Иоганн Михаэль Ванслеб (1 ноября 1635–1679 гг.) был немецким теологом, лингвист и Египетский путешественник. Он обратился в католицизм и был членом доминиканского ордена с 1666 года.
(В зависимости от языка публикации его имя пишется по-разному. в том числе: Ванслебен, Ванслебен, Ванслебио, Ванслебиус, Ванслеп, Ванслебио, Ванслебиус, Дж. М. Ванслеб, Джованни Микеле, Ф. Ванслеб (F означает Отец ), П. Ванслеб или Жан.)
Ванслеб родился в Эрфурте. В 1663 году, после длительного пребывания в Лондоне, Ванслеб запланировал поездку в Эфиопию в поисках религиозных рукописей для своего покровителя Эрнеста I, герцога Саксен-Готского. Однако он так и не вышел за пределы Египта. Находясь в Риме во время обратного путешествия, он обратился в католицизм.
На службе у Жана-Батиста Кольбера Ванслеб предпринял еще одну попытку отправиться в Эфиопию и снова не пошел дальше Египта. Начав свое путешествие из Марселя 20 мая 1671 года, Ванслеб почувствовал себя плохо по прибытии на Кипр (который, как он объяснил, был вызван чумой, охватившей затем остров). Несмотря на то, что он долгое время был очень болен (и готовился покинуть этот мир, как он объясняет), ему удалось побывать в Триполи, Дамаске, Алеппо и Сейда в течение следующих 10 месяцев, наконец, прибыл в Египет в марте 1672 года.
В течение следующих 12 месяцев Ванслеб много путешествовал по Египту, совершив путешествие до Сохаг, и произвел одно из самых ранних описаний Верхнего Египта: документирование земли, людей (особенно коптского сообщества) и памятников фараонов, таких как пирамиды Гизы, Сфинкс и пирамиды Хавара, а также коптские памятники, в том числе Белый монастырь. Одной из его заявленных миссий было достичь Эсны, но он никогда не путешествовал так далеко вверх по Нилу. Вместо этого он приводит отчет двух братьев-капуцинов, миссионеров П. Протаиса и, которые посетили все основные места Верхнего Египта в 1668 году.
Современные сообщения говорят, что отчет Ванслеба был получен с смешанные чувства. Ванслеб - проницательный наблюдатель, неоднократно пытающийся докопаться до сути вещей, но в других случаях без особого сопротивления принимающий неясные и ложные объяснения, например, по брачным ритуалам нильского крокодила.