Ordet | |
---|---|
афиша театрального релиза | |
Режиссер | Карл Теодор Дрейер |
Продюсер | Карл Теодор Дрейер |
Сценарий | Карл Теодор Дрейер |
По мотивам | Ordet (пьеса 1932 года). Кадж Мунк |
В ролях | Хенрик Мальберг. Эмиль Хасс Кристенсен. Кей Кристиансен. Пребен Лердорф Рай |
Музыка | Пол Ширбек |
Кинематография | Хеннинг Бендтсен |
Отредактировано | Эдит Шлюссель |
Производственная. компания | A / S Palladium |
Распространяется | Kaj Munk Carl Theodor Dreyer A / S |
Дата выпуска |
|
Продолжительность | 126 минут |
Страна | Дания |
Язык | Датский |
Ordet (Датское произношение:, означающее «Слово » и первоначально выпущенное как Слово на английском языке), является 1955 Датский драматический фильм, режиссер Карл Теодор Дрейер. Он основан на пьесе Кая Мунка, датского лютеранского священника, впервые поставленной в 1932 году. Фильм получил Золотого льва на 16-м Венецианском международном кинофестивале, и был единственным фильмом Дрейера, который имел успех как у критиков, так и у критиков.
Этот фильм сейчас рассматривается многими критиками как шедевр, особенно за его кинематографичность.
Фильм сосредоточен вокруг семьи Борген в сельской Дании осенью 1925 года. Набожный вдовец Мортен, патриарх семьи, видный член семьи община и покровитель местной приходской церкви имеет трех сыновей. Миккель, старший, не имеющий веры, счастливо женат на благочестивой Ингер, беременной их третьим ребенком. Йоханнес, сошедший с ума, изучая Сёрена Кьеркегора, считает себя Иисусом Христом и бродит по ферме, осуждая неверие века, в том числе его семью и нового пастора, мыслящего современно. села. Младший сын, Андерс, тоскует по дочери лидера местной секты Внутренней миссии.
Андерс признается Миккелю и Ингер, что любит Анну Петерсен, дочь Петра Портного. Они соглашаются убедить Мортена согласиться на матч. Позже Ингер пытается убедить Мортена позволить Андерсу жениться на Анне. Мортен сердито отказывается, но меняет свое мнение, когда он узнает, что Питер отказался от предложения Андерса. Мортен и Андерс идут на встречу с Питером, чтобы договориться о помолвке.
После психического расстройства Иоганнес (Пребен Лердорф Рай ) считает, что он Иисус Христос.Мортен пытается убедить Питера разрешить брак, но продолжает отказываться, если только Мортен и Андерс присоединяется к его секте. Когда дискуссия превращается в сектантские споры, Мортен получает звонок, в котором сообщается, что Ингер приступила к тяжелым родам. Питер надеется, что Ингер умрет. Может быть, тогда Мортен увидит ошибочность своего пути и присоединится к секте Питера. Разъяренный комментариями Питера, Мортен нападает на Питера и выбегает с Андерсом, они вдвоем спешат домой. Пока врач вынужден делать аборт, ему удается спасти Ингер жизнь. После ухода врача и пастора Иоганнес злит своего отца, говоря ему, что смерть рядом, и заберет Ингер, если Мортен не поверит в него. Мортен отказывается слушать, и, как и предсказывалось, Ингер внезапно умирает.
Готовясь к похоронам Ингер, Питер понимает, что он ужасно обидел Мортена, и примиряется с ним из-за открытого гроба Ингер, соглашаясь позволить Анне и Андерсу пожениться. Йоханнес внезапно прерывает поминки, подходит к гробу Ингер и заявляет, что она может воскреснуть из мертвых, если семья только будет иметь веру и просить Бога сделать это. Дочь Ингер берет Иоганнеса за руку и нетерпеливо просит его воскресить ее мать из мертвых. Йоханнес восхваляет ее детскую веру и просит Бога воскресить Ингер, которая начинает дышать и дергаться в гробу. Видя то, что кажется чудом воскресения, и Мортен, и Петр радуются, забывая о своих религиозных различиях. Когда Ингер садится, Миккель обнимает ее и заявляет, что наконец-то обрел веру.
|
|
После нескольких лет финансовых проблем, которые остановили его карьеру в кино, в 1952 году Дрейер получил пожизненную аренду Dagmar Bio, арт-хаусный кинотеатр в Копенгагене. Датское правительство часто вручивало такие награды более старым артистам, а прибыль от театра позволила Дрейеру начать производство нового фильма через Palladium Studios. Примерно в то же время президент Palladium Таге Нильсен получил предложение о следующем фильме Дрейера от государственного Dansk Kulturfilm; Дрейер уже работал с ними раньше. Пьеса Кая Мунка «I Begyndelsen var Ordet» («В начале было слово») была написана в 1925 году, а премьера состоялась в Копенгагене в 1932 году. Дрейер присутствовал на премьере пьесы в 1932 году. писал заметки для экранизации с 1933 года.
Данск Культурфильм предложил Дрейеру наконец снять фильм и получить задним числом оплату за годы работы над сценарием. Мунк сам закончил сценарий для версии фильма, которую он попытался, но не смог продать продюсерской компании Nordisk Film. Шведская экранизация Слово режиссера Густава Моландера с Виктором Шёстрёмом в главной роли была выпущена в 1943 году. Премьера в Дании должна была состояться только после Вторая мировая война. По юридическим причинам, фильм 1943 года вынудил Палладиум ждать до 1954 года, чтобы начать производство фильма Дрейера. Дрейер внес изменения в оригинальную пьесу, например, добавил начальную сцену фильма (которая была вдохновлена отрывком из опубликованных мемуаров Мунка), опуская предыдущую любовную интригу Йоханнеса как причину его психического заболевания и вырезая две трети оригинального диалога Мунка. Хотя он был осторожен, чтобы оставаться верным намерениям Мунка и идее пьесы, он сократил диалоги до самого необходимого, в результате чего получился минималистичный фильм.
Съемки длились четыре месяца: два месяца в студии и два месяца в деревне на западе Ютландии, где Мунк служил лютеранским священником. Ordet лучше всего запомнился своей кинематографией. Всего в фильме 114 отдельных кадров, половина из которых приходится на первую и последнюю кадры фильма. Многие кадры длились до семи минут. Дрейер использовал в основном длинные кадры и медленно движущуюся камеру, так как его стиль постепенно прогрессировал в течение нескольких лет. Он также уделял пристальное внимание каждой мелочи во время съемок и позже сказал, что «заставил съемочную группу оборудовать кухню всем, что он считал правильным для деревенской кухни. Затем... он приступил к удалению предметов. Наконец, только десять до осталось пятнадцать, но это было именно то, что нужно для создания правильной психологической иллюзии ».
Метод стрельбы Дрейера заключался в том, чтобы стрелять по одному выстрелу в день. По утрам Дрейер репетировал с актерами, одновременно блокируя их движение, настраивая свет и блокируя движение камеры. Затем в самом конце дня Дрейер снимал одиночный кадр, обычно снимая от 2 до 3 дублей. Дрейер предпочел не планировать какие-либо кадры заранее, и каждое решение принималось в день съемки.
Кинематографист сказал, что «каждое изображение составлено как картина, в которой тщательно подготовлены фон и освещение». В то время как большинство кинематографистов в то время использовали один или два источника света для сцены, Дрейер и Бендцен часто использовали до 20. Электрикам часто приходилось включать и выключать свет во время съемок, чтобы это не было заметно на пленке. Дрейеру не нравились люксметры, и он предпочитал определять правильную экспозицию в каждом месте на глаз. Актриса Биргитте Федершпиль сказала: «Освещение было его большим даром, и он делал это со знанием дела. Он художественно формировал свет, как скульптор или художник ».
Дрейер поставил актеров вокруг светового оформления на съемочной площадке, а не для того, чтобы приспособить их исполнение. Федершпиль сказал, что Дрейер никогда не говорил актерам устно, когда он доволен их игрой, и просто улыбался, когда они играли так, как он хотел. Блокировка движений актеров была настолько точной и тщательно спланированной, что многим из них приходилось считать свои шаги, произнося свой диалог. Федершпиль рассказала, что Дрейер лично подбирала костюмы для каждого актера и даже ходила с ней за чулками. Он также нанял лингвиста, чтобы убедиться, что все актеры говорят на том же диалекте, что и персонажи, которых они играют. У Дрейера были некоторые трудности с тем, что пожилой актер Хенрик Мальберг мог запоминать его диалоги для таких длинных дублей. Мунк написал оригинальную роль Мортена Боргена специально для Мальберга в 1925 году.
Дважды в фильме, когда Мортен и Андерс едут на встречу с Петром Портным и обратно, они проходят мимо грубого креста, установленного на этом месте. где было найдено тело Кая Мунка. Мунк был убит в 1944 году во время нацистской оккупации Дании за открытую проповедь против сотрудничества с нацистским режимом.
Как и ее персонаж, Федершпиль действительно была беременна во время съемок фильма, и к концу съемок у нее начались роды. Она согласилась позволить Дрейеру записать на пленку ее схватки во время родов, а затем использовать запись в качестве звукового эффекта в готовом фильме. В ожидании возвращения Федершпиля в постановку после того, как ребенок Дрейер и Бендцен спланировали финальную сцену воскрешения. Они сняли две разные версии этой сцены: версию из пьесы Мунка, в которой предполагается, что Ингер просто кажется мертвой, и версию, в которой воскресение является настоящим чудом. Дрейер решил использовать вторую версию в финальном фильме.
Премьера фильма состоялась 10 января 1955 года в Dagmar Teatret в Копенгагене. Это был первый фильм Дрейера после Страсти Жанны д'Арк, сразу получивший похвалу критиков, и он был особенно популярен в его родной Дании как среди критиков, так и среди зрителей, а также среди критиков в других странах. Он также получил Золотого льва на 16-м Венецианском международном кинофестивале..
Критик Роджер Эберт поставил фильму 4/4. Он написал: «Обычному кинозрителю, в том числе и мне самому, сложно попасть в« Ордет ». Но, оказавшись внутри, выбраться невозможно». Критик Том Милн писал, что «внутренние сцены светятся чувством обширной привязанности, возникающей из богатых, тщательно наблюдаемых деталей отношений... На протяжении всего фильма Дрейер делает акцент на плотности эмоций, связанных с жестами, которые он впервые исследовал в Хозяин дома. Критик Робин Вуд также похвалил фильм, но написал, что «наше ощущение взаимозависимости персонажей и их действий передается визуально... нельзя не восхищаться все необходимое, процесс, который, безусловно, насыщает эти элементы выразительной интенсивностью. В то же время мне трудно не отреагировать на этот стиль как на репрессивный и убивающий ». Дэйв Калхун из Time Out написал, что« «Мощный» не воздает должное »фильму и« напоминает нам, как в В конце концов, мы мало знаем о загадках жизни. Все это Дрейеру удается сказать в рамках странного, чудесного и шокирующего произведения. Однажды увиденное, вряд ли оставит вас ». Питер Брэдшоу из The Guardian назвал это« захватывающей и жуткой трагедией сверхъестественного », но также подумал, что это не так хорошо, как« День гнева »или« Страсти Жанны д'Арк ».
Rotten Tomatoes сообщает, что рейтинг одобрения составляет 100% на основе 26 обзоров, со средней оценкой 9,62 / 10.
Он был выпущен на DVD компанией The Criterion Collection с корешком 126 как часть бокс-сета с другими фильмами Дрейера Day of Wrath и Gertrud.
Ordet был включен в 16-й Венецианский международный кинофестиваль и получил свой высший приз - Золотой лев. В 1956 году фильм был среди фильмов, удостоенных премии Золотой глобус за лучший фильм на иностранном языке, а также премию Национального совета по обзору за лучший иностранный фильм в 1957 году. На церемонии Bodil Awards 1955 года он выиграл за лучшую мужскую роль (Эмиль Хасс Кристенсен ), Лучшая женская роль (Биргитте Федерспи el), а также в категории Лучший датский фильм с фильмом Свена Метлинга Der kom en dag. В настоящее время онлайн-сообщество Arts and Faith оценивает его как третий наиболее духовно значимый фильм всех времен.