Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах

редактировать

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся вовлечения детей в вооруженные конфликты
OPAC members.svg государства-участники государства, которые подписали, но не ратифицировали государства, которые не подписали
Подписано25 мая 2000 г.
МестоположениеНью-Йорк
Действует12 февраля 2002 г.
Условие10 ратификаций
Подписавшие стороны180
Сторон170
ДепозитарийГенеральный секретарь ООН
ЯзыкиАнглийский, арабский, испанский, китайский, русский и французский
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся вовлечения детей в вооруженные конфликты в Wikisource

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (OPAC), также известный как ребенок-солдат договор, это многосторонний договор, в соответствии с которымb y государства соглашаются: 1) запретить призыв в армию детей младше 18 лет; 2) обеспечить призывник не моложе 16 лет; 3) не допускать непосредственного участия в боевых действиях новобранцев в возрасте 16-17 лет. Договор также запрещает негосударственным вооруженным группам вербовать кого-либо в возрасте до 18 лет для любых целей.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла договор в качестве дополнительного протокола к Конвенции о правах ребенка резолюцией 54/263. 25 мая 2000 г. Протокол вступил в силу 12 февраля 2002 г.

По состоянию на сентябрь 2020 г. участниками протокола являются 170 государств. Еще 10 государств подписали, но не ратифицировали его, и 17 государств не подписали его.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Кампания за новый договор
    • 2.1 Начальные переговоры
    • 2.2 Коалиция Прекратить использование детей-солдат
    • 2.3 Заключительные переговоры
    • 2.4 Степень ратификации и позиция прямого 18
    • 2.5 «OPAC исполняется 18 лет»: мероприятие 18-й годовщины, 2018
  • 3 Положения договора OPAC
    • 3.1 Основные обязательства
    • 3.2 Другие положения
  • 4 Комментарий Международного комитета Красного Креста
  • 5 Национальные ответы (примеры)
    • 5.1 Австралия
    • 5.2 Соединенное Королевство
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
История вопроса

В Конвенции о правах ребенка (1989 г.) ребенок определяется как любое лицо в возрасте до 18 лет.

На протяжении всей истории и во многих культурах дети активно участвовали в военных кампаниях. В Первой мировой войне в Великобритании 250 000 мальчиков до 18 лет смогли вступить в армию. Во время Второй мировой войны дети-солдаты сражались по всей Европе, в Варшавском восстании, в еврейском сопротивлении и в Советской армии. После окончания холодной войны количество вооруженных конфликтов выросло, а использование детей в военных целях резко увеличилось, от чего к концу 1990-х годов во всем мире ежегодно страдали до 300 000 детей.

Прогресс движение к прекращению использования детей в военных целях идет медленно, отчасти потому, что многие национальные вооруженные силы полагаются на детей, чтобы пополнить свои ряды. Первые попытки ограничить участие детей в вооруженных конфликтах начались с принятия Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года, принятых в 1977 году (статья 77.2). Новые Протоколы запрещали вербовку детей в возрасте до 15 лет и их прямое участие в боевых действиях, но по-прежнему разрешали государственные вооруженные силы и негосударственные вооруженные группы вербовать детей с 15 лет и использовать их в боевых действиях. Кроме того, Протоколы не запрещали воюющим сторонам использовать детей младше 15 лет в боевых действиях, если их участие не было «прямым»; например, в качестве разведчиков, носильщиков, информаторов, шпионов, носителей сообщений и других вспомогательных ролей.

Когда те же ограниченные стандарты были включены в Конвенцию о правах ребенка (CRC) в 1989 г., защитники прав детей остались разочарованы, полагая, что договор, устанавливающий основные права ребенка дети должны защищать их от всех форм военного вмешательства. Чтобы добиться этого, небольшая группа борцов за права человека и симпатизирующие им правительства начали глобальную кампанию за новый договор, который был принят в 2000 году как Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах ( OPAC).

Кампания за новый договор

Первые переговоры

К 1994 году, через пять лет после принятия Конвенции о правах ребенка, Приняв решение, защитники прав детей и сочувствующие правительства убедили международное сообщество создать рабочую группу Комиссии ООН по правам человека. Его мандат состоял в том, чтобы начать переговоры по новому протоколу к Конвенции, который повысит стандарты использования детей в военных целях.

В то время как подавляющее большинство государств, участвующих в переговорах по протоколу, были готовы прекратить вербовку в вооруженные силы детей в возрасте до 18 лет (так называемый принцип «18 лет»), небольшое число государств выступило против: Бангладеш, Куба, Израиль, Южная Корея, Кувейт, Пакистан, Соединенное Королевство (Великобритания) и США (США). По словам Джо Беккер, правозащитницы, активно участвовавшей в переговорах:

Правительства начали серию ежегодных переговоров в Женеве, но к 1998 году переговоры провалились, поскольку стало ясно, что правительства, которые долгое время использовали В своих национальных вооруженных силах, особенно в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве, младше восемнадцати лет не желали поддерживать новый стандарт, который противоречил их национальной практике.

Хотя некоторые из них Государства, выступавшие против изменения, тем не менее заявили, что не будут его блокировать, по словам Беккера, США настаивали на своей позиции.

Существенным в получении поддержки договора на высоком уровне стало предложение защитников прав детей о крупное исследование о влиянии вооруженных конфликтов на детей. Исследование было предложено Комитетом по правам ребенка по заказу Генеральной Ассамблеи ООН и подготовлено Грасой Машел в 1996 г.: Воздействие вооруженного конфликт на детях. В отчете особое внимание уделялось использованию детей младшего возраста в качестве участников вооруженного конфликта, и были представлены доказательства того, что многие тысячи детей ежегодно были убиты, искалечены и психически ранены во всем мире.. Он также призвал положить конец вербовке детей всеми вооруженными силами.

Коалиция за прекращение использования детей-солдат

Поскольку переговоры по новому договору зашли в тупик в 1998 году, Коалиция за прекращение использования детей-солдат (теперь известная как Международная ассоциация детей-солдат ) была создана шестью правозащитными и гуманитарными организациями (Amnesty International, Human Rights Смотрите, Международная федерация Terre des Hommes, Иезуитская служба по делам беженцев, Офис квакеров при ООН (Женева) и Save the Children ). С целью включения принципа прямых 18 в новый договор Коалиция быстро создала национальные членские организации в более чем тридцати странах. Коалиция работала в союзе с небольшой группой государств, активно отстаивающих принцип прямых 18 на международном уровне: Канада, Дания, Эфиопия, Финляндия, Япония, Мозамбик, Норвегия, Португалия, Южная Африка, Швеция и Швейцария.

При первоначальном финансировании со стороны правительства Канады Коалиция организовала серию межправительственных региональных конференций; Африканская и латиноамериканская конференции решительно поддержали принцип прямых 18. Европейская конференция поддержала прекращение участия детей в вооруженных конфликтах, но не их вербовку, из-за возражений со стороны Австрии, Франции, Германии, Люксембург, Нидерланды и Великобритания, которые вербовали детей в возрасте 16-17 лет в свои вооруженные силы. (По состоянию на 2017 год все, кроме Люксембурга, продолжали это делать.)

К 1999 году принцип прямых 18 получил поддержку подавляющего большинства государств, а также Комитета по правам человека. ребенок, Международный комитет Красного Креста, Международная организация труда, Европейский парламент, Организация африканского единства и Всемирный совет церквей.

Заключительные переговоры

На заключительных переговорах только пять государств все еще выступали против принципа прямого 18: Египет, Кувейт, Сингапур, Великобритания и, что особенно важно, США. США при поддержке Великобритании продолжали настаивать на том, что они не поддержат договор, запрещающий им отправлять 17-летних в бой. По словам Беккера, США смягчились после вмешательства государственного секретаря Мадлен Олбрайт, хотя США и Великобритания продолжали настаивать на своем праве вербовать детей с 16 лет (Великобритания) и 17 (США).

Это изменение позволило достичь компромисса консенсуса между сторонами переговоров, согласно которому новый договор не будет препятствовать государствам вербовать детей в свои вооруженные силы с 16 или 17 лет, но потребует принятия «всех возможных мер» для обеспечения того, чтобы дети не участвовали «напрямую» в боевых действиях.

Степень ратификации и прямая позиция 18

Договор OPAC был широко ратифицирован. По состоянию на сентябрь 2020 года 170 государств ратифицировали договор или присоединились к нему; еще 10 штатов подписали, но еще не ратифицировали его.

Кроме того, после принятия OPAC количество штатов, ограничивающих набор в армию для взрослых старше 18 лет, существенно увеличилось, согласно Child Soldiers International : с 83 в 2001 году до 126 в 2016 году, что составляет 71 процент стран с вооруженными силами. К ним относятся несколько штатов, где вербовка детей была обычным делом, в том числе Колумбия и Сьерра-Леоне. Примерно 60 негосударственных вооруженных групп также заключили соглашения о прекращении или сокращении использования детей.

Несмотря на эту тенденцию, Child Soldiers International сообщает, что вербовка детей в военных целях остается широко распространенным, в том числе вооруженными силами трех самых густонаселенных стран - Китая, Индии и Соединенных Штатов - и наиболее экономически мощных (все страны G7, кроме Италии и Японии ). Большое количество негосударственных вооруженных групп также регулярно вербуют и используют детей, особенно после недавнего всплеска вербовки детей воинствующими исламистскими движениями в Африке и Ближний Восток, а также ополченцы, противостоящие им.

«OPAC исполняется 18 лет»: мероприятие, посвященное 18-й годовщине, 2018

21 февраля 2018 г. ООН отметит 18-летие договора. На встрече, организованной Международной организацией детей-солдат, ЮНИСЕФ и правительствами Бельгии, Канады, Колумбии, Франции и Сьерра-Леоне, присутствовало около 100 делегатов. Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о детях и вооруженных конфликтах Вирджиния Гамба сообщила о прогрессе, достигнутом и еще не достигнутом с момента принятия договора:

Мы действительно прошли долгий путь. Сегодня, 18 лет спустя, мы должны отметить достигнутый количественный прогресс. Вопрос о детях и вооруженных конфликтах был безоговорочно включен в повестку дня международного мира и безопасности. С 2000 года не менее 130 000 детей-солдат были освобождены благодаря коллективным усилиям организаций по защите детей. Тысячи других были избавлены от испытаний вербовки и использования - потому что их страна присоединилась к OPAC и приняла меры для их защиты. Очень важно обеспечить, чтобы все освобожденные мальчики и девочки и их общины имели доступ к значимой реинтеграции - чтобы помочь им преодолеть мучительный опыт, через который они прошли. Но это остается огромной проблемой.

Положения договора OPAC

Основные обязательства

Основные обязательства договора OPAC заключаются в следующем:

  • Ни одно государство-участник не может нанимать кого-либо которым еще предстоит достичь минимального возраста, установленного государством (в обязательном заявлении, сданном на хранение в ООН при ратификации), и во всех случаях минимальный возраст не должен быть ниже 16 лет.
  • Государства-участники, вооруженные Силы вербовки детей в возрасте 16 или 17 лет должны:
    • не принуждать детей к вступлению в свои вооруженные силы;
    • обеспечивать предоставление "надежных доказательств возраста" до призыва;
    • гарантировать до зачисления на военную службу, чтобы дети-заявители были «полностью проинформированы» об обязанностях военной службы, что их решение поступить на военную службу является «действительно добровольным» и что их родители или законные опекуны дали свое «осознанное согласие»; и
    • «принять все возможные меры» для обеспечения того, чтобы дети-новобранцы не принимали непосредственного участия в боевых действиях;
  • негосударственные вооруженные группы «ни при каких обстоятельствах не должны вербовать или использовать в боевых действиях "любой ребенок в возрасте до 18 лет (юридическая сила этого, однако, неясна).
  • Государства-участники договора должны периодически сообщать о его выполнении в Комитет по правам ребенка.

Другие положения

Другие положения договора включают следующее:

  • Государства-участники должны сотрудничать друг с другом в реализации договора и оказывать финансовую и техническую поддержку «в реабилитации и социальной реинтеграции» людей. которые были завербованы незаконно в детстве.
  • Любое государство может выйти из договора в течение года, но не в том случае, если в то время оно было вовлечено в вооруженный конфликт.
  • Договор не запрещает государствам вести военные операции. школы, которые распространены во многих странах, при условии, что они соответствуют юридические требования, регулирующие образование, в Конвенции о правах ребенка.
  • Соглашение позволяет государствам в любой момент повысить минимальный возраст для зачисления и сдать на хранение обновленное обязательное заявление на этот счет в Организации Объединенных Наций; любое государство, поступающее таким образом, связано пересмотренным минимальным возрастом и не может его понижать.
Комментарий Международного комитета Красного Креста

Предложение «Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы члены своих вооруженных сил, не достигших 18-летнего возраста, не принимают непосредственного участия в боевых действиях "была адаптирована из статьи 77.2 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. и касалась Закон о защите жертв международных вооруженных конфликтов, принятый в 1977 году, с изменением с пятнадцати лет до восемнадцати лет и некоторыми другими незначительными изменениями. («Стороны конфликта примут все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не принимали прямого участия в боевых действиях, и, в частности, они воздерживаются от вербовки их в свои вооруженные силы».)

Комментарий МККК к Протоколу I разъясняет, что он не требует полного запрета на использование детей в конфликтах. МККК предложил, чтобы Протокол потребовал от сторон «принять все необходимые меры», но в окончательном тексте используется формулировка «принять все возможные меры», что не является полным запретом на их выполнение. Кроме того, отказ от вербовки детей в возрасте до пятнадцати лет не исключает детей, которые добровольно поступают на вооруженную службу. Во время переговоров по пункту «принимать участие в боевых действиях» было добавлено слово «прямые», открывшее возможность косвенного участия детей-добровольцев в боевых действиях, сбора и передачи военной информации, помощи в транспортировке оружия и боеприпасов., снабжение и т. д.

Национальные ответы (примеры)

Австралия

Курсанты Сил обороны Австралии соблюдают Факультативный протокол к Конвенции о Права ребенка в отношении вовлечения детей в вооруженные конфликты, но по-прежнему принимает курсантов в возрасте от 13 до 18 лет (кроме персонала) и иногда доставляет их на базы АДС.

Соединенное Королевство

Как отмечалось выше, во время переговоров с OPAC Великобритания присоединилась к США в активном сопротивлении мнению большинства участников переговоров о том, что 18 лет должен быть минимальным возрастом для всех форм призыв в армию. Тогда, как и сейчас, Великобритания разрешает своим вооруженным силам вступать в армию с 16 лет и разрешает детям подавать заявления в возрасте 15 лет и 7 месяцев.

При ратификации договора в обязывающей декларации Великобритании говорилось о своем понимании, что: в то время как он будет стремиться не использовать детей-новобранцев в боевых действиях, протокол "... не будет исключать развертывание военнослужащих его вооруженных сил в возрасте до 18 лет для непосредственного участия в боевых действиях, если: а) есть настоящие военные необходимо развернуть свое подразделение или корабль в районе, в котором ведутся боевые действия; и b) по причине характера и срочности ситуации: - i) невозможно отвести таких лиц до развертывания; или ii) сделать это подорвало бы оперативную эффективность их корабля или подразделения и тем самым поставило бы под угрозу успешное завершение военной миссии и / или безопасность другого персонала ».

Согласно Child Soldiers International Великобритания направила в Ирландию 22 военнослужащих в возрасте до 18 лет. aq и Афганистан в период с 2003 по 2010 годы. Комитет по правам ребенка призвал Великобританию изменить свою политику, чтобы дети не могли принимать участие в военных действиях ни при каких обстоятельствах.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:37:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте