Металепсис (от греч. Μετάληψις) - это фигура речи, в которой слово или фраза из образной речи используется в новом контексте.
Слово twikent (дважды кеннед) используется для обозначения однократно удаленного металепсиса с участием кеннингов. Если в кеннинге более трех элементов, это называется рекит («расширенный»). Кеннинги до семи элементов записаны в скальдических стихах. Снорри Стурлусон характеризует пятиэлементный кеннинг как приемлемую лицензию, но предостерегает от более экстремальных конструкций:
Níunda er þat at reka til hinnar fimtu kenningar, er ór ættum er ef lengra er rekit; en þótt þat finnisk í fornskálda verka, þá látum vér þat nú ónýtt. «Девятая [лицензия] расширяет кеннинг до пятого детерминанта, но она непропорциональна, если она расширяется дальше. Даже если это можно найти в произведениях древних поэтов, мы больше этого не терпим». - Снорри Стурлусон
nausta blakks hlé-mána gífrs drífu gim-slöngvir " огнедышащий метель охоты защиты - луна коня или сарая для лодок" - из Hafgeringadrápa, автор Тордур Сьярекссон (это самый длинный кеннинговый поэт, найденный в скальдическом просторечии ; означает "воин")
Ибо природа металепсиса такова, что это как бы промежуточная ступень к тому, что выражается метафорически, ничего не означающее само по себе, но предоставляющее переход к чему-то. Это образ, с которым мы производим впечатление знакомых, а не тот, который нам действительно когда-либо понадобится. - Квинтилиан
Но смысл сильно изменился, и тщеславие слушателя странным образом запуталось в фигуре Металепсис, которую я называю фарфетом, как тогда, когда мы скорее извлекли слово на большом расстоянии, чем использовали бы более близкую руку, чтобы выразить предмет так же и более ясно. - Джордж Путтенхэм
В металепсисе слово метонимически заменяется словом в предыдущем тропе, так что металепсис можно назвать безумно, но точно метонимией метонимии. - Гарольд Блум
В нарратологии (и особенно в теориях Жерара Женетта ) парадоксальное нарушение границ между уровнями повествования или логически различными мирами также называется металепсисом.
Возможно, наиболее распространенный пример металепсиса в повествовании происходит, когда рассказчик вторгается в рассказываемый другой мир. В общем, повествовательный металепсис возникает чаще всего, когда всеведущий или внешний рассказчик начинает напрямую взаимодействовать с рассказываемыми событиями, особенно если рассказчик отделен от этих событий в пространстве и времени.
К настоящему времени существует так много примеров разветвляющегося пути и металептических нарративов, что любые рекомендации будут казаться произвольными. Одно из самых увлекательных построений загадочных миров внутри миров - « Бледный огонь» Набокова (1962). Хороший короткий текст Роберт Coover «s няней (1969). В кино часто упоминается повествование о разветвленных путях - « Раздвижные двери» Питера Хауитта (1998).
[В фильме Тома] Стоппарда « Настоящая собака-инспектор» обрамляющая диегетическая ситуация здесь в равной степени представляет собой театр. В этом вымышленном театре разыгрывается детектив, свидетелями которого являются два театральных критика. В ходе встроенного перформанса эти критики парадоксальным образом вовлекаются в гиподиегетическую игру внутри пьесы, вовлечение, которое даже приводит к смерти одного из них. Таким образом, как и в случае с персонажами Sei Пиранделло, здесь также могут быть распознаны типичные черты металепсиса: вымышленное представление, состоящее из нескольких различных миров и уровней, среди которых происходят неортодоксальные нарушения.