Матюр Рахман Бир Срешхо | |
---|---|
Родное имя | মতিউর রহমান |
Родился | ( 1941-10-29)29 октября 1941 г. Нарсингди, Дакка, Бенгалия, Британская Индия (ныне Бангладеш ) |
Умер | 20 августа 1971 (1971-08-20)(29 лет) Татта, Западный Пакистан |
Верность | Пакистан (до марта 1971 г.) Бангладеш (с марта 1971 г.) |
Сервис / филиал | ВВС Пакистана (1963 - март 1971) ВВС Бангладеш (март 1971 - 20 августа 1971) |
Годы службы | 1963–71 (его смерть) |
Классифицировать | Лейтенант полета |
Сервисный номер | ПАК-4367 |
Ед. изм | № 2 эскадрилья |
Битвы / войны | • Индо-пакистанская война 1965 г. • Война за освобождение Бангладеш |
Награды | Бир Срешхо |
Супруг (а) | Милли Рахман |
Матиер Рахман (умер 20 августа 1971) был полет лейтенант из ВВС Пакистана и получателем Bir Sreshtho, высшей военной наградой галантность Бангладеш за его действия во время Освободительной войны Бангладеш.
Он попытался сбежать из Пакистана и присоединиться к Освободительной войне Бангладеш, чтобы захватить самолет Lockheed T-33, которым управлял 20-летний недавно назначенный пилот-офицер Рашид Минхас, который выполнял свой второй самостоятельный полет. Рахман остановил самолет на взлетно-посадочной полосе, забрался в кабину и направил самолет к границе с Индией, но Рашид Минхас боролся с ним с помощью механически связанных органов управления. Затем Минхас отпустил фонарь, и, поскольку он не был пристегнут надлежащим образом, Рахман вылетел из кабины. Самолет летел слишком низко, чтобы Минхас смог прийти в себя, поэтому он разбился, убив его. За поддержку государства Бангладеш Рахман был награжден Бангладеш премией Бир Срешто.
Матиур Рахман получил начальное образование в университетской школе Дакки. После этого он был принят в пакистанскую школу ВВС Саргодха в Западном Пакистане. 15 августа 1961 года он поступил в Академию ВВС Пакистана (затем Колледж ВВС Пакистана) в Рисалпуре. 22 июня 1963 года Матиур Рахман был назначен пилотом 36-го курса GD (P) и был отправлен в эскадрилью № 2 авиабазы Маурипур (ныне Масрур) в Карачи в Западном Пакистане. После этого он успешно прошел Курс переоборудования реактивных самолетов на учебно-тренировочных самолетах Т-33 на этой базе. Он успешно прошел курс с оценкой 75,66% и был направлен на обучение конверсии бойцов. Обучение переоборудованию истребителей проходило на F-86 Sabre Jets, этот курс он прошел с оценкой 81%. Он был отправлен в Пешавар (в 19-й эскадрилье) из-за его блестящего результата на Курсе конверсии истребителей.
Хронология вакансий
Лейтенант Матиур Рахман переправил семью капитана группы Тахера Куддуса на транспортном самолете С-130 Королевской Саудовской Аравии, направлявшемся в Эр-Рияд во время освободительной войны Бангладеш. В конце января 1971 года Матиур Рахман и его семья отправились в Дакку на двухмесячный отпуск. Он находился в деревне Раманагар в Райпуре во время военной операции 25 марта 1971 года, проведенной пакистанской армией в рамках операции Searchlight.. Несмотря на то, что он был членом PAF, Рахман открыл тренировочный лагерь в Вайрабе и начал тренировать бенгальцев, желающих присоединиться к Мукти Бахини. Он сформировал небольшой отряд обороны из добровольных членов и нескольких коллекционеров оружия. Его лагерь подвергся бомбардировке вооруженными силами США 14 апреля 1971 года. Но Рахман заранее предвидел нападение и сменил место размещения своего лагеря. Таким образом, его экипаж и он были спасены от бомбардировки. Рахман вернулся в Дакку 23 апреля, а затем вернулся в Карачи 9 мая со своей семьей.
Матиур Рахман был пилотом-инструктором на базе PAF Masroor в 1971 году. Он планировал перебежать в Бангладеш на самолете, чтобы присоединиться к войне за освобождение Бангладеш. 20 августа 1971 года пилот-офицер Рашид Минхас должен был лететь на учебно-тренировочном реактивном самолете Lockheed T-33. Рахман увидел, что Минхас собирается взлететь, и попросил присоединиться к нему, он вскочил на место инструктора. Он попытался угнать Т-33 в воздухе из Карачи, Пакистан, в Индию, чтобы присоединиться к освободительному движению. Минхас отправил сообщение на диспетчерскую вышку, что его угнали. Минхас боролся с Рахманом за управление и разбил самолет на территории Пакистана, что привело к гибели обоих пилотов. Самолет так и не пересек воздушное пространство Индии и разбился недалеко от границы с Пакистаном.
После более чем 30 лет переговоров тело Рахмана, наконец, было возвращено в Бангладеш 24 июня 2006 года для церемониального и весьма символичного перезахоронения в 2006 году. Представитель министерства иностранных дел Пакистана Тасним Аслам охарактеризовал это как «жест доброй воли». Он был похоронен на кладбище замученных интеллектуалов в Мирпуре, Дакка, со всеми воинскими почестями. Его первоначальное захоронение в могиле на кладбище сотрудников четвертого класса в Пакистане и развешивание его фотографии у входа на авиабазу Машрур, идентифицирующей его как предателя, на протяжении десятилетий были болезненным вопросом между Бангладеш и Пакистаном.
Существует документальная драма «Огниболака», основанная на жизни Матиура, в которой бангладешский киноактер Риаз исполнил роль Матиура, а телеактриса Тарин исполнила роль его жены Мили. Есть также бенгальский фильм под названием «Остистте Амар Деш», основанный на жизни Матюра, режиссер «Хилджир Хаят Хан». Его жена «Мили Рахман» была соавтором этого фильма и также снималась в нем.
База ВВС Бангладеш Матиур Рахман в Джессоре также названа в его честь. Военно-воздушные силы Бангладеш также вручают трофей, названный в его честь, за лучшие результаты в летной подготовке. Названный в его честь трофей Биршрешто Матюра Рахмана (также известная как «Золотое перо»), также присуждается за лучший индивидуальный исследовательский документ авиакрыла в Командно-штабном колледже оборонных служб. Обеденные залы в кадетских колледжах Бангладеш также названы в его честь.