Кхама III

редактировать
Король (Кгоси) Ботсваны, правитель народа Бангвато в центральной Ботсване
Кхама III
Король (Кгоси ) из Ботсваны, правитель бангвато народа центральной Ботсваны ; Верховный вождь Бангвато
Chief-khama-III.jpg
Правление1872–1873, 1875–1923
Преемник, Кгоси Секгома II (1923–1925)
c.1837. Машу, Бечуаналенд
Умер21 февраля 1923 (1923-02-21) (85–86 лет). Серове
Жены
  • Мма-Беси
  • из бангвакетсе, ум. 1889 г., дочь верховного вождя Гасейтсиве
  • Сефаквана, м. 1895, разд. 1899
  • Семане
Выпуск2 сына и 9 дочерей от 4 жен:., 1867-1920, женат (потомок вождя Молвы). Секгома Хама (1869-1925) ( Секгома II )., р. 1901. Кгоси Чекеди Хама (1905–1959)
Полное имя
Хама III Бойканьо
ОтецКгосикголо Секгома, Кгоси (1815–1883)
МатьКеамогетсе

Хама III (1837? –1923), упоминаемый миссионерами как Хама Добрый, также называемый Хама Великий, был Кгоси (что означает вождь) племени Бангвато.

Содержание
  • 1 Родословная и юность
  • 2 Крещение и конфликт с Секгомой
  • 3 Вождь
  • 4 Наследие
  • 5 Текущие потомки
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Общая информация
Родословная и молодежь

В течение 18 века Малоп, глава племени баквена, вел свой народ из Трансвааля регион Южной Африки на юго-восточную территорию Ботсваны. У Малопа было трое сыновей - Квена, Нгвато и Нгвакетсе, каждый из которых в конечном итоге отделился от своего отца (а также друг от друга) и сформировал новые племена на соседних территориях. Этот тип семейного разрыва между отцом и сыновьями (а затем и между сыновьями) исторически был причиной размножения племен по всему южноафриканскому региону.

В данном конкретном случае разрыв между Малопом и сыновьями был ускорен рядом событий. - смерть Малопа, последующее вступление Квены в должность вождя баквены и, в конечном итоге, спор между Квеной и Нгвато из-за потерянной коровы. Вскоре после инцидента с потерянной коровой Нгвато и его последователи тайно покинули деревню Квены под покровом темноты и основали новую деревню на севере. Нгвакетсе тоже двинулся на юг.

Воины квена трижды атаковали деревню Нгвато, каждый раз толкая Нгвато и его племя последователей (теперь известное как Бамангвато) дальше на север. Каким-то образом (этот эпизод Бесси не объясняет) они удержались, и ко времени правления вождя Кхамы III (между 1875–1923 гг.) Бамангвато выросло (как за счет естественного прироста населения, так и приток племен беженцев из Южной Африки и Родезии ), ставших крупнейшим племенем в регионе.

Крещение и конфликт с Секгомой

После открытия Дэвидом Ливингстоном Калахари в 1849 году, возник бум охоты и торговли, продолжавшийся до конца 1870-х годов. Эту торговлю контролировали Баквена, Бангвато, Бангвакетсе и Батавана, которые все были частью рыхлого союза. Все четыре группы, говорящие на языке тсвана, организовали частные и полковые охотничьи группы, используя лошадей и ружья, в дополнение к использованию несвободной рабочей силы или жителей пустынь, которых они поработили или иным образом заставили платить ежегодную дань в виде охотничьих продуктов. Молодой Кхама был в авангарде этого перехода к глобальной торговле, и в молодости владел значительным количеством лошадей, ружей и повозок с волами. Он много путешествовал и бегло говорил по-голландски, лингва-франка того периода. По общему мнению, он был популярен среди приезжих охотников (приехавших из Южной Африки и со всего мира), которым требовалось разрешение на поездки и охоту на территории Нгвато. Хотя его покровители-миссионеры часто изображали его главным мотивом религиозных интересов, Кхама был в центре не только изменения экономики нгвато, но и расширения своей власти над множеством подчиненных народов.

Несмотря на это Обладая значительным влиянием в качестве экономического деятеля, Кхама больше всего известен как основатель христианского государства. Когда ему было чуть за двадцать, Хама крестился в лютеранской церкви через Лондонское миссионерское общество (LMS) вместе с пятью своими младшими братьями. Братья были одними из первых членов племени, сделавших этот шаг; шаг, к которому вскоре присоединится довольно большой процент последователей Кхамы. Для Кхамы это был непростой шаг. К этому моменту своей жизни он уже прошел богвера (традиционная церемония посвящения в мужское достоинство) с членами своего мефато (возрастного полка). Исторически богвера требовала строгих испытаний на выносливость, в том числе обрезания. Церемония завершилась ритуальным убийством одного из членов мефато как своего рода ритуалом очищения, включающего укрепление подростков (мальчиков-подростков).

Первоначально отец Хамы, вождь Секгома I, неохотно принял принадлежность своего сына к церкви, хотя сам он не принял церковное учение. В конце концов их расходящиеся взгляды и ценности привели Секгому и Хаму к открытому конфликту. В то время племя базировалось в деревне Шошонг, которая находится недалеко от современного Махалапье.

Конфликт включал в себя свою долю интриги - попытку убийства (Хамы Секгома), Брак Кхамы с христианкой по имени Мма Бесси и его последующий отказ взять вторую жену в соответствии с обычаем многоженства, сопротивление Кхамы колдовству Секгомы, принудительное изгнание Кхамы с христианских последователей племени в холмы, окружающие деревню Шошонг, и, наконец, возвращение Кхамы в Шошонг после второй неудачной попытки убийства Секгомы и сопутствующего назначения брата Секгомы, Маченга, новым вождем осажденного племени (Секгома отправился в изгнание).

Это было незадолго до того, как Маченг и Кхама также столкнулись, что привело Маченга к попытке собственного убийства Кхамы, которое также с треском провалилось. Затем Кхама изгнал Маченга и, что было либо самоотверженным жестом доброй воли, либо просто упорным соблюдением племенных обычаев, вновь назначил своего отца Секгому вождем Бамангвато. К сожалению, через несколько месяцев перемирие между отцом и сыном снова сорвалось.

На этот раз Кхама и его последователи, которые теперь представляли большинство племени в Шошонге, перебрались на север в крошечную деревню Серове и приготовились к войне с Секгомой. Война длилась один месяц и завершилась поражением Секгомы и восхождением Кхамы на пост вождя. Теперь Хама мог оставить свой след в истории племени.

Вождь
Кхама, взято со страницы 305 книги «Реальность против романтики в Юго-Центральной Африке.

Кхаму, вероятно, лучше всего помнят за то, что он принял три важных решения во время своего пребывания на посту вождя. Во-первых, хотя он отменил саму церемонию богвера, Кхама сохранил полки мефатов как источник бесплатной рабочей силы для различных экономических и религиозных целей. Объем рабочих обязанностей мефато позже значительно расширился под властью сына Хамы Тшекеди, включив в него строительство начальных школ, зернохранилищ, систем водоотвода и даже колледжа Моенг, расположенного на окраине Серове., который во время правления Кхамы стал столицей Бамангвато. Вместе с мефато, Кхама представила множество европейских технологических усовершенствований на территории Бамангвато, в том числе могому, или запряженный волами отвал плуг (вместо ручной мотыги) и вагоны для транспортировки (вместо санки).

В современном мире mephato можно рассматривать как эксплуататорскую форму самопомощи сообщества. Мужчины и женщины бангвато должны были участвовать в назначенных рабочих проектах, когда их полки были призваны на службу. И назывались они были, в прямом смысле этого слова. Назначенный человек из деревни поднимался на вершину холма Серове и буквально выкрикивал имя мефата, который должен был начать работу. Все члены мефато бросили все, чем занимались, и приступили к шестимесячной командировке без какой-либо материальной поддержки со стороны деревни (в частности, без какой-либо организованной раздачи еды). Обычно ожидалось, что мефат будет сам о себе позаботиться во время своей работы.

После того, как Хама стал королем в 1875 году, после свержения своего отца и оттолкнув брата локтем, его восхождение произошло во время великих опасностей и возможностей. Набеги ндебеле с севера (с того места, где сейчас Зимбабве ), бурские и «смешанные» треккеры с юга и немцы колонизаторы с Запада, все надеются чтобы захватить его территорию и ее внутренние районы. Он ответил на эти вызовы, приведя свое государство в соответствие с административными целями британцев, которые обеспечили ему прикрытие и поддержку, и, соответственно, энергично расширив свой собственный контроль на гораздо более обширную территорию, чем любой «кгоси» до него. Хама обратился в христианство, что побудило его объявить сектантство преступлением и осудить институты, одобренные традиционалистами. По просьбе Хамы были приняты строгие законы против ввоза алкоголя.

Само британское правительство придерживалось двух мнений относительно того, что делать с территорией. Одна фракция, поддерживаемая местным миссионером по имени Джон Маккензи, выступала за установление протектората, в то время как другая фракция во главе с Сесилом Родсом заняла империалистическую позицию и потребовала, чтобы страна была открыт для белых поселений и экономической эксплуатации. Решение было принято в 1885 году, когда территория к югу от реки Молопо стала колонией Британского Бечуаналенда, а территория к северу от реки стала протекторатом Бечуаналенд. Колония была в конечном итоге включена в британскую Капскую колонию и теперь является частью Южной Африки.

. Родос продолжил свою кампанию по оказанию давления на британское правительство с целью аннексировать то, что осталось от территории Кхамы. В 1895 году вместе с двумя другими вождями соседних племен, Батхен I и Себеле I, Хама отправился в Великобританию, чтобы лоббировать у королевы защиту от двойного давления британской южноафриканской организации Сесила Родса. Компания - расположенная в том, что позже стало Родезией на севере, - и африканерские поселенцы, ползущие с юга. Поскольку поездка была организована миссионерами, христианство Хамы стало центральным элементом кампании. Вожди много путешествовали по Великобритании, выступая перед большой евангелической аудиторией. В то время была написана не только биография Кхамы, но и множество других публикаций, подтверждающих его легенду как африканского христианина. Путешествие трех цванов в Британию в конечном итоге оказалось успешным после злополучного рейда Джеймсона 1896 года, когда репутация Родса была испорчена. Если бы Хама и его соотечественники не смогли убедить британские власти в необходимости «защиты» Бамангвато до фиаско с рейдом Джеймсон, очень вероятно, что большая часть того, что сегодня является Ботсваной, была бы поглощена Родезией и Южной Африкой.

Хама III был стойким в навязывании своей христианизированной воли племени. Он продвигал школы и предпочитал нанимать образованных христиан. Он запретил употребление алкоголя в племенных землях (с переменным успехом), наложил мораторий на продажу скота за пределами территории Бамангвато и племенных земель в качестве уступки иностранным горнодобывающим и скотоводческим интересам и отменил полигамию. Отмена полигамии была, пожалуй, его самым спорным шагом. Некоторые утверждают, что по мере того, как христианство позже распространилось среди других племен протектората, и полигамия была повсеместно упразднена, социальный «клей», который скреплял семьи (расширялся благодаря полигамии), иссяк.

Наследие
3 Памятник Дикгоси в Габороне

Старшего сына Хамы от брака с мма Бесси звали Секгома II, который стал главой Бамангвато после смерти Кхамы в 1923 году. Старшего сына Секгомы II назвали Серетсе. На протяжении жизни Хама брал нескольких жен (каждую после смерти бывшей). Одна из его жен, Семане, родила сына по имени Тшекеди.

Секгома II. Правление длилось всего год или около того, оставив его сына Серетсе, который в то время был младенец, как законный наследник вождя (Чекеди не был в очереди, чтобы быть вождем, поскольку он не происходил от старшего сына Кхамы Секгома II). Итак, в соответствии с традицией, Чекеди действовал как регент племени, пока Серетсе не стал достаточно взрослым, чтобы стать вождем. Передача ответственности от Чекеди к Серетсе планировалось произвести после того, как Серетсе вернется из Великобритании после учебы в области права.

Регентство Чекеди Кхамы в качестве исполняющего обязанности главы Бамангвато больше всего запомнилось его расширением полков мефато для строительства начальных школ, зернохранилищ и систем водоснабжения; за частые столкновения с британскими колониальными властями по поводу отправления правосудия в стране Нгвато; и за его усилия справиться с серьезным расколом в племени после того, как Серетсе женился на белой женщине, Рут Уильямс, во время изучения права в Великобритании.

Чекеди выступал против брака на том основании, что по обычаю тсвана вождь не мог жениться просто так, как ему заблагорассудится. Он был слугой народа; на кону стояло само вождество. Серетсе не сдвинулся с места в своем желании жениться на Рут (что он и сделал, находясь в изгнании в Британию в 1948 году), и мнения племен о браке в основном разделились поровну по демографическим признакам - пожилые люди выбрали Чекеди, младшие - Серетсе. В конце концов, британские власти изгнали обоих мужчин (Тшекеди с территории Бамангвато, Серетсе - с территории протектората). Вспыхнули беспорядки, несколько человек были убиты.

В конце концов, когда у эмоций было достаточно времени, чтобы утихнуть, Серетсе и Рут разрешили вернуться в Протекторат, и Серетсе и Чекеди смогли немного уладить отношения между собой. К настоящему времени Серетсе видел свою судьбу не вождем племени Бамангвато, а лидером Демократической партии Ботсваны и президентом будущего независимого государства Ботсвана в 1966 году. Он останется президентом Ботсваны до своей смерти от рака поджелудочной железы в 1980 году.

Памятник трем Дикгоси изображает Кхама III вместе с двумя другими кгоси за их работу по установлению независимости Ботсваны.

Нынешние потомки

Протекторат Бечуаналенд сохранял свой полунезависимый статус до 1966 года, когда он получил полную независимость как Республика Ботсвана. Первый президент, сэр Серетсе Кхама, был внуком и наследником Кхамы III, и его первый сын от Рут Кхама, Серетсе Кхама, Ян Кхама, сменит Серетсе Кхама в качестве верховного вождя Бамангвато и впоследствии станет командующим Силами обороны Ботсваны в качестве генерал-лейтенанта. 1 апреля 2008 г. Серетсе Кхама Ян Кхама, сын сэра Серетсе Кхамы и бывший вице-президент Ботсваны, был приведен к присяге в качестве четвертого президента Ботсваны. Чекеди Хама II, брат Серетсе Хамы Иан Хама, также вступил в политическую борьбу, заняв парламентское кресло своего брата в Серове. Нделу Серетсе, двоюродный брат президента Серетсе Кхамы Иана Кхамы, в настоящее время является министром юстиции, обороны и безопасности в правительстве Ботсваны. Шейла Кхама, дальняя родственница Серетсе Кхамы Иана Кхамы, является генеральным директором De Beers Botswana, крупнейшей горнодобывающей компании Ботсваны и части крупнейшей горнодобывающей компании в мире. Президент Серетсе Кхама Ян Кхама был избран на полный срок президентом Ботсваны 16 октября 2009 года. Следовательно, «Дом Кхамы» по-прежнему занимает видное место в обществе Ботсваны. В соседней стране Южной Африки королева Семане Кхама Молотлеги, королева-мать нации Королевский Бафокенг, является внучкой Кхамы III. 36-й кгоси из королевской нации бафокенг, Кгоси (король) Леруо Молотлеги, является старшим из ныне живущих сыновей Королевы-матери и, следовательно, правнуком Khama III.

Ссылки
Дополнительная литература
  • Chirenje, J. Mutero. Вождь Кгама и его времена c. 1835–1923: История одного южноафриканского правителя (Р. Коллингс, 1978).
  • Чирендже, Дж. Мутеро. «Церковь, государство и образование в Бечуаналанде в девятнадцатом веке». Международный журнал африканских исторических исследований 9.3 (1976): 401–418.
  • Парсонс, Н. Кинг Хама, император Джо и Великая Белая Королева: Викторианская Британия глазами Африки (University of Chicago Press, 1998)
Общая информация

Типичный африканский лидер в Hearts of Iron IV.

Последняя правка сделана 2021-05-25 05:23:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте