), пуэбло упоминается как «деревня» либо в tə̂otho «в деревне» (tə̂o- «деревня» + -tho «in») или tə̂obo » в / в сторону села »(tə̂o-« село »+ -bo« к, в сторону »). Собственное имя пуэбло - ałopháymp’ȍhəəothə̀olbo «у устья каньона красной ивы» (или для краткости ałopháybo «у красных ив»). Это имя чаще используется в церемониальных контекстах и ​​реже в повседневной речи.

Испанский язык

Название Таос на английском языке было заимствовано из испанского Таос. Испанский Taos, вероятно, заимствован от Taos tə̂o - «деревня», которая слышалась как tao, к которой было добавлено множественное число -s, хотя в современном языке Taos больше не является существительным множественного числа. Идея о том, что испанский Таос происходит от слова «дао», «крест ордена Сан-Хуан-де-лос-Кабальерос» (от греческого тау), маловероятна.

История

Доколумбовы

Большинство археологов считают, что коренные народы таосов вместе с другими коренными народами пуэбло поселились вдоль Рио-Гранде после миграции на юг из региона Четыре угла. Жилища этого региона были заселены предками пуэблоанами. Продолжительная засуха в этом районе в конце 13 века, возможно, заставила их переехать в Рио-Гранде, где водоснабжение было более надежным. Однако причина их миграции все еще обсуждается, и есть свидетельства того, что имела место жестокая борьба. В конечном итоге археологические находки указывают на то, что аборигены могли быть вынуждены уехать.

В первые годы своего существования Таос Пуэбло был центром торговли между коренным населением вдоль реки Рио-Гранде и их равнинными соседями на северо-востоке. Каждую осень после сбора урожая в Таос-Пуэбло проводились торговые ярмарки.

Пост-контакт

Первые испанские посетители Таос-Пуэбло прибыли в 1540 году; они были членами экспедиции Франсиско Васкеса де Коронадо, которая останавливалась во многих пуэбло Нью-Мексико в поисках, по слухам, Семи золотых городов. Примерно в 1620 году испанские иезуиты руководили строительством первой католической церкви в пуэбло, миссией Сан-Джеронимо-де-Таос. Отчеты того периода показывают, что коренные жители Таоса сопротивлялись строительству церкви и навязыванию католической религии. На протяжении 1600-х годов между коренным населением Юго-Запада и растущим испанским колониальным присутствием росла культурная напряженность. Таос Пуэбло не был исключением. К 1660 году местные жители убили местного священника и разрушили церковь. Через несколько лет после его восстановления началось восстание пуэбло 1680 года; Тао разрушили церковь и убили двух местных священников.

В 1924-25 гг. культуру таосских пуэбло изучал немецкий психиатр Карл Юнг, который посетил пуэбло под руководством Охви Бьяно. Он очень интересовался коренными народами, так как считал, что они более тесно связаны с архетипами.

Гора Таос

Жилой глинобитный комплекс и Гора Таос, изображенная на старой открытке, примерно 1930-1945.

48000 акров (19000 га) горных земель Пуэбло были взяты президентом Теодором Рузвельтом и обозначены как Национальный лес Карсон в начале 20 века. Наконец, он был возвращен Соединенными Штатами в 1970 году, когда президент Никсон подписал публичный закон 91-550. Дополнительные 764 акра (309 га) к югу от хребта между Симпсон-Пиком и Олд-Майк-Пиком и к западу от Голубого озера были переданы обратно в Пуэбло в 1996 году.

Голубое озеро

Голубое озеро, который жители Пуэбло считают священным, был включен в это возвращение земли Таос. Пуэбло, в частности, вовлекали некоренных людей в лоббирование федерального правительства за возвращение Голубого озера, поскольку они утверждали, что их неограниченный доступ к озеру и окрестностям необходим для обеспечения их религиозной свободы. Веб-сайт Пуэбло называет повторное приобретение священного Голубого озера самым важным событием в его истории из-за духовной веры в то, что народ Таос произошел от озера. Считается, что там жили их предки, а сами пуэбло поднимаются на гору только два раза в год.

Архитектура
Церковь, Пуэбло-де-Таос (Ансель Адамс —1941)

Во время первого контакта испанцев Эрнандо де Альварадо описал пуэбло, как глинобитные дома, построенные очень близко друг к другу и составляющие пять или шесть этажей. Дома становились все более узкими по мере их роста, с крышами каждого уровня, обеспечивающими полы и террасы для тех, кто выше.

В зданиях Таоса изначально было мало окон и не было стандартных дверных проемов. Вместо этого доступ в комнаты был через квадратные отверстия в крыше, к которым люди добирались по длинным деревянным лестницам. Бревна ели Энгельмана (или вигас) поддерживали крыши, покрытые слоями веток, травы, грязи и штукатурки. Архитектура и строительные материалы хорошо подходили для суровых условий окружающей среды и потребностей людей в долине Таос. До прибытия Коронадо все стены Таос Пуэбло были построены с использованием шаров самана (глины) размером с «мягкий шар». Коронадо представил технику формованного глиняного кирпича, эта техника произвела революцию в строительстве самана в новом мире. Coronado также изменил конструкцию крыши, чтобы использовать саженцы осины от 2 до 4 дюймов, установленные под прямым углом к ​​ели Энгельмана, затем наложили от 2 до 3 дюймов глиняной штукатурки, покрытой слоем до полуметра. рыхлой почвы (около 18 дюймов толщиной) для изоляции и структурной прочности. Так возникла местная архитектура.

Первая испанская архитектура появилась в Таос-Пуэбло после того, как Фрай прибыл туда в 1598 году, чтобы основать миссию по приказу от губернатора Испании, Дон Хуан де Оньяте.

Основное строение

Пуэбло-де-Таос - строение на северной стороне, около 2005 г.

Пуэбло на северной стороне считается одним из самых фотографируемых и раскрашенных зданий в Северной Америке. Это крупнейшее многоэтажное строение пуэбло, которое до сих пор существует. Оно состоит из глинобитных стен, которые часто имеют толщину в несколько футов. Его основное предназначение было оборонным. Вплоть до 1900 года доступ в комнаты на нижних этажах был лестницы снаружи на крышу, а затем вниз внутренняя лестница. В случае нападения внешние лестницы можно было легко поднять.

Дома

Дома в этой структуре обычно состоят из двух комнат, одна из которых предназначена для проживания и сна, а вторая - для приготовления пищи, еды и хранения. Каждый дом автономен; между домами нет проходов. В прошлом индейцы тао мало использовали мебель, но сегодня у них есть столы, стулья и кровати. В пуэбло запрещены электричество, проточная вода и домашнее водопровод.

Духовное сообщество
Пейзаж с пуэбло среди местных тополей (Populus deltoides) (Ансель Адамс — 1941)

Религиозные практики

В Пуэбло представлены две духовные практики: исконная местная духовная и религиозная традиция и римский католицизм. Большинство индейцев даос исповедуют свою все еще живую древнюю местную религию. Большинство (90%) членов общины таос-пуэбло крестились как католики. Святой Иероним, или Сан-Джеронимо, является святым покровителем пуэбло.

Культура

Традиции, связанные с землей

Начиная с испанской колонизации, коренные жители Таоса сопротивлялись культурным изменениям и влиянию европейских идей. Многие этнографы отмечают высокий уровень «взаимосвязанности и взаимозависимости» между таос-пуэбло и окружающей их землей, откуда они берут свое начало в своих культурных традициях. Следовательно, существует историческое соперничество между людьми на южной стороне реки (летние люди) и северной стороной (зимние люди). Пешие гонки, которые имеют важное религиозное значение в племени, являются обычным способом для этих двух групп выразить свое соперничество, и в их племени существует давняя традиция, которая, возможно, возникла еще до пирамид. Вдобавок таос-пуэбло придают Голубому озеру большую ценность с точки зрения их «живой культуры и устойчивости сельского хозяйства».

Традиции смерти

По словам Вуда, люди таос-пуэбло никогда не отворачиваются от незнакомцев. прямо от дверей, потому что они ценят вежливость и гостеприимство. Однако в День поминовения душ таос-пуэбло проводят день со своими семьями и закрывают свою деревню для всех, кто не является индейцем. Таос-пуэбло подходят к смерти с видом «стоицизма», и им разрешается посещать кладбища только в День поминовения усопших или в день чьего-либо захоронения.

Пол

В культурной структуре Taos Pueblo этнографические данные свидетельствуют о том, что женщины считаются подчиненными мужчинам. Социальная структура пуэбло продиктована членством в киве, и женщинам не разрешается принимать участие в ритуалах, проводимых в этих священных местах, потому что они «не обучены» этому. Несмотря на исключение женщин из некоторых духовных видов деятельности, женщины в обществе Таос Пуэбло «обладали значительной степенью экономического, политического и межличностного влияния». Например, одинокие женщины могут вести собственное домашнее хозяйство, а замужние женщины сами контролируют свои финансы, поскольку они традиционно работают поварами или горничными. Кроме того, женщины обладают неформальной властью принимать решения, используя свои способности, чтобы влиять на окружающих их мужчин.

Сохранение

Программа сохранения Таос Пуэбло получила грант в размере 800 000 долларов от Министерства жилищного строительства и городского развития США.. Фонд стремится нанять больше рабочих, особенно тех, кто обучен традиционным строительным технологиям для природоохранных работ, а также помощников в мастерских, которые помогают домовладельцам пуэбло в обслуживании традиционных глинобитных домов. Руководители обучают слушателей традиционным методам строительства, восстанавливая большую часть 11-квартирного дома, который находился в состоянии, близком к разрушению.

Первым этапом сохранения Таос-Пуэбло является строительство учебного центра, восстановление 120-150 домов, обучение местного населения общине, создание детальной оценки структуры комплекса, а также создание культурного центра и племенных архивов. Второй этап профинансировал Всемирный фонд памятников. Он занесен в его список наблюдения из-за того, что находится под угрозой исчезновения как в культурном, так и в структурном отношении. Ожидается, что к концу работ по консервации будет восстановлен 21 глинобитный дом. Из предыдущего фонда также были оплачены расходы на лазерное сканирование конструкций.

Основные характеристики сохранения Таос Пуэбло направлены на поощрение подхода, основанного на сообществе. Они включают обучение местного населения управлению своей собственностью, а также установление партнерских отношений с государственными и негосударственными организациями. Проект направлен на сохранение традиционного образа жизни в сообществе и поддержание культурных традиций.

См. Также
  • Портал Национального реестра исторических мест
Примечания
Ссылки
  • Бодин, Джон Дж. (1996). Таос Пуэбло: прогулка во времени. Тусон: Rio Nuevo Publishers. ISBN 9781887896955.

В эту статью включены материалы общественного достояния с веб-сайтов или документов Службы национальных парков.

Дополнительная литература
  • Wenger, Tisa Joy (2009). У нас есть религия: противоречие индейского танца пуэбло 1920-х годов и американская религиозная свобода. Пресса Университета Северной Каролины. ISBN 9780807832622.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Таос Пуэбло (сообщество).
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Пуэбло де Таос (исторический пуэбло).
Последняя правка сделана 2021-06-09 09:48:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте