.
Vita Sancti Wilfrithi | |
---|---|
"Жизнь святого Уилфрида" | |
Страница из рукописи Vita Sancti Wilfrithi XI века с описанием основания аббатства Хексхэм | |
Автор (ы) | Стефан Рипонский |
Язык | средневековая латынь |
Дата | c между 709 и c. 720 |
Рукопись (-ы) | 1. Лондон, Британская библиотека, Коттон Веспасиан Д. vi. Происхождение: вероятно, перевезено из Йоркшира до того, как оно было проведено в Кентербери, а затем приобретено Британской библиотекой.
|
Жанр | проза агиография |
Vita Sancti Wilfrithi или Жизнь святого Уилфрида (в современную эпоху пишется «Уилфрид») - это агиографический текст начала 8-го века, повествующий о жизни нортумбрийцев епископа, Уилфрида. Несмотря на агиографию, в нем мало чудес, в то время как его основные проблемы связаны с политикой церкви Нортумбрии и историей монастырей из Рипона и Хексхэм. Это один из собрания исторических источников конца VII - начала VIII веков, наряду с анонимными Vita Sancti Cuthberti, работами Беде и Адомнаном <37 Vita Sancti Columbae, подробно описывающая христианизацию Великобритании и делающая этот период лучшим документированным периодом в истории Англии до Альфреда Великого.
В предисловии к Vita Wilfrithi автор раскрывает, что он священник по имени Стивен. Писатели современности часто стилизуют автора «Эддиус Стефан», что восходит к 17 веку. Многие историки сейчас считают, что такое приписывание маловероятно. Идентификация была сделана потому, что Vita Wilfrithi рассказывает, что где-то между 666 и 669 годами Уилфрид привел двух мастеров пения из Кента в Рипон, Адде и Йону.
Этот Адде был также упомянут Беде, который говорит, что это одно и то же. Стефан («Эдде, также известный как Стефан») был доставлен в Нортумбрию Уилфридом и был первым учителем пения (кантором) среди нортумбрийцев. Однако многие современные историки не считают это убедительным доказательством, в то время как многие другие факторы, такие как возраст, делают эту атрибуцию совершенно маловероятной.
Вита Уилфрити может быть достаточно надежно датирована 709 годом, годом Уилфрида. смерть, и c. 720. Последняя дата, гр. 720 - приблизительная дата Vita Sancti Cuthberti, текста, который цитируется в Vita Wilfrithi и действительно имитирует так часто, что один историк использовал слово «плагиат». Есть некоторые указания на то, что она была написана после 716 года.
Житие повествует о жизни и карьере Уилфрида с детства до его смерти, с краткими отступлениями в отношении других дел Уилфрида. два главных монастыря, Рипон и Хексхэм. В нем подробно описывается его детское решение стать церковником, его ссоры с Феодором Тарсским, архиепископом Кентерберийским и различными светскими деятелями, его путешествия туда и обратно между Англией и Рим, его участие в церковных синодах и, в конечном итоге, его смерть.
Текст посвящает более трети своего содержания «Нортумбрийским достижениям» Уилфрида, но Стивен почти не уделяет места второму периоду пребывания Уилфрида в должности епископа Йоркского (686–691) и мало места его деятельности в Мерсии. Vita Wilfrithi, как и многие жития, написанные незадолго до смерти их подданного, описывает очень мало чудес, но, как Беда и Евсевий Кесарийский, включает полные документы, относящиеся к его истории.
Согласно Фулку и др., Vita Wilfrithi тенденциозна и партийна. Vita, возможно, отражая взгляды самого Уилфрида, презирает гэльский вклад, «ядовитые семена», которые они посеяли, в развитие нортумбрийской и английской церкви, и тем самым дискредитирует Линдисфарн и другие связанные с ними английские монастыри.
Уилфрид получает полную ответственность за победу римской фракции в Синоде Уитби, его великий триумф над гэльскими монахами. Беде, однако, отодвигает Уилфрида в сторону, делая неясным для современного историка, какой писатель более точен; и хотя Стефан изображает вторую половину VII века как «золотой век Уилфридиана», в повествовании Беда Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum Уилфрид является лишь одной из многих церковных фигур, которые способствовали развитию Английская церковь. Эти факторы побудили историка Вальтера Гоффарта утверждать, что «Historia Ecclesiastica» Беде на самом деле была написана потому, что лидеры бернийской церкви стремились опровергнуть версию истории, выдвинутую дейранскими «уилфридианцами» в «Vita Wilfrithi». 114>
Vita Wilfrithi вдохновила на создание латинского стихотворения X века под названием Breviloquium Vitae Wilfridi, написанного Frithegod в ознаменование приобретения Одой мощей Уилфрида для Кентерберийского собора около 950 г. Историк Майкл Лапидж назвал Breviloquium «одним из самых сложных латинских стихов, написанных в Англии до завоевания».