Мари-Клэр Блейс | |
---|---|
Бле на книжной ярмарке в Монреале 2010 | |
Родился | ( 1939-10-05)5 октября 1939 г., Квебек, Квебек, Канада |
Умер | 30 ноября 2021 г. (2021-11-30)(82 года) Ки-Уэст, Флорида, США |
Занятие | Автор, драматург |
Национальность | французский канадец |
Образование | Université de Montréal (2002–2003), Université de Montréal (1993–1997), Université Laval |
Жанр | Романс, театр, сценарий, стихи, эссе |
Известные награды | Премия генерал-губернатора за франкоязычную художественную литературу, Стипендия Гуггенхайма в области творческих искусств, США и Канада |
Мари-Клэр Блейс, CC OQ MSRC (5 октября 1939 - 30 ноября 2021), канадская писательница, романист, поэт и драматург из провинции Квебек. За семидесятилетнюю карьеру она написала романы, пьесы, сборники стихов и художественной литературы, газетные статьи, радиопостановки и сценарии для телевидения. Она была четырехкратным лауреатом литературной премии генерал-губернатора за франко-канадскую литературу, а также стипендиатом Гуггенхайма в области искусства.
Некоторые из ее работ включали в себя La Belle Bête (1959), The Manuscripts of Pauline Archange (1968), Deaf to the City (1979) и десятитомную серию Soifs, написанную между 1995 и 2018 годами.
Блейс родился 5 октября 1939 года в семье рабочих в Квебеке, дочери Фернандо и Вероники (Нолин) Блей. Она была старшей в семье из пяти детей. Она училась в монастырской школе, но в 15 лет ей пришлось прервать учебу, чтобы устроиться на работу клерком, а затем машинисткой. В возрасте семнадцати лет она поступила в несколько классов в Université Laval, где познакомилась с профессором и литературным критиком Жанной Лапуант, священником и социологом Жоржем-Анри Левеск, оба из которых поощряли ее писать.
Блейс опубликовала свой первый роман La Belle Bête (переведенный как Mad Shadows) в 1959 году, когда ей исполнилось 20 лет. Она получила грант от Совета искусств Канады, который позволил ей начать писать на полную ставку. Сначала она переехала в Париж, а затем в 1963 году переехала в Соединенные Штаты, сначала жила в Кембридже, штат Массачусетс, затем в Уэллфлите, штат Массачусетс. Ей также помог американский литературный критик Эдмунд Уилсон, который познакомил ее с художниками и писателями Кейп-Код, включая феминистку Барбару Деминг и писательницу и художницу Мэри Мейгс. Трое прожили вместе в Уэллфлите шесть лет. Блейс оставался давним партнером Мэри Мейгс до самой смерти Мейгс в 2002 году.
За это время Блейс был удостоен двух стипендий Гуггенхайма. В 1975 году, после двух лет жизни в Бретани, Франция, она вернулась в Квебек. Около двадцати лет она делила свое время между Монреалем, восточными городками Квебека и Ки-Уэстом, Флорида, где она содержала свой постоянный дом.
В 1972 году она стала кавалером Ордена Канады. Многие из ее работ были адаптированы для других форматов: La belle bête была превращена в балет Национальным балетом Канады в 1977 году. По той же книге Карим Хуссейн снял фильм в 1976 году. Хуссейн получил премию режиссера в Бостоне. Фестиваль подпольного кино за его работы. Некоторые из других работ Блейса, по которым были сняты фильмы, включали « Une saison dans la vie d'Emmanuel» ( Клод Вайс, 1973), получившую приз « Prix de la Quinzaine des jeunes réalisateurs» на Каннском кинофестивале, Le sourd dans la ville ( Mireille). Dansereau, 1987), получивший награду на Венецианском кинофестивале, и L'océan ( Жан Фешер, 1971).
Бле выиграл премию губернатора генерала в Канаде в течение двух из ее романов, Рукописи Полины Archange (1968) и глухой к городу (1979). Она также написала 10-томную серию книг, начиная с « Soifs» (1995) ( перевод « Жажда»), переведенного на английский язык как « Эти праздничные острова». Действие сериала происходило в островном городке по образцу Ки-Уэста, и в нем участвовало более сотни персонажей, включая трансвеститов, художников, писателей и мух, многие из которых были основаны на знакомствах, которые она завела на острове, где она побывала. часть сообщества, в которую входили журналист и писатель Джон Херси и поэт Джеймс Меррилл. Сочинение было основано на длинных предложениях, описанных как «извилистые», с комбинацией, быстро переходящей между внутренними монологами и диалогами персонажей. Книги написаны в стиле «потока сознания», без глав и разрывов абзацев. Последняя книга из 10-томной серии Une réunion près de la mer была опубликована в 2018 году.
Она спонсировала Литературную премию Квебек-Франция Marie-Claire-Blais [ fr ], начиная с 2005 года; ежегодно присуждается французским писателям за их дебютный роман.
Блейс пользовалась огромной популярностью среди читателей французской литературы и за свою карьеру была лауреатом четырех литературных премий генерал-губернатора. В статье в канадской газете The Globe and Mail литературный критик Джейд Кольбер назвал ее «Вирджинией Вульф 21 века», а канадский писатель французского языка Мишель Трембле назвал ее «одним из величайших национальных сокровищ».
Помимо своих романов, Блейс написала несколько пьес, сборников стихов и художественной литературы, газетных статей, радиопостановок и сценариев для телевидения. В ее работах были персонажи, в том числе дети-преступники, своенравные монахини и жестокие священники, а также затрагивались такие темы, как превосходство белых, ядерный холокост и эпидемия СПИДа. Ее книги включают страдание как повторяющуюся тему, хотя она сама отметила в интервью, что предпочитает безмятежность страданию.
Блейс был давним партнером американской писательницы и художника Мэри Мейгс. Мейгс скончалась в 2002 году.
Блейс умер 30 ноября 2021 года в Ки-Уэст, штат Флорида.
Источник:
Источник: