Концерт для гобоя (Штраус )

редактировать
Концерт ре мажор для гобоя с небольшим оркестром
Концерт Рихард Штраус
Leon Goossens.jpg Леон Гуссенс, играл на гобое на первой записи в 1948 году
Keyре мажор
КаталогTrV 292
ComposedЗавершено 25 октября 1945 года
ПосвящениеФолькмар Андреа и Tonhalle Orchester Zürich
Озвучиваниедвойной духовой, 2 валторны и струнные

Концерт ре мажор для гобоя и малого оркестра, AV 144, TrV 292, был написан Рихардом Штраусом в 1945. Это была одна из последних работ, которые он написал ближе к концу своей жизни, во время того, что биографы, журналисты и музыкальные критики часто называют его «бабьим летом ».

Инструменты и движения

Концерт рассчитан для гобоя соло с оркестром из 2 флейт, английского рожка, 2 кларнета, 2 фагота, 2 рожка и струнных.

Концерт состоит из трех взаимосвязанных частей и длится около 25 минут:

  • Allegro moderato
  • Andante
  • Vivace - Allegro

Тональное расположение движений ре мажор, си-бемоль мажор, ре мажор. Юрген Мэй заметил, что «очевидно, что Штраус берет в качестве отправной точки здесь классическую и ранне- романтическую модели своей музыкальной юности. Композитор обращается к прошлой эстетике с точки зрения человека, пережившего смену парадигм девятнадцатого и двадцатого веков. В этом смысле последние работы Штрауса можно назвать постмодерном ."

. Как и другие его поздние работы, Штраус строит музыку из серия небольших мелодических идей, «которые являются отправной точкой для развития всей композиции». Концерт построен из трех основных тематических элементов. Первый - это 4 полуквавера D – E – D – E, открывающие произведение на виолончелях. Вторая - длинная нота (минимум), за которой следует игривая фигура с более короткими значениями длительности (полудичанами). Третья - повторение короткой-короткой-короткой длинной с последующими различными вариантами продолжений. Этот мотив перекликается с ритмом мотива судьбы из Бетховена Fift h симфония и «явно относится к Metamorphosen, завершенной незадолго до Концерта для гобоя - замечательный пример тематических связей между последними инструментальными произведениями». Однако это также связано с использованием Штраусом ритма мотива Судьбы в первой части его юношеской Сонаты для фортепиано, написанной более 60 лет назад в 1881 году. Финал заканчивается неожиданностью: после второй каденции, Штраус завершается танцевальным Аллегро размером 6/8 метра, которое воспринимается как четвертая часть со своим собственным характером.

Начало и премьера

Американский гобоист Джон де Ланси был капралом в подразделении армии США, охранявшем территорию вокруг баварского города Гармиш где Штраус жил в апреле 1945 года, после Второй мировой войны. Как главный гобоист Питтсбургского оркестра в гражданской жизни, он хорошо знал оркестровое письмо Штрауса для гобоя, навещал композитора в его доме и в ходе долгого разговора спросил его, думал ли он когда-нибудь о написании гобоя. концерт для гобоя. Штраус ответил просто «Нет», и тема была закрыта. Однако в последующие месяцы идея росла у него, и он закончил короткую партитуру своего концерта для гобоя 14 сентября 1945 года, завершив оркестровку 25 октября. Премьера произведения состоялась 26 февраля 1946 года в Цюрихе с участием Марселя Сейла. в качестве солиста Tonhalle Orchester под управлением Фолькмара Андреэ. Британская премьера состоялась на BBC Proms 17 сентября 1946 года с гобоистом Леон Гуссенсом и симфоническим оркестром BBC под управлением Адриана Боулта. Поскольку концерт готовился к печати в начале 1948 года, Штраус переработал и расширил свою последнюю часть кода. Первая запись была сделана в 1948 году с участием гобоиста Леона Гуссенса и Philharmonia Orchestra под управлением Альсео Галльеры (в версии без окончательных редакций). Джон де Ланси был удивлен, увидев, что Штраус действительно публикует концерт для гобоя. Штраус позаботился о том, чтобы права на премьеру в США были переданы де Ланси, который после войны перешел в Филадельфийский оркестр и был там только младшим участником. Протокол сделал исполнение премьеры де Ланси невозможным, поскольку приоритет имел главный гобоист Филадельфийского оркестра. Вместо этого Де Ланси передал права на премьеру в США молодому другу-гобоисту из Симфонического оркестра CBS в Нью-Йорке, Митчу Миллеру, который позже стал известен как музыкальный продюсер и ведущий певческое телешоу.

Джон де Ланси позже стал главным гобоистом Филадельфийского оркестра, и его единственным публичным исполнением Концерта была труппа премьера произведения 30 августа 1964 года в Центре Интерлохен Искусство в Мичигане, дирижирует Юджин Орманди. В 1987 году у де Ланси была возможность записать работу, которую он вдохновил, с небольшим оркестром, обозначенным на лейбле RCA только как «Камерный оркестр» под управлением Макса Уилкокса.

Источники

Примечания

Источники

  • Роос, Джеймс (зима 1991 г.). «Гобоист, наконец, записывает вдохновленный им концерт». Двойная трость 14(3).
  • Мэй, Юрген (2010). «Последние работы». В «Кембриджском компаньоне Рихарда Штрауса», отредактированном Чарльзом Юмансом, 178–192. Кембриджские товарищи по музыке. Кембридж и Нью-Йорк: Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-72815-7.
Последняя правка сделана 2021-06-01 07:26:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте