Новый австрийский метод проходки туннелей

редактировать
Метод современного проектирования и строительства туннелей

Новый австрийский метод прокладки туннелей ( NATM ), также известный как метод последовательной выемки грунта (SEM ) или метод облицовки методом распыления бетона (SCL ), представляет собой метод проектирования и строительства современного туннеля, использующий сложный мониторинг для оптимизации различных методов армирования стен в зависимости от типа горных пород, встречающихся в ходе проходки туннелей. Этот метод впервые привлек внимание в 1960-х годах благодаря работам Ладислава фон Рабцевича, Леопольда Мюллера и Франца Пахера в период с 1957 по 1965 год в Австрии. Название NATM было предназначено, чтобы отличить его от более ранних методов, с его экономическим преимуществом использования внутренней геологической прочности, имеющейся в окружающей горной массе, для стабилизации туннеля везде, где это возможно, а не для усиления всего туннеля.

Считается, что NATM / SEM произвел революцию в современной туннельной индустрии. Многие современные туннели использовали эту технику раскопок.

Работы, построенные методом последовательной выемки грунта, очень привлекательны с экономической точки зрения и приемлемы в карстовых условиях.

Содержание
  • 1 Принципы
  • 2 Названия вариантов
  • 3 Ключевые особенности
  • 4 Безопасность
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Принципы

NATM объединяет принципы поведения горных массивов под нагрузкой и мониторинг производительности подземное строительство при строительстве. NATM часто называют подходом «проектирование на ходу», обеспечивающим оптимизированную поддержку на основе наблюдаемых наземных условий. Более правильно его можно охарактеризовать как подход «проектирование при отслеживании», основанный на наблюдаемой конвергенции и расхождении в облицовке и картировании преобладающих горных условий. Это не набор специальных методов раскопок и поддержки.

NATM состоит из семи элементов:

  • Использование прочности естественного горного массива - полагается на внутреннюю прочность окружающей горной массы, которая сохраняется в качестве основного компонента опоры туннеля. Первичная опора направлена ​​на то, чтобы позволить породе поддерживать себя.
  • Торкрет-бетон защита - необходимо свести к минимуму рыхление и чрезмерную деформацию породы . Это достигается путем нанесения тонкого слоя торкретбетона сразу после продвижения забоя.
  • Измерение и контроль - необходимо тщательно контролировать возможные деформации котлована. NATM требует установки сложной измерительной аппаратуры. Он закладывается в футеровку, грунт и скважины. В случае наблюдаемых перемещений дополнительные опоры устанавливаются только при необходимости, что в результате приводит к общей экономии общей стоимости проекта.
  • Гибкая опора - основная футеровка тонкая и отражает последние слои условия. Используется активная, а не пассивная опора, и туннель укрепляется гибкой комбинацией анкерных болтов, проволочной сетки и стальных ребер, а не более толстой бетонной облицовкой.
  • Закрытие инвертировать - особенно важно в мягком грунте, быстрое закрытие перевернутого канала (нижней части туннеля), которое создает несущее кольцо, важно и имеет то преимущество, что задействует внутреннюю прочность окружающего массива горных пород. туннель.
  • Контрактные соглашения - Поскольку NATM основан на измерениях мониторинга, изменения в опорах и методах строительства возможны, но только если это разрешено контрактной системой.
  • Классификация горных пород, ранжирование от очень жесткого до очень мягкого, определяет минимальные необходимые меры поддержки и позволяет избежать экономических потерь, возникающих из-за излишне сильных мер поддержки. Для каждого из основных классов горных пород существуют конструкции опорных систем. Они служат в качестве руководящих принципов для армирования туннелей.

На основании расчета оптимального поперечного сечения требуется только тонкое торкретбетонное покрытие. Его наносят сразу за выемкой туннеля, чтобы создать естественное несущее кольцо и минимизировать деформацию породы. Геотехнические инструменты установлены для измерения более поздней деформации выемки. Возможен мониторинг распределения напряжений в породе.

Этот мониторинг делает метод очень гибким, даже если команды обнаруживают неожиданные изменения в геомеханической плотности породы, например по трещинам или карьерной водой. Армирование выполняется с помощью армированного бетона, который можно комбинировать со стальными ребрами или проушинами болтами, но не с более толстым торкретбетоном,

Измеренные свойства породы предложите подходящий инструмент для усиления туннелей. С начала 21-го века NATM используется для выемки мягких грунтов и прокладки туннелей в пористых отложениях . NATM позволяет незамедлительно вносить изменения в детали конструкции, но требует гибкой контрактной системы для поддержки таких изменений.

Названия вариантов

NATM изначально был разработан для использования в Альпах, где туннели обычно выкапываются на глубине и в условиях высокого напряжения на месте. Принципы NATM являются фундаментальными для современного туннелирования, а NATM в основном включает в себя конкретное рассмотрение конкретных встречающихся почвенных условий. Большинство городских туннелей строятся на небольшой глубине и не требуют контроля над снятием напряжений на месте, как это было в случае с первоначальным NATM в Альпах. Проекты в городах ставят более высокий приоритет минимизации поселений, поэтому они, как правило, используют методы поддержки, отличные от первоначального NATM. Это привело к путанице в терминологии: инженеры по туннелированию используют «NATM» для обозначения разных вещей. Появились новые термины и были приняты альтернативные названия для некоторых аспектов NATM по мере его распространения. Отчасти это вызвано более широким использованием этого метода проходки туннелей в Соединенных Штатах, особенно в неглубоких туннелях с мягким грунтом.

Для этого современного стиля проходки туннелей встречаются и другие обозначения, например Метод последовательной выемки грунта (SEM) или бетонная облицовка методом напыления (SCL) часто используются в более мелких туннелях. В Японии используются термины NATM с центральной разделительной стенкой или метод с поперечной диафрагмой (оба сокращаются до CDM) и метод вертикального деления верхней половины (UHVS).

Австрийское общество инженеров и архитекторов определяет NATM как «метод, при котором окружающие горные породы или грунт образования туннеля объединяются в общую кольцевую опорную конструкцию. Таким образом, поддерживающие образования сами будут являться частью этой несущей конструкции ".

Некоторые инженеры используют всякий раз, когда NATM предлагает торкрет для начальной поддержки наземной открытой грани туннеля. Термин NATM может ввести в заблуждение в отношении туннелей с мягким грунтом. Как отметил Эмит Браун, NATM может относиться как к философии дизайна, так и к методу construction.

Ключевые особенности

Ключевые особенности NATM Основные принципы проектирования:

  • Прочность грунта вокруг туннеля намеренно мобилизована в максимально возможной степени.
  • Мобилизация прочности грунта достигается за счет контролируемой деформации грунта.
  • Устанавливается начальная основная опора с характеристиками нагрузки -деформации, соответствующими условиям грунта, и установка рассчитывается с учетом деформаций грунта.
  • Устанавливается контрольно-измерительная аппаратура для отслеживания деформаций в исходной системе поддержки, а также в качестве основы для изменения первоначальной конструкции опоры и последовательности земляных работ.

Когда NATM рассматривается как метод строительства, ключевыми особенностями являются:

  • Туннель является последовательно выкапываются и поддерживаются, а последовательность выемок может быть изменена в зависимости от конкретных условий горных пород.
  • Первоначальная опора грунта обеспечивается торкретбетоном в сочетании с арматурой из фибры или сварной проволоки, стальными арками (обычно решетчатыми балками) и иногда арматурой грунта (например, грунтовые гвозди, шпунтовка ).
  • Постоянная опора, как правило, представляет собой монолитную бетонную облицовку, размещенную поверх гидроизоляционной мембраны.
  • Быстро закрывается инверт, то есть нижняя часть туннеля, чтобы создать структурное кольцо, которое использует преимущества каменной или грунтовой дуги, естественным образом созданной в верхней части секции туннеля.
Безопасность

Туннель 1994 аэропорта Хитроу крах вызвал вопросы о безопасности NATM. Однако последующее судебное разбирательство возложило ответственность за обрушение на плохое качество изготовления и недостатки в управлении строительством, а не на NATM.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Иоганн Гользер, Новый австрийский метод прокладки туннелей (NATM), теоретические основы и практический опыт. 2-я конференция Shotcrete, Истон, Пенсильвания (США), 4-8 октября 1976 г.
Последняя правка сделана 2021-05-31 05:39:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте