Лекс Оппия

редактировать

Лекс Оппия был законом, установленным в Древнем Риме в 215 г. до н.э. разгар Второй Пунической войны в дни национальной катастрофы после битвы при Каннах, отмененной в 195 г. до н. э.

Учрежден плебейским трибуном во время консульства Квинта Фабия Максима Веррукоса и Тиберия Семпрония Гракха, Lex Oppia был первым из серии законов о роскоши, и он ограничивал не только богатство женщины, но и ее проявление богатства. В частности, он запрещал любой женщине иметь более половины унции золота, носить разноцветную одежду (особенно с фиолетовой отделкой) или ездить в запряженном животными транспортном средстве по городу или любому городу или в пределах мили. их, кроме случаев общественных религиозных праздников.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Отмена
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Происхождение

Lex Oppia был прежде всего экономической мерой в ответ на серьезные финансовые проблемы во время Второй Пунической войны. Однако введенные им ограничения заложили основу для более позднего законодательства о роскоши, предназначенного для контроля над расходами на расточительство по социальным, а не экономическим причинам. Известные законы о роскоши, принятые после создания Lex Oppia, включают Lex Fannia 161 г. до н.э. и Lex Didia 143 г. до н.э. Lex Fannia был законодательным актом, ограничивающим расходы на ужин, вид еды, которая может быть предложена, и количество гостей, в то время как Lex Didia представляла собой приложение Lex Fannia ко всему итальянскому полуострову, которое налагало санкции на поставщиков, а также в качестве гостей, незаконные обеды.

Основания для беспокойства о роскоши и расточительности были смешанными. Все считали, что роскошь может подорвать традиционные военные достоинства. Кроме того, преданность роскоши считалась стимулом к ​​алчности и, следовательно, основным фактором роста коррупции. Наконец, была широко распространена тенденция соотносить щедрые и потакающие своим желаниям расходы с неэкономным использованием личных или семейных состояний.

Отмена

После Второй Пунической войны, когда Рим победил Карфаген, богатство из завоеванных областей начало течь в руки римского правящего класса, превращая их жизнь из традиционной аграрной простоты в показную демонстрацию и безграничную расточительность. Победа позволила более богатым римлянам осознать возможности различных, более комфортных стилей жизни и дала им доступ к более разнообразным, более экзотическим и более роскошным товарам. В этот период произошла неизбежная смена нравов, что на практике означало в значительной степени поведение людей из верхних слоев римского общества; а когда финансовые проблемы были устранены, у женщин больше не было причин ограничивать свои расходы. Поскольку Рим был богат карфагенскими богатствами, попытки ограничить потворство своим желаниям с помощью законодательства о роскоши оказались тщетными. Следовательно, два плебейских трибуна, Марк Фунданий и Луций Валерий, предложили отменить Lex Oppia.

Сторонниками Lex Oppia руководили два плебейских трибуна, Марк Юний Брут и Публий Юний Брут, и консул Марк Порций Катон, также известный как Катон Старший, избранный в 195 г. до н. э. Катон утверждал, что закон устранил позор бедности, потому что он заставляет всех женщин одеваться одинаково. Катон настаивал на том, что, если бы женщины могли участвовать в соревнованиях по одежде, они либо чувствовали бы стыд в присутствии других женщин, либо, наоборот, радовались бы довольно низменной победе в результате превышения своих возможностей. Он также заявил, что желание женщины тратить деньги - болезнь, которую нельзя вылечить, а только сдержать; По словам Катона, устранение Лекса Оппии сделает общество беспомощным в ограничении расходов женщин. Катон заявил, что римские женщины, уже испорченные роскошью, были подобны диким животным, когда-то вкусившим крови в том смысле, что им больше нельзя доверять, чтобы удерживать себя от стремительной оргии расточительности.

Сторонники отмены Lex Oppia возглавляли Марк Фунданий и Луций Валерий, а также другой консул, Луций Валерий Флакк, избранный в 195 г. до н. Э. Флаккус опроверг предположение Катона о том, что между женщинами не было бы соперничества, если бы они не владели ничем, напомнив публике о страданиях и гневе, которые испытывают римские женщины, когда видят жен латинских союзников в украшениях, которых они лишены.

Пока дворяне высказывались за или против отмены Lex Oppia, матроны Рима заполнили Капитолий. Их нельзя было держать дома ни властью магистратов, ни приказом своих мужей, ни их собственным чувством приличия. Они перекрыли все улицы города и подходы к Форуму и умоляли мужчин, спускавшихся на Форум, позволить женщинам вернуться к своим прежним украшениям. После выступлений против и в поддержку Lex Oppia на следующий день женщины в большем количестве вышли на улицы и осадили двери двух Брутов. Несогласные трибуны в конце концов уступили настойчивым требованиям римских матрон, и Lex Oppia был отменен в 195 г. до н. Э.

См. Также

Ссылки

  1. ^ Льюис, Нафтали и Мейер Рейнхольд, ред. Римская цивилизация: Избранные чтения. 3-е изд. Vol. 1. Нью-Йорк: Columbia UP, 1990. 489-496.
  2. ^ Джонстон, Патриция А. «Поенул 1, 2 и римские женщины». Труды Американской филологической ассоциации 110 (1980): 143-159. JSTOR.
  3. ^ Астин, А., Ф. Уолбанк, М. Фредериксен и Р. Огилви, ред. Кембриджская древняя история. 2-е изд. Vol. 8. Нью-Йорк: Cambridge UP, 1989. 181–185, 439, 453, 495.
  4. ^Хорнблауэр, Саймон и Энтони Спофорт. «Лекс Фанния». Оксфордский классический словарь. 3-е изд. Нью-Йорк: Oxford UP, 2003.
  5. ^Хорнблауэр, Саймон и Энтони Спофорт. «Лекс Дидия». Оксфордский классический словарь. 3-е изд. Нью-Йорк: Oxford UP, 2003.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-27 07:35:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте