Oberon (операционная система)

редактировать
Oberon
OberonScreen.PNG Расположение окон в Oberon
Developer Niklaus Wirth и Jürg Gutknecht
Написано на Oberon
Исходная модельОткрытый исходный код
Первоначальный выпуск1987
Доступно на английском языке
ПлатформыNS32032, IA-32, Xilinx Spartan и многие другие
По умолчанию пользовательский интерфейс Текстовый пользовательский интерфейс
Лицензия BSD -style
Официальный сайтwww.ethoberon.ethz.ch

Oberon System представляет собой модульную однопользовательскую -процесс, многозадачность операционная система, написанная на одноименном языке программирования . Первоначально он был разработан в конце 1980-х в ETH Zürich. Система Oberon имеет нетрадиционный визуальный текстовый пользовательский интерфейс вместо обычного CLI или GUI. Этот "TUI" был очень инновационным в свое время и повлиял на разработку операционной системы Plan 9 от Bell Labs.

Последняя версия системы Oberon, Project Oberon 2013, все еще поддерживается Никлаусом Виртом и рядом соавторов, но более старые версии ETH систем Oberon остались без внимания. Система Oberon также превратилась в многопроцессорную, SMP -поддерживающую операционную систему Bluebottle с масштабируемым пользовательским интерфейсом.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Пользовательский интерфейс
  • 3 Версии и доступность
    • 3.1 Native Oberon
  • 4 Project Oberon 2013
  • 5 Галерея
  • 6 Глоссарий
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
История

Операционная система Oberon изначально была разработана в рамках проекта NS32032 на базе Ceres рабочей станции. Он был написан почти полностью (а с версии 2013 г. теперь полностью описан) на языке программирования Oberon . Базовая система была разработана и реализована Никлаусом Виртом и Юргом Гуткнехтом, и ее разработка и внедрение полностью задокументированы в их книге «Project Oberon». Справочник по пользовательскому интерфейсу и программистам можно найти в книге Мартина Райзера «Система Оберон». Позже он был расширен и перенесен на другое оборудование командой из ETH-Zürich и получил признание в популярных журналах. Вирт и Гуткнехт (хотя они и были активными профессорами информатики ) в книге «Проект Оберон» называли себя «программистами по совместительству». В конце 2013 года, за пару месяцев до своего 80-летия, Никлаус Вирт опубликовал второе издание Project Oberon. В нем подробно описывается реализация системы Oberon с использованием процессора RISC собственной разработки, реализованного на плате Xilinx FPGA. Он был представлен на симпозиуме, организованном к его 80-летию в ETHZ. Тем временем было реализовано несколько эмуляторов для этой версии.

По словам Йозефа Темпла, бывшего члена группы разработчиков в Eidgenössische Technische Hochschule, Цюрих, а позже члена «Института системного программного обеспечения» Университета Иоганна Кеплера в Линце, где сохранялась одна из версий (V4), генеалогия различных версий системы Оберон была следующей:

ГодИмяЗамечание
1985Начало проекта Oberon
1987V1Внутреннее использование в ETHZ. Только простые средства редактирования текста.
1991V2Расширяемая текстовая модель и специальный редактор Write, поддерживающий эти расширения.
1991Система 3Расширения ядра, поддерживающие постоянные объекты, и объектные библиотеки, поддерживающие встраивание объектов и связывание объектов. Гаджеты, текстовый редактор: Script и графический редактор: Illustrate
1992Публикация трилогии Оберон: «Проект Оберон», «Система Оберон». »И« Программирование в Обероне »
1992V4Функциональность записи интегрирована в стандартный текстовый редактор.
Версия 1.4Рабочие столы
1993Версия 1.5Общая модель документа
1994V4Назначение Ханспетера Мёссенбёка в JKU (Линц), разработка V4 перенесена в Линц.
1995Версия 2.0Расширение пространства документов на весь Интернет. Улучшено bitmap-editor: Rembrandt. –Онлайн-уроки.
2000ETH-OberonСистема-3 переименована в ETH-Oberon
2002AOS - A2Система активных объектов (также известная как Act. Oberon Sys., Позже переименованная в A2)
2013PO 2013 - V5Повторная реализация исходной системы Oberon в FPGA
Пользователь interface

Oberon имеет текстовый пользовательский интерфейс (TUI), который следует отличать от пользовательского интерфейса терминала. Он сочетает в себе Удобство графического пользовательского интерфейса (GUI) с точки и щелчка с лингвистической силой интерфейса командной строки (CLI) и тесно связано с соглашениями об именах Oberon язык. Любой текст, появляющийся (почти) в любом месте экрана, можно редактировать и, следовательно, использовать в качестве ввода команд. Команды активируются щелчком средней кнопки мыши по текстовому фрагменту формы Module.Command (необязательно сопровождаемый параметрами, которые заканчиваются знаком ~). Команда определяется любой процедурой, которая экспортируется и имеет пустой список аргументов. Параметры команды должны быть определены до выполнения среднего щелчка и должны быть явно просканированы и извлечены процедурой. Во время выполнения команды нет проверок и вопросов. Иногда это называют «немодальным» пользовательским интерфейсом (UI). Ничего подобного командной строке не требуется.

Хотя TUI радикально отличается от командной строки, он очень эффективен и мощен. Крутой подъем в кривой раннего обучения делает его немного трудным в начале. Никаких вопросов: это осознанное дизайнерское решение, к которому нужно привыкать. Большинство редакторов спрашивают пользователя при закрытии измененного текста: в системе Oberon это не так. Использование TUI и интерфейса программирования полностью задокументировано в книге Мартина Райзера «Система Оберон». Краткое введение в пользовательский интерфейс можно найти на домашней странице Никлауса Вирта. Более поздние версии System Oberon, Oberon V4 (или кратко V4, иногда также называемые Linz-Oberon) и Oberon System 3 (или S3, иногда также называемые ETH-Oberon или Spirit of Oberon), улучшили базовый интерфейс с помощью различных но несовместимые реализации для кнопок, раскрывающихся меню и других активных элементов. V4 использовал для этой цели специальный управляющий символ, встроенный в обычный текст, в отличие от System 3, которая расширила ядро, добавив постоянные объекты. Оба расширения включают в себя большой набор элементов пользовательского интерфейса.

Освоение пользовательского интерфейса Oberon, как чисто текстового, так и так называемой системы гаджетов (в S3), абсолютно нетривиально. Поэтому после успешной установки Oberon System 3 рекомендуется продолжить установку в André Fischers Oberon System 3 Tutorial. Расширенная версия этого учебника была опубликована в виде книги, которая сейчас не издается. Вся книга доступна в электронной форме по лицензии для одного пользователя в каждой установленной версии Системы 3 (Windows, Linux или Native, то есть также с набором инструментов для гаджетов OLR). Более подробную информацию о том, как получить собственную копию Oberon Companion, можно найти в разделе Начало работы викибука Oberon.

Подобные пользовательские интерфейсы еще не появлялись в более распространенных операционных системах. Система Роба Пайка под Планом 9 от Bell Labs была сильно вдохновлена ​​TUI Оберона. Повлиял ли интерфейс рабочего листа Macintosh Programmer's Workshop на TUI Oberon или наоборот, трудно решить: система Oberon была основана на предыдущем компьютерном дизайне Вирта Lilith и Apple Macintosh (и его предшественник Lisa ) и система Oberon (на Ceres и ее предшественница Lilith ) имеют одни и те же корни: все они были Вдохновленный Alto, разработанным в Xerox PARC.

Версии и доступность

V1 была первой пригодной для использования версией за некоторое время до публикации трилогии Oberon. Основное изменение текстовой модели вместе с редактором под названием Write привело к V2. Как видно из таблицы в разделе история выше, в начале 1990-х годов произошла большая развилка: V4 против Системы 3: группа вокруг Юрг Гуткнехт представила постоянные объекты и библиотеки объектов. тем самым расширяя ядро. Группа вокруг Hanspeter Mössenböck реализовала аналогичные функции, введя активные элементы, сопоставленные со специальным символом, тем самым расширяя шрифты без изменения ядра. Систему 3 иногда также называли Spirit of Oberon, а затем переименовали в ETH Oberon, тогда как V4 иногда также называли Linz Oberon.

Подсистема Oberon в A2 на XO-1.5.

По состоянию на 2017 год ОС Oberon доступна для нескольких аппаратных платформ, как правило, в бесплатных версиях и из нескольких источников, т.е. довольно запутанно. ОС Oberon обычно чрезвычайно компактна. Даже с компилятором Oberon , различными утилитами, включая веб-браузер, TCP / IP для работы в сети и графический интерфейс, весь пакет может быть сжат до одного файла 3.5 "гибкий диск. Существуют / были версии, имитирующие ОС Oberon поверх другой операционной системы, и версии, работающие на голом оборудовании. Последние называются Native Oberon. Есть / были собственными версиями для платформ Ceres, Intel IA-32 и ARM. В 2013 году Никлаус Вирт адаптировал базовую систему как описана в «Project Oberon» для текущей конструкции FPGA. Согласно предисловию к изданию 2013 года, вся система компилируется менее чем за 10 секунд на плате Spartan-3. Эта версия иногда также называется V5., несмотря на то, что функционально он намного больше похож на исходный V1, работающий на Ceres, чем на любые из более поздних версий.

Версия Oberon System 3, которая была интегрирована в Microsoft Windows ОС w как называется Плагин Оберон. Плагин Oberon поддерживал двоичный формат, называемый OMI (Oberon Module Interchange), также известный как «тонкие двоичные файлы», что позволяло переносить объектный код между архитектурами Intel x86, Motorola 68K и PowerPC. Тонкие двоичные файлы были изобретены Майклом Францем в начале 1990-х годов. Они были мотивированы и выступали против «толстых двоичных файлов», изобретенных Apple во время перехода от архитектуры 68K к архитектуре PowerPC. OMI предоставил переносимый код на основе сжатой версии абстрактного синтаксического дерева. Подход сжатого абстрактного синтаксического дерева возрожден для Graal и Truffle.

. Версия под названием Oberon V4 (см. Также History) ближе к исходной операционной системе, разработанной Н. Вирт и Й. Гуткнехт. Первоначально он был разработан в ETHZ, но когда H.P. Мёссенбёк перешел в Институт системного программного обеспечения при университете Иоганнеса-Кеплера в Линце (JKU). Также продвинулась разработка V4. Поэтому V4 иногда также называют Linz-Oberon в отличие от ETH-Oberon. Самая последняя версия V4 и расширения доступны по адресу JKU. Oberon V4, кажется, осиротел, с 2000 года почти нет изменений. Другой репозиторий V4 - это Oberon V4 Клаудио Нидера, который также показывает разницу между различными реализациями V4. С 2013 года эта страница перемещена в / отображается в SourceForge. Версия V4 ближе к тому, что сейчас назвали бы интегрированной средой разработки, чем собственной операционной системой. Для V4 было написано много расширений, которые все еще доступны с ftp-сервера SSW по адресу JKU ; некоторую документацию можно найти на их веб-страницах, дополнительная информация обычно включается в пакеты и дается в специальном текстовом формате Oberon.

Примерно в 2010 году отдел информатики в ETH Zurich начал изучение активных объектов и параллелизма для операционных систем и выпустил ранний версия нового языка Active Oberon и новой операционной системы для него, сначала называвшейся AOS, а теперь - из-за проблем с авторским правом - A2 и / или Bluebottle. Его можно получить в ETH Zurich из большинства источников в Интернете. Собственные версии (A2), то есть работающие на голом оборудовании, в настоящее время доступны для Intel IA-32 и X86-64 одно- и многопроцессорных систем, а также для Семейство ЦП StrongARM, версии, работающие поверх другой операционной системы, доступны в Windows (WinAos), Unix (UnixAos), Linux (LinuxAos) и OS-X (DarwinAos). Более подробную информацию об A2 можно найти на страницах русской Википедии об A2.

В рамках промышленного исследовательского проекта группа компаний Native Systems ETH Zurich разработала приложение операционная система под названием stailaOS, основанная на последней версии Oberon OS. Он нацелен на такие приложения, как аналитика в реальном времени, ERP на основе оперативной памяти и т. Д.

Native Oberon

Установщик Oberon0, работающий под QEMU в Debian Уизи. Представление таблицы разделов иллюстрирует понятность системы в целом.

Native Oberon означает систему Oberon, работающую на голом оборудовании. PC-Native Oberon - это версия операционной системы Oberon, которая работает на аппаратном обеспечении ПК IA-32 (x86-32). V4 Native Oberon никогда не существовало, поэтому каждая информация в этом разделе неявно предполагает, что это System 3. Native Oberon имеет минимальные требования к оборудованию (Pentium 133 МГц, жесткий диск 100 МБ и видеокарта VESA 2 с разрешением не более минимум 1024x768 пикселей, опционально сетевая карта 3COM). Базовая система работает с одной HD-дискеты, а дополнительное программное обеспечение может быть установлено по сети. Полная установка включает гаджеты GUI. Он полностью написан на языке программирования Oberon.

Версия под названием LNO (сокращение от Linux Native Oberon), в которой Linux используется в качестве уровня абстракции оборудования (HAL) тоже существует. Его цель заключалась в том, чтобы быть максимально совместимой с PC-Native Oberon. Другие версии системы Oberon, то есть без названия Native, имели частично модифицированные интерфейсы модулей низкого уровня. В 2015 году Питер Матиас возродил LNO под названием OLR (Oberon Linux Revival) как многоплатформенный дистрибутив, работающий без проблем под Intel x86, RISC-V, MIPS и ARM. Он отлично работает на Raspberry Pi и на недорогом компьютере CHIP ; с некоторыми настройками (настройка членства в группах и / или разрешений на некоторых устройствах) он отлично работает под Tiny Core Linux. OLR взаимодействует с ядром Linux посредством прямых системных вызовов. В настоящее время (середина 2017 г.) OLR пропускает сетевой уровень.

Project Oberon 2013

В 2013 году Никлаус Вирт и Пол Рид завершили повторное внедрение исходной системы Oberon для Digilent Xilinx Spartan 3 FPGA Стартовая доска. Работа включает в себя пересмотр «Project Oberon», обозначенного как Project Oberon (New Edition 2013). В 2015 году Пол Рид сотрудничал с Виктором Юрковским в создании OberonStation, компьютера на базе Xilinx Spartan 3, разработанного специально для работы с Oberon. С тех пор система была перенесена на Xilinx Spartan 6 FPGA Development Board компанией Saanlima Electronics. Питер де Вахтер реализовал для него эмулятор , который также был перенесен на Java и JavaScript Майклом Ширлом, запущен в современных браузерах и перенесен на Free Pascal / Ultibo от Маркус Грейм. Андреас Пирклбауэр поддерживает экспериментальную версию и расширения Project Oberon 2013 на GitHub.

Галерея
Глоссарий

A2, Еще одно название системы активных объектов, 2003.. ALO, ARM Linux Oberon; в семействе LNO и для ЦП ARM.. AOS, Active Object System, 2002. Переименован в A2 из-за слухов о проблемах с авторскими правами.. BB, BlackBox Component Builder. Component Pascal IDE от Oberon Microsystems.. Bluebottle OS, И снова другое имя для Active Object System, 2003.. CP, Component Pascal. Диалект семейства Оберон, наиболее похожий на Оберон-2.. ETHO, Оберон, разработанный в Eidgenössische Technische Hochschule (ETH) Zürich.. Fox, Компилятор для Активный Оберон, появляющийся в AOS (= A2 = Bluebottle ).. LEO, Linux ETH Oberon. ETHO 2.4.3 для Linux x86.. LNO, Linux Native Oberon.. NO, Native Oberon. Oberon, работающий на голом оборудовании, а не на другой операционной системе.. OLR, Oberon Linux Revival. Версия NO, которая использует Linux в качестве HAL и работает на x86, ARM и MIPS.. OP2, портативный компилятор Oberon-2. OP2 был разработан для порта Oberon на коммерчески доступные платформы.. PACO, (scope) PArallel COmpiler. Появляется в A2. Компилирует каждую область в независимом потоке.. RISC5, CPU из Project Oberon 2013 на основе архитектуры Wirth RISC. Не путать с RISC-V.. UnixAOS, AOS на основе Unix.. WinAOS, AOS на базе Windows.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Викиучебники книга по теме: Oberon
Последняя правка сделана 2021-06-01 07:16:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте