Ларс Леви Лестадиус

редактировать
Шведский лютеранский пастор
Ларс Леви Лестадиус
Larslevilaestadius.jpg Лестадиус в 1839 году. (обратите внимание на Почетную медаль на его левый лацкан).
Родился(1800-01-10) 10 января 1800. Яквик, Арьеплуг, Швеция
Умер21 февраля 1861 (1861-02-21) (61 год). Пайала, Норрботтен, Швеция
Занятиеслужитель лютеранской церкви

основатель движения возрождения

ботаник, в т.ч. участник экспедиции

летописец саамской мифологии

Ларс Леви Лестадиус (10 января 1800 - 21 февраля 1861) был шведским пастором и администратором шведской государственной лютеранской церкви в Лапландии, который основал лестадское пиетистское движение возрождения, чтобы помочь своим саамским конгрегациям, которые подвергались разорению алкоголизмом. Лестадиус был также известным ботаником и автором. Сам Лаэстадиус стал трезвенником (за исключением того, что он продолжал употреблять вино в священном Причастии ) в 1840-х годах, когда он начал успешно пробуждать своих саамских прихожан к страданиям и разрушениям, которые причинял им алкоголь..

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
    • 1.1 Рождение и образование
    • 1.2 Брак и семья
  • 2 Лютеранское служение и движение возрождения Лаэстадия
    • 2.1 Приходы, где он служил
    • 2.2 Движение возрождения
      • 2.2.1 Пробуждение Лестадиуса
      • 2.2.2 Начальное воздействие на прихожан
      • 2.2.3 Сопротивление
      • 2.2.4 Рост лестадианства среди саамов
      • 2.2.5 Преемник
  • 3 Ботаник
  • 4 La Recherche Expedition (1838-1840)
  • 5 Знание языков
  • 6 Семейные смерти и личные болезни
  • 7 Авторские книги
  • 8 Литература
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
Ранняя жизнь

Рождение и образование

Лаэстадиус родился в шведской Лапландии в Яквике около Арьеплуга в западной горной части графства Норрботтен, самого северного графства Швеции, Карлу Лестадиусу (1746-1832) - шведскому охотнику, рыбаку, мастеру смолы и бывшему судебному исполнителю серебряных рудников, который проиграл его работа из-за алкоголизма - и Анна Магдалена (урожденная Йохансдоттер) (1 759-1824), которая была второй женой старшего Лестадия. Оба были дальнего саамского происхождения. Семья жила в бедности из-за алкоголизма Карла Лестадиуса и его длительных прогулок. Однако с помощью старшего сводного брата Ларса Леви Карла Эрика Лестадиуса (1775-1817), пастора в Квиккйокк, с которым Ларс Леви и его младший брат Петрус (1802-1841) прожили часть своего детства. мальчики смогли получить образование сначала в Härnösand, а с 1820 года в Уппсальском университете. Из-за смерти сводного брата-благодетеля в 1817 году мальчики с самого начала учебы в университете постоянно испытывали нехватку средств. Тем не менее Ларс Леви оказался блестящим учеником. Из-за его интереса к ботанике он был назначен ассистентом на кафедре ботаники во время изучения теологии. Ларс Леви Лестадиус был рукоположен в лютеранский священник в 1825 году епископом Хернёсанда Эриком Абрахамом Альмквистом.

Брак и семья

В 1827 году Лестадиус женился на Брите Катарине Альстадиус, местной саамской женщине, которая была его подругой детства; и вместе у них было двенадцать детей, по крайней мере двое из которых умерли в детстве.

Лютеранское служение и движение возрождения Лаэстадиуса

Приходы, где он служил

Первый приход Лестадиуса находился в Арьеплуге. в Лапландии, где он стал региональным миссионером в районе Пите. С 1826 по 1849 год он был викарием в приходе Каресуандо в Лапландии. Ближе к концу своего пребывания в Каресуандо, Лаэстадиус подал заявку на должность декана в Паяла прихода графства Норрботтен и инспектора приходов Лапландии. После того, как он дополнил свои экзамены в Härnösand по мере необходимости, он занял эти должности в 1849 году и занимал их до своей смерти в 1861 году.

Движение возрождения

Во времена Когда Лаэстадиус прибыл в Каресуандо в 1826 году, жители лапландского прихода страдали от широко распространенных страданий и алкоголизма.

Пробуждение Лестадиуса

Лестадиус встретил саамскую женщину по имени Милла Клементсдоттер из Феллинге (также известная как саамская Мария в лестадской лютеранской церкви) в муниципалитете Кроком в Jämtland во время инспекционной поездки 1844 г. по Åsele в Лапландии. Она принадлежала к движению возрождения, отмеченному пиетистским и моравским влияниям, и возглавлялась пастором Пером Бранделлом из прихода Нора в муниципалитете Крамфорс в Ангерманланде. Она рассказала Лестадию о своих переживаниях на пути к живой вере. Это была важная встреча для Лестадия, потому что после нее он сказал, что впервые понял секрет живой веры. У него был религиозный опыт, и он писал позже, что наконец увидел путь, ведущий к вечной жизни. Его проповеди приобрели, по его собственным словам, «новый цвет», на который люди начали откликаться. Движение быстро распространилось из Швеции в Финляндию и Норвегию. Лаэстадиус основывал свои проповеди на Библии.

Первоначальное воздействие на прихожан

Согласно отчету с точки зрения саамской культуры,

«[T] он саамы начал замечать, что... Лестадиус изменился. Его проповеди были наполнены яркими метафорами из жизни саамов, которые они могли понять. Он проповедовал о Боге, который заботился о жизни людей. Он нападал на священников и торговцев, которые набивали свои карманы за счет других.... По прошествии двадцати лет между пастором и его прихожанами начало происходить нечто новое. И молодые, и старые хотели научиться читать. В церкви также царила суета и энергия, люди исповедовали свои грехи, плакали и молились. для прощения (в [финском] лестадианстве это называлось лиикутуксия, разновидность экстаза). Конечно, не всем это нравилось... Те, кто раньше зарабатывал много денег на продаже спиртных напитков, увидели, что их доходы исчезли, и они высмеивали новая мораль... пьянство и воровство уменьшилось количество оленей, что положительно повлияло на отношения, финансы и семейную жизнь саамов. "

Сопротивление

Сопротивление радикальной христианской этике и морали Лестадия и его способу противостояния прихожанам по поводу их грехов было больше в Пайале, куда Лестадий переехал в 1849 году; и епископ решил в 1853 году провести две отдельные церковные службы: одну для лестадианцев и одну для остальных. Можно сказать, что лестадианство, религиозное возрождение, названное в его честь, в это время стало самостоятельным движением, хотя оно оставалось внутри и никогда не отделялось от Церкви Швеции.

Возвышение Лестадианства среди саамов

Быстрый рост лестадианства среди саамов был обусловлен несколькими факторами. Лаэстадиус гордо назвал себя южным саамом через свою мать и говорил и проповедовал на двух саамских диалектах. Кроме того, он выбрал необразованных проповедников из числа саамских оленеводов, которые путешествовали с ними год и проповедовали нераскаявшимся. Кроме того, на заре движения Лестадиус, чтобы найти общий язык со своими прихожанами, позаимствовал у саамов знакомые языческие божества и концепции и адаптировал их к христианству. Еще одним фактором роста лестадианства среди саамов было то, что государственные школы-интернаты вскоре стали населены лестадианским персоналом. Затем саамы обратились к строгому моральному кодексу, включающему в себя строгую умеренность лестадианства. Целые сообщества, разрушенные алкоголизмом, высохли практически в одночасье. Это имело дополнительный положительный эффект в плане улучшения социального положения саамов во внешнем мире. Наконец, лестадианизм был верой, которую саамы могли идентифицировать как происходящую изнутри, поскольку сам Лаэстадиус утверждал, что познал истинную живую веру только после встречи с бедной, подвергшейся насилию саамской женщиной Миллой Клементсдоттер.

Преемник

Награды
Chevalier-legion-dhonneur-LouisXVIII-1814.jpg Почетная медаль Почетного легиона Франции после 1841 года.

Когда Лаэстадиус умер в 1861 году, его сменил Йохан Рааттамаа в качестве лидера лестадианского движения.

Ботаник

Лестадиус совершил свое первое ботаническое путешествие еще будучи студентом. Позже Шведская королевская академия наук заплатила ему за поездку в Сконе на юге Швеции и в Лапландию, чтобы изучать и рисовать растения, которые будут использоваться в научной работе по шведской ботанике. Он был всемирно признанным ботаником и членом Эдинбургского ботанического общества, а также Королевского общества наук в Уппсале.

Ряд видов растений был назван в честь Лестадиуса, например:

Laestadius назвал множество видов растений: Список растений, названных Laestadius в IPNI

Экспедиция La Recherche (1838-1840)

Выполняя свои пастырские обязанности, Лестадиус продолжал интересоваться ботаникой и написал ряд статей о растительной жизни Лапландии. Из-за широкого признания его знаний в области ботаники и саамов французское адмиралтейство пригласило Лестадиуса принять участие в поездке в Самиленд 1838–1840 годов. В составе экспедиции Лестадиус служил полевым гидом по островам и внутренним районам Северной Норвегии и Швеции, изучая как растительный мир, так и культуру саамских жителей.

Во время экспедиции Лестадиус по просьбе организаторов начал свою рукопись. Впервые опубликованный более чем через 150 лет Фрагменты саамской мифологии дает представление о традиционных религиозных верованиях саамов, которые к 1830-м годам вошли в историю благодаря мандату христианской церкви Швеции, которая шла полным ходом. время. Однако Лестадиус закончил рукопись спустя много времени. Затем законченная работа была потеряна на долгие годы. По этим и другим причинам рукопись не была опубликована до 1997 года, то есть спустя более 150 лет после экспедиции.

За участие в экспедиции La Recherche, Лаэстадиус был награжден Почетной медалью Почетного легиона Франции после 1841 года. Он был первым скандинавом, удостоенным этой чести.

Языки

Родными языками Лаэстадиуса были южные саамы от его матери и шведский язык, на котором он провел детство, от его отца. Лестадиус также говорил на на жалком саамском. Через год в Каресуандо Лестадиус говорил по-фински и северносаамски. Обычно он проводил свои службы на финском языке, поскольку это был самый распространенный язык в этом районе, но иногда он также проповедовал на северном саамском и шведском языках.

Смерть в семье и личные болезни

После смерти своего старшего сводного брата и финансовой поддержки Карла Эрика, когда Ларс Леви был еще подростком, Лестадиус оплакивал смерть своей матери в 1824 году., его отец в 1832 году и его младший брат Петрус в 1841 году. По крайней мере, двое из собственных сыновей Лестадиуса также умерли от него (ум. 1839, 1861).

Примерно в 1833 году Лестадиус страдал от недуга, который первыми начали врачи. думали, что это пневмония. Он поправился. В 1840-х годах Лестадиус страдал от тяжелого брюшного тифа, а позже туберкулеза. К концу своей жизни Лестадиус испытал «надвигающуюся слепоту» и заболел холероподобным заболеванием.

Автор книг
  • Фрагменты саамской мифологии (1997) ISBN 0-9685881-9-0
  • Голос плачущего в пустыне (периодическое издание, издаваемое в 1852–1854 годах) [Твердый переплет] (на шведском языке, Ens ropandes röst i öknen 1852–1854)
Литература
  • Густав Дальбек, Den gamla och nya människan i Lars Levi Læstadius teologi, 1949
  • Лилли-Энн Осттвейт Эльгвин, духовный институт Ларса Леви Люстадиуса (Краткое содержание: Духовность Л.Л. Лестадиуса), 2010.>>
  • Кристина Нильссон, Den himmelske föräldern. En studie av kvinnans betydelse för Lars Levi Læstadius teologi och förkunnelse, 1988.
  • Хеннинг Тулин, Ларс Леви Люстадиус и ханс förkunnelse, 1949
  • Гуннар Викмарк, Ларс Леви фон Люстад, 1980
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ларсом Леви Лестадиусом.
Последняя правка сделана 2021-05-26 13:51:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте