Материализм и эмпириокритицизм ( рус.: Материализм и эмпириокритицизм, Материализм и эмпириокритицизм) - философский труд Владимира Ленина, опубликованный в 1909 году. Он был обязательным предметом изучения во всех высших учебных заведениях Советского Союза как основополагающий труд. из диалектического материализма, часть учебного плана под названием « марксистско-ленинской философии». Ленин утверждал, что человеческое восприятие правильно и точно отражает объективный внешний мир.
Ленин формулирует фундаментальное философское противоречие между идеализмом и материализмом следующим образом: «Материализм - это признание« объектов в себе »или объектов вне разума; идеи и ощущения являются копиями или образами этих объектов. Противоположное учение (идеализм) гласит: объекты не существуют вне ума », они являются« связями ощущений ».
Книга, полное название которой - Материализм и эмпириокритицизм. «Критические комментарии к реакционной философии» были написаны Лениным с февраля по октябрь 1908 года, когда он находился в ссылке в Женеве и Лондоне, и опубликованы в Москве в мае 1909 года издательством «Звено». Оригинальная рукопись и подготовительные материалы утеряны.
Большая часть книги была написана, когда Ленин был в Женеве, за исключением одного месяца, проведенного в Лондоне, где он посетил библиотеку Британского музея, чтобы ознакомиться с современными философскими и естественнонаучными материалами. В указателе перечислено более 200 источников для книги.
В декабре 1908 года Ленин переехал из Женевы в Париж, где до апреля 1909 года работал над исправлением корректур. Некоторые места были отредактированы, чтобы избежать царской цензуры. В Императорской России он издавался с большим трудом. Ленин настаивал на быстром распространении книги и подчеркивал, что ее издание связано не только с литературными, но и с серьезными политическими обязательствами.
Книга написана как реакция и критика трехтомного труда « Эмпириомонизм» (1904–1906) Александра Богданова, его политического оппонента внутри партии. В июне 1909 года Богданов потерпел поражение на мини-конференции большевиков в Париже и исключен из ЦК, но он все еще сохранил значительную роль в левом крыле партии. Он участвовал в русской революции и после 1917 года был назначен директором Социалистической академии общественных наук.
Материализм и эмпириокритицизм были переизданы на русском языке в 1920 году с введением Владимира Невского, критикующего Богданова. Впоследствии он появился более чем на 20 языках и приобрел канонический статус в марксистско-ленинской философии.
Затем Ленин обсуждает «солипсизм» Маха и Авенариуса.
Ленин, Чернов и Басаров противостоят взглядам Людвига Фейербаха, Йозефа Дицгена и Фридриха Энгельса и комментируют критерий практики в эпистемологии.
Ленин пытается дать определение «материи» и «опыту» и обращается к вопросам причинности и необходимости в природе, а также к «свободе и необходимости» и «принципу экономии мысли».
Ленин имеет дело с левой и правой критикой Канта, с философией имманентности, эмпириомонизмом Богданова и критикой Германа фон Гельмгольца по «теории символов».
Ленин занимается тезисом о том, что «кризис физики» «исчезла материя». В этом контексте он говорит о «физическом идеализме» и отмечает (на стр. 260): «Ибо единственное« свойство »материи, с признанием которого связан философский материализм, - это свойство быть объективной реальностью вне нашего сознания».
Ленин обсуждает таких авторов, как Богданов, Суворов, Эрнст Геккель и Эрнст Мах.
В дополнение к главе IV Ленин обращается к вопросу: «С какой стороны Н.Г. Чернышевский критиковал кантианство?»
Ленин цитирует широкий круг философов: