Человек, игра и игры (ISBN 0029052009 ) - влиятельная книга 1961 года французского социолога Роже Кайлуа (французский Les jeux et les hommes, 1958) по социологии. играть в и игры или, говоря языком Кайлуа, социология происходит от игры. Кайлуа интерпретирует многие социальные структуры как сложные формы игр, а поведение - как форму игры.
Кайлуа критически опирается на теории Йохана Хейзинга, добавляя более исчерпывающий обзор игровых форм. Кайлуа не согласен с акцентом Хейзинги на соревновании в игре. Он также отмечает значительную трудность определения игры, заключая, что игра лучше всего описывается шестью основными характеристиками:
Кайлуа утверждает, что мы можем понять сложность игр, обращаясь к четырем игровым формам и двум типам игры (ludus и payia):
Игры и игра объединяют эти элементы по-разному. Примеры:
Кайлуа также помещает формы игры в континуум от ludus, структурированных действий с явными правилами (игры) до пайя, неструктурированных и спонтанных действий (игривость), хотя в человеческих делах всегда есть тенденция превращать пайя в ludus, и что установленные правила также подлежат t o давление пайя. Именно этот процесс формирования и реформирования правил может быть использован для объяснения очевидной нестабильности культур.
Кайлуа также подчеркивает, что пайя и алея не могут сосуществовать, поскольку азартные игры по своей сути являются играми сдержанности и ожидания внешнего события. Точно так же ludus и ilinx несовместимы, поскольку в состоянии дезориентации нет структурированных правил. Любые применяемые правила предназначены исключительно для того, чтобы притормозить ilinx, чтобы не превратить ее в панику.
Как и Хейзинга, Кайуа видит тенденцию к искажению ценностей игры в современном обществе, а также к институционализации игры в структурах общества. Например, агон рассматривается как культурная форма в спорте, в институциональной форме - как экономическая конкуренция и как коррупция в насилии и обмане; Alea рассматривается как культурная форма в лотереях и казино, как институциональная форма на фондовом рынке и как коррупция в суевериях и астрологии; мимикрия рассматривается как культурная форма на карнавалах и в театре, как институциональная форма в униформе и церемониях и как коррупция в формах отчуждения; и ilinx рассматривается как культурная форма скалолазания и лыжного спорта, как институциональная форма у профессионалов, требующих контроля над головокружением, и как коррупция в сфере наркотиков и алкоголизма.