Маньчжурская народная религия - это этническая религия, которую исповедует большинство маньчжурцев, основной тунгусской группы, в Китае. Его также можно назвать маньчжурским шаманизмом, поскольку слово «шаман» происходит от тунгусского šamán («человек знания»), которое позже было применено западными учеными к аналогичным религиозным практикам в других культурах.
Это анимистическая и политеистическая религия, в которой верят в нескольких богов и духов, возглавляемых вселенским богом неба по имени Абка Эндури («Бог неба» или «Бог неба»), также называемый Абка Хан («Небесный Хан» или « Бог неба»). Хан Небес ») и Абка Ама (« Небесный Отец »), первоначально Абка Хехе (« Небесная Женщина », в расширении« Небесная Мать »), которая является источником всей жизни и творения. Божества ( эндури ) оживляют каждый аспект природы, и считается, что поклонение этим богам приносит благосклонность, здоровье и процветание. Многие из божеств изначально были маньчжурскими предками, и люди с одинаковой фамилией порождены одним и тем же богом.
Шаманы - это люди необычных способностей, силы и чувствительности, способные воспринимать и предсказывать пути богов. Они наделены социальной функцией проводить жертвенные церемонии и приближаться к божествам с просьбой о вмешательстве или защите. Благодаря своим способностям шаманы пользуются большим авторитетом и авторитетом. Обычно у каждой маньчжурской семьи есть свой шаман.
Маньчжурские народные религиозные обряды были стандартизированы императором Цяньлун (1736–1796 гг.) В «Маньчжурском жертвенном ритуале богам и небесам» ( Manjusai wecere metere kooli bithe ), руководстве, опубликованном на маньчжурском языке в 1747 году и на китайском языке ( Manzhou jishen jitian dianli ) в 1780 году. С завоеванием имперской власти в Китае ( династия Цин ) маньчжурские народы постепенно приняли китайский язык и ассимилировались с китайской религией, хотя маньчжурская народная религия сохраняется с особым характером в более широкой китайской религии.
Изучение маньчжурской религии обычно выделяет два типа ритуалов: «домашний» и «примитивный», которые могут выполняться в двух культовых условиях: «имперском» и «общем». Домашний ритуал в первую очередь включает жертвоприношения прародителям родословных и является наиболее важным, в то время как первобытный ритуал включает жертвоприношения зооморфным богам. Ритуальное руководство Цяньлуна было попыткой приспособить ритуальные традиции всех родов к стилю ритуальных традиций имперского рода. Это было лишь частично эффективным, поскольку обычные культы были сохранены и возрождены с течением времени.
Ритуалы предков одинаковы в обычных и имперских культах. Он состоит из трех основных моментов: жертвоприношения на рассвете (китайский язык: чаодзи ), жертвоприношения на закате ( xiji ) и жертвоприношения «тушения света» ( beidingji ), проводимого в полночь. Как обычные, так и имперские ритуалы используют полюс богов (китайский язык: 神 杆 shéngān или 神 柱 shénzhù, маньчжурский: šomo ) как средство установления связи с Небесами.
В то время как домашний ритуал ярок и гармоничен, примитивный или «дикий» ритуал ассоциируется с тьмой и тайной. Речь идет не о божествах неба, земли или предков, а о зооморфных хтонических божествах. Примитивный ритуал, основанный на техниках экстаза, долгое время не одобрялся двором (Хун Тайцзи запретил его еще в 1636 году).
Маньчжурские религиозные культы первоначально существовали в святилищах, называемых тансэ (китайский язык: 堂子 tángzi, «зал»; или 谒 庙 yèmiào, «храм посещения»)), но, по крайней мере, к 1673 году все общие тансэ были запрещены, за исключением здания имперского культа. Домашние хозяйства продолжали свои ритуалы на частных алтарях, называемых вэджэку.
Общие культы постепенно переняли божеств из китайской религии в дополнение к тунгусским богам. Гуван мафа ( 关 帝 Guāndì, Divus Guan), воинственный характер которого понравился маньчжурам, стал одним из самых любимых божеств. Еще одним популярным культом был культ Богини ( 娘娘 Niángniáng ).