Каргопольский район. Каргопольский район | |
---|---|
Район | |
Начальная школа в г. станица Гавриловская Каргопольского района | |
Герб | |
Расположение Каргопольского района Архангельской области | |
Координаты: 61 ° 30′N 38 ° 56′E / 61.500 ° N 38,933 ° E / 61,500; 38,933 Координаты : 61 ° 30'N 38 ° 56'E / 61,500 ° N 38,933 ° E / 61,500; 38.933 | |
Страна | Россия |
Субъект федерации | Архангельская область |
Дата образования | 15 июля 1929 г. |
Административный центр | Каргополь |
Район | |
• Всего | 10 127 км (3 910 квадратных миль) |
Население (Перепись 2010 ) | |
• Всего | 18 466 |
• Оценка (2018) | 17 023 (-7,8%) |
• Плотность | 1,8 / км (4,7 / кв. Миль) |
• Город | 55,3% |
• Сельский | 44,7% |
Административное устройство | |
• Административное деление | 1 Города районного значения, 12 Сельсовец |
• Населенные пункты | 1 Города / поселки, 242 Сельские поселения |
Муниципальная структура | |
• Муниципальное образование as | Каргопольский муниципальный район |
• Муниципальные образования | 1 Городские поселения, 5 Сельские поселения |
Часовой пояс | UTC + 3 (MSK ) |
ОКТМО ID | 11618000 |
Сайт | http://www.kargopolland.ru/ |
Каргопольский район (русский : Каргопо́льский райо́н) - административный район (район ), один из двадцати одного в Архангельская область, Россия. Как муниципальное образование, он зарегистрирован как Каргопольский муниципальный район . Расположен на юго-западе области и граничит с Плесецким районом на севере, Няндомским районом на северо-востоке, Коношским районом на востоке Кирилловский район Вологодской области на юге, Вытегорский район, также Вологодской области, на юго-западе, и с Пудожским районом из Республики Карелия на северо-западе. Площадь округа составляет 10 127 квадратных километров (3910 квадратных миль). Его административным центром является город района Каргополь. Население: 18 466 человек (перепись 2010 ); 21 514 (перепись 2002 г. ); 24 589 (перепись 1989 г. ). Население Каргополя составляет 55,3% от общей численности населения района.
Изначально местность была заселена финно-угорскими народами, а затем колонизирована Новгородской республикой. Традиционно считается, что основание Каргополя относится к 1146 году, хотя впервые он упоминается в летописях только в 14 веке. В 15 веке это уже была крепость, сыгравшая важную роль в борьбе Новгорода с нарождающейся Москвой. В частности, в 1447 г. князь-преступник Дмитрий Шемяка, преследуемый из Москвы Василием II, бежал в Каргополь и оставался там более года. После падения Новгорода территория вошла в состав Великого княжества Московского. В XVI веке Каргополь был одним из крупнейших городов России и в основном был купеческим городом из-за своего расположения на дороге из Москвы в Архангельск (в то время главная российская гавань для европейской торговли). Каргополь также использовался для политической ссылки. Например, Иван Болотников, вождь крестьянского восстания, был отправлен в Каргополь в 1607 году, где его ослепили, а затем утонули. После св. Петербург был построен в 1703 году, торговля была перенесена на Балтийское море, и значение Каргополя уменьшилось.
В ходе административной реформы, проведенной в 1708 году Петром Великим, территория была включена в состав провинции Ингерманланд (с 1710 года известна как Saint Петербургская губерния ). В 1727 году он был передан вновь образованной Новгородской губернии. После ряда административных реформ в 1801 году Каргополь стал резиденцией Каргопольского уезда, одного из четырех уездов вновь образованной Олонецкой губернии. 30 апреля 1919 года Каргопольский уезд был передан в состав Вологодской губернии, а в 1922 году, когда была упразднена Олонецкая губерния, часть районов Вытегорского уезда была передана Каргопольскому уезду. 15 июля 1929 г. были упразднены уезды, губернии вошли в Северный край, образован Каргопольский район. Он вошел в состав Северного края.
Районы южнее озера Лача принадлежали Кирилловскому уезду Новгородской губернии. В 1918 году пять уездов Новгородской губернии, в том числе Кирилловский, были выделены в Череповецкую губернию. В 1919 году эти территории были переданы Каргопольскому уезду.
В последующие годы административное деление России первого уровня продолжало меняться. В 1930 году округ был упразднен, и район был подчинен центральной администрации Северного края. В 1936 году край был преобразован в Северную область. В 1937 году Северная область была разделена на Архангельскую и Вологодскую области. Каргопольский район остался в Архангельской области до сих пор.
Район почти исключительно расположен в бассейне реки Онеги, которая является крупнейшей рекой района и относится к бассейну Белого моря. Исток Онежского озера - озеро Лача, которое является самым большим озером в районе. Северо-восточный берег озера Воже, также в бассейне Онежского р., Относится к Каргопольскому району, а само озеро находится в Вологодской области. Два озера соединяет река Свид. Главный приток Онеги - река Волошка (слева). Некоторые второстепенные территории на северо-западе района принадлежат бассейну реки Водла и, в конечном итоге, Балтийского моря, а очень незначительные участки на юго-западе относятся к бассейну Река Кема и в конечном итоге до Каспийского моря.
В районе много озер, особенно на северо-западе. Самое большое озеро после озера Лача - озеро Лёкшмозеро, которое соединено с Онежой рекой.
Большая часть района покрыта хвойными лесами (тайга ).
Северная часть района, включая озеро Лёкшмозеро, входит в Кенозерский национальный парк (который разделен между Каргопольским и Плесецким районами).
Границы Каргопольского района в основном соответствуют границам муниципального района, за исключением населенного пункта, который административно входит в состав Коношского района, но муниципально входит в состав Каргопольского муниципального района.
Как административное деление район делится на двенадцать сельсоветов и один город районного значения (Каргополь ). Созданы следующие сельсоветы (в скобках указаны административные центры ):
Как муниципальное образование район разделен на одно городское поселение и пять сельских поселений (в скобках указаны административные центры):
Лесная промышленность - это основная промышленность района.Завод по производству линума, существовавший в Каргополе до 1970-х, не существует.
Традиционно земли к северо-западу от Каргополя использовались для выращивания сельскохозяйственных культур, а до 1970-х годов linum также возделывались. Однако из-за депопуляции эта деятельность стала убыточной (за сто лет количество деревень сократилось в пять раз), и в 1970-е годы производство района перешло на говядину и молоко. В 1990-х годах этот показатель еще больше сократился из-за экономического кризиса в России. Есть также рыболовство, в основном на озерах, в том числе озеро Лача.
Каргополь соединен асфальтированной дорогой с Няндомой и дальше на восток с главной автомагистралью в регионе, М8 соединяющий Москву и Архангельск. На север идет дорога, которая соединяется с M8 через Плесецк и Брин-Наволок. Это исторический торговый путь, который соединял Каргополь с Архангельском еще до строительства железной дороги, и длинные участки этой дороги до сих пор не заасфальтированы. Участок между Каргополем и Плесецком был заасфальтирован в 2011 году. Другая грунтовая дорога в западном направлении пересекает границу с Республикой Карелия и ведет в Пудож.
В Каргополе нет железной дороги, даже хотя на момент строительства железной дороги между Вологдой и Архангельском (решение о маршруте было принято царем Александром III в июне 1894 года) это был самый большой город в области, и железная дорога проходила через безлюдные районы. Городская легенда гласит, что каргопольские купцы недовольны перспективой строительства железной дороги в Каргополе, полагая, что это ухудшит торговлю, и поэтому просили построить железную дорогу в обход. Фактически, местный орган управления, Каргопольская Дума, в сентябре 1894 года дважды обсуждая этот вопрос, пришел к выводу, что строительство железной дороги действительно ухудшит торговлю, но если она не пройдет через Каргополь, ущерб будет гораздо сильнее. Поэтому в обоих случаях Дума направила петицию с просьбой изменить маршрут железной дороги через Каргополь. Этого не произошло, поскольку строительство уже началось в августе 1894 года, и поскольку объезд был бы слишком большим, так как Каргополь не находится на прямой линии, соединяющей Вологду с Архангельском.
Каргопольский район очень богат историческими, археологическими и архитектурными памятниками. На территории района находится 40 объектов (из них 13 в Каргополе), отнесенных федеральным законодательством к объектам культурно-исторического наследия, а также 182 объекта, отнесенных к объектам культурно-исторического наследия местного значения. Большинство из них - белокаменные церкви города Каргополь, а также деревянные церкви и часовни, расположенные в этом районе. В городе Каргополь находится ряд белокаменных церквей, самая ранняя из которых датируется 1552 годом. Это самая старая постройка материковой части Архангельской области (некоторые постройки Соловецкого монастыря также относятся к 16 век).
К памятникам историко-архитектурного наследия относятся:
Единственный государственный музей в районе - Каргопольский государственный историко-художественный и архитектурный музей, основанный в 1919 году. маскировочная организация, которая не только проводит этнографические, художественные и исторические выставки, но и защищает некоторые архитектурные памятники Каргополя и его окрестностей. Пятнадцать зданий, в том числе ряд церквей, принадлежат музею. Другой музей был открыт в 1994 году в школе села Лядины. В Каргополе также есть два частных музея.
В Каргополе существует традиционное ремесло и производство расписных глиняных игрушек.