Концепция материнского впечатления основана на вере в то, что мощное умственное (или иногда физическое) влияние, действующее на сознание матери, может произвести впечатление, общее или определенное, на ребенка, которого она вынашивает. В результате можно сказать, что ребенок «помечен».
Материнское впечатление, согласно давно дискредитированной медицинской теории, было феноменом, объясняющим наличие врожденных дефектов и врожденных нарушений. Теория утверждала, что эмоциональный стимул, испытываемый беременной женщиной, может повлиять на развитие плода. Например, иногда предполагалось, что мать человека- слона во время беременности испугалась слона, таким образом «запечатлевая» память о слоне на вынашиваемом зародыше. Психические проблемы, такие как шизофрения и депрессия, считались проявлением аналогичных расстройств чувств у матери. Например, беременная женщина, пережившая сильную печаль, может запечатлеть депрессивные тенденции на плоде в ее утробе.
Теория материнского впечатления была в значительной степени отвергнута к 20-му веку с развитием современной генетической теории.
В фольклоре материнский импринтинг или Versehen ( немецкое существительное, означающее «невнимательность» или глагол «предоставлять»), как его обычно называют, - это вера в то, что внезапный страх перед каким-либо предметом или животным у беременной женщины может вызвать ее ребенок несет на себе след.
Освальд Шпенглер понимал материнский импринтинг как фольклорное понимание того, что он называл «чувством крови» или формированием групповой эстетики телесного идеала:
То, что называется Versehen беременной женщины, является лишь частным и не очень важным примером работы очень глубокого и мощного формирующего принципа, присущего всему расовому аспекту. Общеизвестно, что пожилые женатые люди становятся странно похожими друг на друга, хотя, вероятно, наука с ее измерительными приборами «докажет» прямо противоположное. Невозможно преувеличить формирующую силу этого живого пульса, этого сильного внутреннего ощущения совершенства своего типа. Чувство расовой красоты - столь противоположное сознательному вкусу зрелых горожан к интеллектуально-индивидуальным качествам красоты - чрезвычайно сильно у первобытных людей и по этой самой причине никогда не проявляется в их сознании. Но такое чувство формирует гонку. Несомненно, он сформировал тип воина и героя кочевого племени в большей степени и определенно на одном телесном идеале, так что было бы совершенно однозначно говорить о расовой фигуре римлян или остготов.
Плиний Старший также подробно комментирует феномен послеродового материнского впечатления у медведей, т. Е. Народное поверье, что новорожденным медведям их матери должны лизать и придавать им форму медведя.