Леонелло Спада (также называемый Лионелло Спада) (1576 - 17 мая 1622 г.) был итальянским живописцем периода барокко, работавшим в Риме и его родном городе Болонья, где он стал известен как один из последователей Караваджо.
Сначала он учился у художника Чезаре Бальони. К началу 17 века Спада был активен вместе с Джироламо Курти в качестве члена команды, специализирующейся на декоративной квадратурной живописи в Болонье. Его ранние независимые полотна отражают маньеристический стиль, родственный фламандскому Дени Кальверту, жившему в Болонье. В 1604 году он сделал неудачную попытку получить заказ на украшение ризницы базилики Санта-Мария-ди-Лорето. К тому времени он уже тяготел к Академии Карраччи, участвуя в оформлении похорон Агостино Карраччи в 1603 году. Его самая ранняя сохранившаяся основная картина, алтарь Богородицы и Святых Доминика и Франциска, ходатайствующих перед Христом (1604), показывает, что он смоделировал свой стиль по образцу Людовико Карраччи. Он часто сотрудничал с другими учениками Людовико, особенно с Франческо Брицио, и оставался в Болонье до 1607 года. Образный стиль Спады постепенно становился более устойчивым, как показано в «Чудесном улове рыб» (1607).
Среди его учеников был Пьетро Мартире Арманни.
Независимо от того, встретил ли Спада или стал помощником Караваджо, как Манфреди, неясно. Биограф Мальвазия в своей Felsina pittrice ясно показывает свое отвращение к Караваджо и, очевидно, описывает Спаду и Караваджо как одинаково «распутных» и «стремительных»; и есть предположения, что для Караваджо Спада был человеком, «близким его сердцу», и, возможно, не в переносном смысле. Мальвазия также рассказывает историю Спады, позирующего для Караваджо «Смерть Иоанна Крестителя»: боясь, что Спада может сбежать и что без модели картина будет неполной, Караваджо заключил его в комнату, пока он не закончил. Однако неясно, встречался ли когда-либо Спада физически с Караваджо в Риме. Спада предположительно находился в Риме после 1608–1609 гг., Когда Караваджо бежал на Мальту. Мальвазия предполагает, что Спада последовала за Караваджо на Мальту. Это возможно, поскольку сам Спада написал фрески в Магистерском дворце Валлетты в 1609-1610 годах; но Караваджо снова бежал на Сицилию к 1608 году, поэтому их пересечение на Мальте должно было быть кратковременным. Мрачное насилие такой картины, как «Каин убивает Авеля» (Museo di Capodimonte ) и его производный реализм «Музыкальный концерт» собрали его в Болонье, зловещее название «scimmia del Caravaggio» (обезьяна Караваджо) <. 24>
Но это, как и большая часть произведений Спады, может отражать не скопившееся пламя вдохновения, а бледное отражение, подражание резкой страсти, которая в сочетании с его воспитанием в Каррачи приводит к ослабленной стилизации. Леонелло Спада, как известно, сделал множество копий других художников.
Он написал большой холст для Базилики Сан-Доменико в Болонье, изображающий Святого Доминика, сжигающего книги еретиков, (1616). Фрески Гиары в Реджо-Эмилии, возможно, являются его шедевром и демонстрируют возвращение к карраччанским моделям. Другие работы этого плодотворного периода включают «Возвращение блудного сына» и «Эней и Анхис» (обе находятся в Лувре ).
В 1617 году герцог Рануччо I Фарнезе поручил ему украсить недавно построенный Театр Фарнезе для Пармы. Его «Мистическая свадьба Святой Екатерины» (1621; Парма, Сан-Сеполькро) - поздняя картина.
Эней и Анхис, Лувр
Мученичество Святого Петра Эрмитаж
Возвращение блудного сына Лувр
Святой Иероним, Galleria Nazionale d'Arte Antica
Concerto, Galleria Borghese
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Леонелло Спада. |