Одалиска с рабом | |
---|---|
Французский: L'Odalisque à l'esclave | |
Художник | Жан-Огюст-Доминик Энгр |
Год | 1839 (1839) |
Средний | Холст, масло |
Размеры | 72,1 см × 100,3 см (28,4 дюйма × 39,5 дюйма) |
Местоположение | Гарвардские художественные музеи / Музей Фогга, Кембридж, Массачусетс |
Одалиска с рабом (французский: L'Odalisque à l'esclave) - картина 1839 года Жана-Огюста-Доминика Энгра, написанная по заказу Шарля Маркотта.. Выполненная маслом на холсте, она изображает обнаженную одалиску, музыканта и евнуха в интерьере гарема. Картина находится в Художественном музее Фогга в Кембридже, Массачусетс. Это классика ориентализма во французской живописи.
За свою долгую карьеру Энгр нарисовал несколько сцен в гаремах, начиная с Большая одалиска (1814 г.). Эти работы демонстрируют вкус к востоковедной тематике, разделяемый многими французскими художниками романтической эпохи, в частности соперником Энгра Эженом Делакруа. Поскольку Энгр никогда не посещал Ближний Восток, «Одалиска с рабом» изображает воображаемую сцену. Она написана в Риме, где художник жил с 1835 по 1841 год, будучи директором Французской академии. Одалиска была нарисована по натурному рисунку, нарисованному Энгром несколько лет назад. Музыкант был нарисован с модели, поставленной в студии, и многие детали, такие как танбур, были заимствованы из гравюр.
Энгр трудился над исполнением с обычной большой осторожностью и привлек некоторых его учеников в качестве помощников. Одним из них был Раймон Бальз, который описал свой опыт:
Энгр начал свои занятия с натуры и подготовил набросок на своем холсте, а затем его ученики сделали менее важные части, очень законченные., такие как архитектура, мозаика, ковры, мебель, инструменты, которые он часто [их] переставлял, неохотно [поскольку он] был удовлетворен их исполнением... Затем все, закончив с фигурами, он один взялся согласовать ансамбль из цветных луковых шкур.
версия 1842 г., в Художественном музее Уолтерса, БалтиморВ сентябре 1840 г. картина была доставлена в Париж, где получила похвалу критиков, просмотревших это в доме хозяина. Когда в 1845 году картина была выставлена на всеобщее обозрение, картина вызвала всеобщее восхищение, и о ней писали Бодлер и Теофиль Торе-Бюргер.
. Энгр создал вторую версию в 1842 году с помощью двух своих учеников. Поль и Жан-Ипполит Фландрин, который находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе. В этой версии фоновая стена, описанная историком искусства Карин Гримме как заточение одалиски в «комнате без выхода», была заменена садом, нарисованным Полем Фландреном, вдохновленным парком в Шато де Дампьер.
Лувр владеет тщательно обработанным рисунком Энгра, сделанным в 1858 году, который воспроизводит композицию 1839 года.