Лестадианство

редактировать
Пиетистское движение лютеранского возрождения началось в Сапми в середине XIX века

лестадианство, также известное как Лестадианское лютеранство и апостольское лютеранство - это пиетистское лютеранское движение возрождения, начавшееся в Сапми в середине XIX века. Названный в честь администратора шведской лютеранской государственной церкви и лидера трезвеннического движения Ларса Леви Лаэстадиуса, это крупнейшее пиетистское движение возрождения в Северные страны. В его состав входят в основном члены Финляндии, Северной Америки, Норвегии, России и Швеции. Есть также небольшие собрания в Африке, Южной Америке и Центральной Европе. Кроме того, у лестадцев есть миссионеры в 23 странах. Число лестадцев во всем мире оценивается от 144 000 до 219 000 человек.

Содержание

  • 1 Организация в Финляндии и Северной Америке
  • 2 Отличительные доктрины и практики
    • 2.1 Акцент на оправдании
    • 2.2 «Истинные» христиане
      • 2.2.1 Исключение и включение в число лестадцев. -группы
    • 2.3 Заявление о прощении
      • 2.3.1 На практике
      • 2.3.2 Самый торжественный обряд
    • 2.4 Определение приветствия и прощания
    • 2.5 Акцент на избегании греха и «мирского»
    • 2.6 Контроль над рождаемостью
    • 2.7 Общественные собрания
    • 2.8 Публикации
    • 2.9 Избранные места Писания
  • 3 История
    • 3.1 Корни движения
    • 3.2 Первоначальное влияние на саамских прихожан Лестадиуса
    • 3.3 Возникновение лестадианства среди саамов
    • 3.4 «Непрерывная линия живого христианства»
  • 4 Демография
    • 4.1 Группы в 2012 году
    • 4.2 Фертильность
  • 5 В массовой культуре
    • 5.1 В литературе
    • 5.2 В кино
  • 6 См. Также
  • 7 Источники
  • 8 Примечания
  • 9 Внешние ссылки

Организации в Финляндии и Северной Америке

Большинство лестадцев в Финляндии являются частью национальных Лютеранская Церковь Финляндии, но в Америке, где нет официальной лютеранской церкви, они основали свою собственную деноминацию, которая разделилась на несколько подгрупп в середине 20 века. Из-за различий во взглядах доктрины и личных конфликтов движение разделилось на 19 ветвей, из которых около 15 действуют сегодня. Три основные ветви - это консервативный лестадианство (соответствует лестадианской лютеранской церкви, в Северной Америке известной другим лестадианцам как «хайдеманы» в честь лидера 20-го века Пола А. Хайдемана) ; Первенец (в Северной Америке - «Староапостольская лютеранская церковь» («Esikoinens» для других лестадских деноминаций); и Раухан Сана («Слово мира»), известная в США и Канаде как Апостольская лютеранская церковь Америки (для других лестадианцев, «Микельсены» в честь лидера 20-го века преподобного Эндрю Микельсена. (1897-1983). Они составляют около 90 процентов лестадианцев. Другие ветви небольшие и некоторые из них бездействуют. 44>

В Финляндии группа Elämän Sana («Слово жизни») как самая «основная линия » из различных ветвей лестадианства занимала видное место в иерархии Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии : два члена были избраны епископами Оулу, а один служил генеральным капелланом (главный капеллан Финских сил обороны и эквивалент генерал-майора ).

Отличительные доктрины и практики

Упор на оправдание

Все ветви имеют много общего основные учения, включая центральный акцент на лютеранской доктрине оправдания (прощение и благодать ).

«Истинные» христиане

Другое основное учение касается существенных различий в образе жизни и верованиях между истинными верующими, с одной стороны, и лжехристианами (иногда их называют живой верой против мертвой веры) и неверующими с одной стороны. другой.

Исключение и включение в подгруппы лестадцев

Лидеры двух крупнейших подгрупп лестадцев, консервативных лестадианцев и первенцев лестадианцев, на протяжении десятилетий исключали друг друга и все другие подгруппы лестадианцев из Царства Небесного, хотя основные доктрины деноминаций почти неотличимы. Руководство меньшей третьей основной подгруппы, Федерация, продолжало рассматривать другие подгруппы как живую веру, после безуспешных попыток сохранить единство в рамках лестадианства, когда лидеры его более крупных коллег в 1930-е годы требовали, а позже и требовали отделения от Федерации и других лестадских деноминаций.

Заявление о прощении

Церковь учит, что каждый верующий имеет право свидетельствовать о прощении грехов других людей., иногда называемое слышимым заявлением о прощении грехов. Лестадийцы обычно провозглашают прощение грехов «во имя и кровь Иисуса».

На практике

лестадианство считает, что, когда христианин совершил грех, мысленно или на деле, он или она должны исповедовать грех другому верующему. Таким образом, среди лестадианцев в церкви или вне ее в любое время, но особенно во время церковной службы перед обрядом святого причастия, является обычной практикой исповедоваться в своих грехах друг перед другом или, иногда, перед одним из церковных служителей, совершающих причастие. Распространенное заявление звучит так: «Верьте, что ваши грехи прощены во имя Иисуса и (проливают) кровь». Эта процедура, укоренившаяся в лестадианстве, отличается от отпущения грехов в господствующих лютеранских церквях по нескольким аспектам, в том числе тем, что просьба о прощении не обязательно должна быть, и чаще всего, к священнику; признание часто делается открыто; исповедь не осуществляется по предварительной записи, а доступна любому верующему от любого другого верующего в любое время; и конкретная формулировка декларации гласит, что средством искупления является пролитая кровь Христа.

Самый торжественный обряд

Потому что лестадец очень серьезно относится к утверждению, что благодать существует только для того, чьи грехи были специально прощены, в этом движении едва ли есть другой обряд, который мог бы соперничать по важности с провозглашением прощения. Это учение является уникальным продолжением доктрины священства верующего.

Идентификация приветствия и прощания

Приветствуя друг друга, лестадцы говорят «Божий мир» на английском (или на финском: «Jumalan tervehdys», что означает приветствие или приветствие Бога). Прощаясь друг с другом, они говорят «мир Божий» по-английски (или по-фински: «Jumalan rauhaa»).

Акцент на избегании греха и «мирского»

«мирское» не приветствуется, и лестадианцы осуждают добрачный секс и употребление алкоголя, за исключением причастия святого общение. Консервативные лестадцы не одобряют мирские пороки, такие как танцы, телевидение, контроль рождаемости, ритмика музыка, макияж, серьги, фильмы, татуировки и проклятия. Некоторые консервативные элементы в церкви идут еще дальше, отвергая мирские обычаи, например, отказываясь покупать страховку, запрещая своим детям участвовать в организованных школьных спортивных состязаниях и убирая свои автомобильные радиоприемники.

Контроль рождаемости

Особенно большое количество Перворожденных Апостольских лютеран и многие члены наиболее консервативных конгрегаций в группе «Слово мира», например, не используют противозачаточные средства, потому что считают, что ребенок это дар от Бога; поэтому многие лестадские семьи большие.

Общественные собрания

Основными видами деятельности лестадианцев являются ежегодные или более частые церковные собрания, включая летние службы консервативных лестадианцев, на которых присутствуют прихожане от конгрегаций повсюду; а для молодежи - хапсы (собрания подростков и молодых людей для пения Песен и гимнов Сиона и посещения), песенные службы, костры, молодежные дискуссии, собрания по уходу и собрания пробуждения.

в рамках первородного лестадианства в Скандинавии наиболее важными ежегодными событиями являются рождественские службы в Елливаре и летние службы в Лахти, куда ежегодно собираются тысячи первенцев лестадианцев из разных стран.

Публикации

Разные отрасли издают свои газеты и журналы.

Избранные Священные Писания

В Финляндии версией Библии, которая в основном используется лестадианцами, является Финская Библия 1776 года, которая, в отличие от более новых переводов, основана на Textus Рецептус. Центральная ассоциация финских ассоциаций мира (SRK) публикует тройной финский перевод (1776, 1933/1938 и 1992), который используется консервативными лестадскими проповедниками как учебное пособие и служебная Библия. Американский и канадский лестадианизм использует версию короля Якова, также основанную на Textus Receptus.

История

Лестадийский проповедник, Финнмарк, 1898 г.

Корни движения

Ларс Леви Лестадиус (1800–1861)

Название движения происходит от Ларс Леви Лестадиус (1800–1861), шведский саамский проповедник и администратор шведской государственной лютеранской церкви в Сапми который также был известным ботаником. Лестадиус начал движение, когда работал пастором церкви Швеции на севере Швеции в 1840-х годах. Лаэстадиус встретил саамскую женщину по имени Милла Клементсдоттер из Фёллинге в муниципалитете Кроком в Jämtland во время инспекционной поездки в 1844 году по Оселе. Она принадлежала к движению возрождения в церкви Швеции, возглавляемому пастором Пером Бранделлом из прихода Нора в муниципалитете Крамфорс в Ангерманланд и характеризовалась пиетистские и моравские влияния. Она рассказала Лестадию о своих духовных переживаниях на пути к истинно живому христианству, и после встречи Лестадий почувствовал, что пришел к пониманию секрета живой веры. У него был глубокий опыт того, что он вошел в состояние благодати, получил Божье прощение за свои грехи и наконец по-настоящему увидел путь, ведущий к вечной жизни. Его проповеди приобрели, по его собственным словам, «новый цвет», на который люди начали откликаться. Движение начало распространяться от Швеции до Финляндии и Норвегии, особенно среди саамов и квенов. Он предпочитал, чтобы его последователи назывались просто «христианами», но другие стали называть их «лестадианцами».

Первоначальное влияние на саамских прихожан Лестадиуса

Две большие проблемы, с которыми Лаэстадиус столкнулся с первых дней своего пребывания в качестве церковного служителя, заключались в безразличии его саамских прихожан, которых вынудили шведы правительство обратить свою шаманскую религию в лютеранство, и страдания, причиненные им алкоголизмом. Духовное понимание, полученное Лаэстадиусом и которым он поделился в своих новых проповедях, «наполненных яркими метафорами из жизни саамов, которые они могли понять… о Боге, заботящемся о жизни людей», оказало глубокое положительное влияние на обе проблемы.. Отчет с точки зрения саамской культуры напоминает о новом желании саамов научиться читать, о суете и энергии в церкви, когда люди исповедуют свои грехи, плачут и молятся о прощении - в рамках лестадианства это было известно как лиикутуксет, своего рода экстаз. Уменьшилось количество пьянства и воровства скота, что положительно повлияло на отношения, финансы и семейную жизнь саамов.

Рост лестадианства среди саамов

Быстрый рост лестадианства среди саамов был обусловлен к нескольким факторам. Лаэстадиус гордо назвал себя саамом через свою мать из южных саамов. Он говорил и проповедовал на двух саамских диалектах. Кроме того, он выбрал необразованных проповедников-мирян из числа саамских оленеводов, чтобы они год путешествовали с ними и проповедовали нераскаявшимся среди них. Кроме того, в первые дни движения Лестадиус, чтобы найти общий язык со своими прихожанами, позаимствовал у саамов знакомые языческие божества и концепции и адаптировал их к христианству. Еще одним фактором роста лестадианства среди саамов было то, что государственные школы-интернаты вскоре стали заселяться лестадианским персоналом. Затем саамы обратились к строгому моральному кодексу, включающему в себя строгую умеренность лестадианства. Целые сообщества, разрушенные алкоголизмом, протрезвели практически в мгновение ока. Это имело дополнительный положительный эффект в плане улучшения социального положения саами во внешнем мире. Наконец, лестадианство было верой, которую саамы могли идентифицировать как происходящую изнутри, поскольку сам Лаэстадиус утверждал, что познал истинную живую веру только после встречи с бедной саамской женщиной Миллой Клементсдоттер, подвергшейся насилию.

" Непрерывная линия живого христианства »

Фракция в рамках лестадианства полагает, что это движение является современным потомком непрерывной линии живого христианства через Моравскую церковь, Лютер, Богемские братья, лолларды и вальденсы вплоть до примитивной церкви. Мартин Лютер, Ян Гус, Джон Уиклифф и Питер Уолдо считаются духовными предками лестадианства.

Демография

Группы в 2012 году

Фертильность

В Финляндии их демографическое преимущество выросло по мере падения рождаемости большинства, с 2: 1 в 1940-х годах до 4: 1 в 1980-х, т. Е. В четыре раза больше. дети как средние. «К 1985–1987 гг. Лестадский и финский СКР составляли 5,47 и 1,45 соответственно. Даже в пределах лестадского СКР, равного 5,47, наблюдается разнообразие:« умеренная »группа предпочитает останавливаться на четырех [детях]. и практикуют контроль над рождаемостью, в то время как консервативный кластер занимается неограниченным воспроизводством. На уровне лаэстадианцев эндогамии и сохранении членства [по состоянию на 2010 год] не проводилось никаких исследований. и профессионально интегрированы, поэтому потеряйте больше членов из-за ассимиляции ». Например, в небольшом городке Ларсмо, несмотря на некоторые потери из-за внебрачных браков и эмиграции, их доля увеличилась вдвое всего за тридцать лет до примерно 40% в 1991 году и, по прогнозам, составит «две трети большинства город в поколении ".

В популярной культуре

В литературе

В фильме

Последняя правка сделана 2021-05-26 11:02:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте