Mayahuel | |
---|---|
Богиня магей | |
Член Науцонтео | |
Маяуэль, изображенный в Кодексе Риос | |
Обитель | вулкан Попокатепетль |
Пол | женский |
Область, край | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки (Нахоа) |
Персональная информация | |
Родители | Омесиуатль (созданный Tecpatl) |
Братья и сестры | Nauhtzonteteo (1600 богов) |
Консорт | Патекатль |
Дети | Centzon Ttōchtin (400 кроликов) |
Майяуэль ( произношение на науатль: [maˈjawel] ) - женское божество, связанное с растением магуэй в культурах центральной Мексики в постклассическую эпоху доколумбовой мезоамериканской хронологии и, в частности, в культурах ацтеков. Как олицетворение растения магуэй, Майяуэль также является частью комплекса взаимосвязанных богинь материнства и плодородия в ацтекской религии, а также связана с понятиями плодородия и питания.
Магуэй - цветущее растение рода Агава, произрастающее в некоторых частях юго-запада современных Соединенных Штатов и Мексики. Изображения Маяуэля в Кодексе Борджиа и Кодексе Борбоникус показывают божество, восседающее на растении магуэй. Расположение божества на обеих иллюстрациях, а также тот же синий пигмент, который использовался для изображения ее тела и тела растения магуэй на странице 8 Кодекса Борбоникус, создают ощущение, что она и растение - одно целое. Кроме того, Codex Borbonicus показывает, что Маяуэль держит что-то похожее на веревку, предположительно сплетенную из волокон растения магуэй. Веревка была лишь одним из многих продуктов, добываемых на заводе магуэй. Продукты, извлеченные из растения магуэй, широко использовались в высокогорьях и на юго-востоке Мезоамерики, при этом шипы использовались в ритуальных церемониях кровопускания, а волокна, извлеченные из листьев, превращались в веревки, сети, сумки и ткань. Тем не менее, возможно, самый известный и прославленный ацтеками продукт магуэй - это алкогольный напиток октли, или позже названный пульке, который получают из сброженного сока растения магуэй и широко используют во многих общественных церемониях и в других ритуальных случаях. В более широком смысле, Mayahuel также часто показан в контексте, связанном с пульке. Хотя некоторые вторичные источники описывают ее как «богиню пульке», она остается наиболее прочно связанной с растением как источником, а не с пульке как конечным продуктом.
Маяуэль, изображенный в Кодексе Борджиа.
Маяуэль, изображенный в Кодексе Риос.
Маяуэль, изображенный в Codex Borbonicus (в верхнем левом углу страницы 8).
Маяуэль, изображенный в Codex Magliabechiano (на лицевой стороне страницы 58).
Сопроводительное описание Майяуэля в Кодексе Мальябечиано (на оборотной стороне страницы 57). Перевод: «Следующего демона звали Майяуэль, что означает магей, потому что исходящий от него сок был опьяняющим веществом. И они танцуют».
Резное изображение Маяуэля, выставленное на Великой пирамиде Теночтитлана, теперь выставлено в Музее Темпло Майор в Мехико.