Лила Катцен (30 декабря 1925 года, в Бруклине, Нью-Йорк - 20 сентября 1998 года, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), урожденная Лила Пелл, была американским скульптором жидких крупномасштабных металлических абстракций.
Катцен был родился и вырос в Бруклине. Она посещала Cooper Union, а затем училась у Ханса Хофманна в Нью-Йорке и Провинстауне, Массачусетс. Ее первая персональная выставка состоялась в Балтиморском художественном музее в 1955 году, когда она еще была художницей. Позже у Катцена были персональные выставки в Художественном музее Монтгомери в Алабаме и Художественном музее Ульриха в Канзасе среди других. В 1962 году Катцен приняла должность в Институте Мэриленда, Колледже искусств, где она проработала до 1980 года.
Лиле Катцен не рекомендовал продолжать изучение скульптуры ее профессором в Cooper Union., который сказал ей, что она должна быть художницей, потому что она «хотела, чтобы все происходило слишком быстро». Картины Катцен были абстрактными, полуфигуративными работами, в которых она взяла определенные аспекты из фигуры и связала их с пространственной концепцией. По мере того, как Катцен развивала свои навыки рисования, она начала искать вызов, экспериментируя с различными, более скульптурными видами живописи. Она перешла от коллажей на холсте к окрашиванию нейлона холстов. В конце концов, чувствуя себя ограниченным даже полупрозрачным нейлоном, Катцен начал рисовать на акриловых листах в конце 1950-х.
Акриловые картины позволили Катцену перейти в скульптуру. Она экспериментировала с флуоресцентными красками и подсветкой, используя свет как среду сам по себе. В «Свете давления» Катцен обнаружил, что свет более сложен, когда он может взаимодействовать с окружающей средой. Это привело к ее исследованию двойственности света, поскольку он ограничен рамками произведения и одновременно существует за его пределами, включая зрителя в самом искусстве.
Катцена. эксперименты и открытия привели ее к созданию легких полов, выставленных на Архитектурной лиге в Нью-Йорке в 1968 году. Легкие полы были построены с геометрическим мотивом и отображены на этажах трех комнат. в галерее. И желтый, и ультрафиолетовый свет были показаны через акрил в разной последовательности. В пресс-релизе, посвященном инсталляции, отмечалось, что «Мисс Катцен полностью контролирует свой носитель. Она утверждает, что «используется свет во всех его аспектах. Отражение, прозрачность, излучение и преобразование пространственных координат во временные ». В результате« устраняются произвольность и эффект ». Катцен продолжал использовать свет в качестве среды в фильмах «Вселенная - это среда» (1969) и «Туннель жидкости», восьмиугольный туннель, в котором флуоресцентный свет просвечивался сквозь воду, что играло с вариациями оптики и сходством жидкостей и твердых тел.
В начале 1970-х годов, полностью погруженная в скульптуру и известная своими скульптурами, Катцен создала некоторые из своих самых известных работ, такие как Slip Edge Bliss (1973) и Trajho (1973). Оба исследуют гибкость своих материалов. Катцен растягивал металлы, такие как сталь и алюминий, и манипулировал ими, чтобы они казались текучими и похожими на ленту. Металлом нужно было манипулировать немедленно и с полным пониманием того, чего хотел добиться художник. Художник объяснил: «Никаких шансов на ошибку. Вы не можете перевернуть его. Он потеряет эластичность». Начиная с тонких листов металлической фольги, Катцен манипулировала и складывала материал пальцами, превращая холодное оружие в человеческую чувственность. Как заметил Дональд Кулспит,
Многие из них. Скульптуры Катцен - это большие работы на открытом воздухе. Все они созданы для связи с окружающей средой, что отсылает к ее ранним испытаниям и открытиям со светом. Катцен также спроектировала свои скульптуры, чтобы выдерживать и даже поощрять человеческое взаимодействие, что прямо контрастирует с минималистским эстетика, которая была так распространена в 1960-х. Катцен развила глубокую эмоциональную связь со своей работой, считая их похожими на своих детей. Она сказала, что «чувствует себя прекрасно, когда ее работы находят дом»
В то время как ее самая известная скульптурная работа, начатая в 1970-х годах, характеризовалась плавными, извилистыми, округлыми кривыми, часто описываемыми как «лирические», в начале 1990-х она создала новый корпус работ, части которого состояли из сварных ша рп и зазубренные куски стали, описанные одним писателем как «жесткие и агрессивные», представляющие фрагментированную и хрупкую культуру. Работы, сделанные в этот период, можно было увидеть на выставке "Выставка скульптур, посвященных пятисотлетию Лилы Катцен: Изабель, Колумб и статуя Свободы" в Художественном музее Мускареля весной 1992 года; среди представленных работ были «Королева исследований», «Королева пяти щитов» и «Королева аллигаторов», а также был создан «богатый воображаемый портрет» «призрачной женской личности» королевы Изабеллы Кастильской. Другой выставкой более поздних работ была «Лила Катцен: Скульптуры и рисунки Force I» в Художественном музее Ульриха осенью 1995 года. Среди экспонатов этой выставки были «Нити нити» (1992 г.), деформация морды (1993 г.) и карта палеолита (1993 г.).).
Ее работы находятся в коллекциях Национальной галереи искусств, Вашингтон, округ Колумбия, музея Дж. Пола Гетти, Санта-Моника, Калифорния, Художественный музей Ульриха и Художественный музей Джорджии.
Катцен также был ярым противником дискриминации по признаку пола и была известна своей приверженностью феминистскому движению в искусстве. Катцен рассказала о своем собственном опыте сексуальной дискриминации. По ее словам, в то время как ее учитель, Ханс Хофманн, поддерживал ее работу в студии, он был раздражен, когда обнаружил, что она серьезно относится к своей карьере художника. В одном случае, во время званого ужина, который Катцен запланировал для Хофманна и его друзей, Хофманн произнес тост за искусство, заявив: «Крылья есть только у мужчин». Катцен был возмущен, и они поспорили. На самом деле искусство Катцен рассматривалось по-другому из-за ее откровенного феминизма: в обзоре New York Times скульптуры под названием «Руины и сооружения» было связано использование Катцен мотивов майя с ее «воинствующим феминизмом». «
Феминистская работа Мэри Бет Эдельсон « Некоторые живые американские женщины-художницы / Тайная вечеря »(1972) присвоила« Тайную вечерю »Леонардо да Винчи, с коллажами над головами известных женщин-художников. головы Христа и его апостолов; Катцен была среди тех выдающихся женщин-художников. Это изображение, обращающееся к роли религиозной и исторической иконографии в подчинении женщин, стало «одним из самых знаковых образов движения феминистского искусства."