Иоахим Мёрлин

редактировать
Иоахим Мёрлин

Иоахим Мёрлин 5 апреля 1514 г. Виттенберг, Электорат Саксонии - 29 мая 1571 г., Кенигсберг, герцогство Пруссия (ныне Калининград в России ) - 1945 г.) евангелическо-лютеранский теолог и важная фигура в спорах, последовавших за смертью Мартина Лютера (1483-1546). Он был старшим братом Максимилиана Мёрлина, другого лютеранского богослова и реформатора.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Противоречие с Осиандером
  • 3 Изгнание из Кенигсберга
  • 4 Попытки богословского примирения
  • 5 Возвращение в Кенигсберг
  • 6 Становление епископа Самландского
Ранняя жизнь

Мёрлин родился в Виттенберге, где его отец, Йодок Мёрлин, также известный как Йодокус Морлинус, был профессором философии в университете. Виттенберга. Сам Иоахим учился в том же университете у Лютера, Филиппа Меланхтона, Юстуса Йонаса и Каспера Крусигера Старшего с 1532 по 1536 год. После недолгого пребывания в Кобург, он вернулся в Виттенберг и в 1539 году стал капелланом Лютера, отклонив призыв к преемнику Поляндера в Кенигсберге. Будучи истинным учеником Лютера, Мёрлин больше находился под влиянием догматики Меланхтона, хотя и лишался сочувствия к филиппистским усилиям по объединению с реформатами.

22 сентября 1540 года Иоахим уехал. Виттенберг стал суперинтендантом в Арнштадте, где до свержения в марте 1543 г. за жесткую дисциплину и сопротивление унии он проявлял большую активность, моральную серьезность и отвагу. Но ни призыв его общины, ни сочувствие Лютера не смогли преодолеть враждебность графа Шварцбургского Гюнтера XL.

10 мая 1544 года Мёрлин стал суперинтендантом в Геттингене. Здесь он столь же твердо настаивал на чистоте жизни и доктрине, и написал Enchiridion catecheticum (1544), преподавал риторику в латинской школе и читал лекции по Эразму и Loci Меланхтон. Деятельность Мёрлина в Геттингене подошла к концу с его бескомпромиссным сопротивлением профсоюзу, за который выступает Временный. 17 января 1550 года после тщетных протестов совета и общины герцогу Брауншвейг-Люнебургскому Эрику II Мёрлин был уволен с должности.

Мёрлин отправился в Эрфурт, оттуда в Арнштадт и, наконец, в Шлейзинген, где он жил и проповедовал в замке Вильгельм IV, граф Хеннеберг. Но даже здесь Мёрлин был небезопасен, и 25 августа 1550 года он покинул Шлейзинген и 13 сентября прибыл в Кенигсберг. Там, поскольку Пруссия конституционно не принадлежала Священной Римской империи, он не мог подвергнуться приставаниям, и 27 сентября 1550 г. был назначен пастором Дома Кнайпхёфера и инспектором.

Противоречие с Осиандром

Здесь Мёрлин оказался вовлеченным в спор об Осиандриане, так как оставаться нейтральным было не в его характере. Однако разрыв между Мёрлином и Осиандером был постепенным. Когда последний защищал свою точку зрения на оправдание (акт 24, 1550), Мёрлин оставался молчаливым свидетелем; но работа Осиандера о воплощении и образе Бога, а тем более его Bericht und Trostschrift с его жестоким нападением на Меланхтон, побудили Мёрлина пожаловаться 7 февраля 1551 года Альберту Прусскому, хотя он сделал это так деликатно, что герцог поручил ему и Аурифаберу, зятю Осиандера, собрать богословов на конференцию, которая состоялась 13–17 февраля. Здесь искреннее стремление Мёрлина к миру было очевидным, но его подозрения в отношении Осиандра усилились, хотя последний утверждал, что находится в гармонии с Лютером, отрицая истинность «Antilogia seu contraria doctrina inter Lutherum et Osiandrum» Мёрлина. 19 апреля Мёрлин проповедовал против тех, кто недооценивал заслуги Христа, и Осиандер справедливо воспринял это как направленное против самого себя.

Нарушение было завершено, и после обмена взаимными обвинениями Мёрлина сменил Станкарус, профессор иврита. Однако до того, как состоялся новый коллоквиум, герцог приказал (8 мая) сначала Осиандру, а затем его оппонентам изложить свои взгляды в письменной форме. Осиандер заколебался, и Мёрлин напал на него с кафедры (27 мая). Теперь герцог вынудил Мёрлина отстаивать свои догматы в письменной форме, а также побудил его и его последователей к яростному сопротивлению, назначив Осиандера управлять епископством Самланд и потребовав от Мёрлина и других подчиниться решению храм. Характерный ответ (21 июля) заключался в том, что Мёрлин и его сторонники отказались признать юрисдикцию Осиандера, поскольку он был еретиком, и обратились в свободный синод. Противники Осиандера продолжили атаки и фактически встретили отдельную церковь. Это было запрещено герцогом (12 августа), который прислал им исповедание веры Осиандера, которое было возвращено непрочитанным.

Полемика все еще продолжалась, и Альберт в отчаянии послал признание Осиандера князьям и городам Германии, настаивая на созыве синода. Позиция Мёрлина в Пруссии набирала силу, и большинство церквей за пределами Пруссии также были в его пользу. Сам отказ герцога опубликовать эти осуждения Осиандера помог Мёрлину, который 23 мая 1552 года опубликовал полемику, защищающую доктрину оправдания против своего оппонента, в которой он четко изложил ортодоксальную позицию Виттенберга и подчеркнул разницу между ним и учением Осиандера. Помимо продолжения призывов к публикации только что упомянутых мнений, Мёрлин произнес проповедь (июнь 1552 г.), направленную против Осиандера, осуждая спекуляции о непостижимой сущности Бога; и Осиандер ответил своим пылким Schmeckbier, в котором он обвинял Мёрлина и его друзей.

Споры становились все более мелочными и грубыми, пока Альберт не пригрозил (15 июля 1552 г.) свергнуть Мёрлина, только чтобы получить почтительный, но твердый ответ, что Мёрлин считает своим божественным долгом полемизировать с Осиандером. Между тем из Вюртемберга пришло второе мнение, в котором и Осиандер, и Мёрлин заявили о поддержке Иоганна Бренца, но 17 октября 1552 года изнурительная борьба закончилась смертью Осиандера, потерпевшего поражение. мужчина.

Изгнанный из Кенигсберга

Миролюбивая политика Альберта все еще демонстрировала свою тщетность. Двусмысленность Вюртембергской декларации казалась ему хорошей формулой единства, и 24 января 1553 года он потребовал, чтобы проповеди об оправдании были проповеданы в соответствии с шестью статьями Вюртемберга и чтобы избегать любой грубости. Это было равносильно защите осиандризма, но подавляющее большинство подданных герцога были против, в то время как Мёрлин объявил себя неспособным подчиняться герцогскому мандату, когда он противоречит обязательствам религии. Это был единственный выход, доступный ему, но теперь, наконец, недовольство герцога было вызвано, и 16 февраля 1553 года он подал прошение об отставке. Три дня спустя он нашел убежище в Данциге, где ждал ожидаемого отзыва, поддержанного советом и гражданами. Но все обращения к герцогу были тщетны; и изгнанник, наконец, смирился со своим наказанием и стал искать новое поле деятельности.

Мёрлину пришлось недолго ждать. Брансуик и Любек были соперниками за его услуги; первый победил по праву приоритета, и 25 июля 1553 года он вошел в Брансуик. В следующем году он получил помощника в меланхтонианском Мартине Хемнице и развил мощную деятельность, укрепив лютеранское дело с помощью помощь религиозного Аугсбургского мира и подготовка в 1577 г. его Leges pro Ministerio Brunsvicensi, на которые все духовенство его суперинтенденции должно было подписаться при вступлении в должность. Он нападал на реформатов так же жестоко, как и на католиков.

Опять же, в 1564 году совет Брауншвейга постановил, что Corpus doctrinae должен быть подписан всеми теологами, правило, которое оставалось в силе до 1672 года. И это не было мертвой буквой, так как в 1566 году Иоганн Беккер был пастор в Брансуике, который подписался на Корпус, но стал кальвинистом, был вынужден уйти в отставку и в конечном итоге был изгнан из города.

Между тем Мёрлин и Хемниц были активны в других межлютеранских противоречиях и в отражении кальвинистских атак; и первый был главной движущей силой в неприятии духовенством Брауншвейга доктрин Швенкфельда, помимо того, что он был одним из тех, кого совет Бремена попросил уладить спор между Иоганном Тиманном и Альберт Харденберг. Кроме того, он защищал Hesshusen в своей брошюре Wider die Landlügen der heidelbergischen Theologen (1565).

Усилия по богословскому примирению

В борьбе с кальвинизмом Мёрлин поддерживал Иоахима Вестфала, и с этой целью написал свое Confessio fidei de eucharistiae sacramento ministrorum ecclesiarum Saxonicarum (Магдебург, 1557 г.)). В Косвике он стремился быть посредником между Меланхтоном и Флацием, и в своем стремлении к миру, когда делегаты Ганзейского союза собрались в Брауншвейге, он провел конференцию с Хемницем, Вестфаль, и другие (14 января 1557 г.) и достигли соглашения по статьям, имеющим тенденцию примирить адиафористов и тех, кто придерживается истинного Евангелия. Затем Мёрлин отнес эти статьи Фласиусу в Магдебург, после чего посовещался с Меланхтоном в Виттенберге, но вернулся в Брауншвейг безуспешно (28 января 1557 г.).

Восемь месяцев спустя Мёрлин отправился на Коллоквиум Вормса, но своим сопротивлением филиппистам и своим уходом помог сделать конференцию безрезультатной. В декабре 1558 года он посетил Веймар и Йену, чтобы примирить Флация и Стригель, а в 1560 году он подписал петицию йенских богословов к князьям о созыве лютеранского синода для борьбы с кальвинизмом. Мёрлин также был видным деятелем на конференции теологов из Нижней Саксонии, состоявшейся в Люнебурге в июле 1561 года, и написал составленное исповедание веры, Erklärung aus Gottes Wort und kurzer Bericht der Artikel и т. Д. (Магдебург, Йена и Регенсбург, 1561 г.), который стал обязательным для всех пасторов в Брауншвейге; и он снова показал свою виттенбергскую ортодоксальность в своей книге «Verantwortung der Präfation so für die lüneburgischen Artikel» (1562 г.).

В 1563 г. Везельский совет запросил мнение богословов Брауншвейга для решения о приеме реформатских беженцев из Англии, и было принято решение, что иммигранты должны быть приняты и проинструктированы; но если они будут пропагандировать свои ошибочные взгляды, их следует исключить.

В 1566 и 1567 Мёрлин обнаружил, что вынужден порвать со своим старым другом Флацием из-за его учения о первородном грехе ; и в то же время он написал против антиномистов его Tres disputationes de tertio usu Legis.

Отозван в Кенигсберг

Между тем, частично вдохновленная им, борьба между меланхтонцами и осиандрийской мирной политикой двора продолжалась в Пруссии. Хорошо осведомленный обо всем, что происходило в Кенигсберге, Мёрлин усилил своих сторонников своей книгой «Historia welcher Gestalt sich die osiandrische Schwärmerei im Lande zu Preussen erhoben» (Брансуик, 1554). В 1555 г. он опубликовал две другие брошюры о ходе событий в Пруссии; и наконец Альберт обнаружил, что вынужден уступить.

30 ноября 1566 года Мёрлина пригласили вернуться в Пруссию, но он отказался покинуть Брансуик. Однако приглашение было повторено (31 января 1567 г.), и после долгих уговоров Мёрлин принял его и получил отпуск от сопротивляющегося Совета Брауншвейга. 9 апреля 1567 года его и Хемница радостно встретили в Кенигсберге, и сразу же началось восстановление меланхтонской ортодоксии.

После долгих размышлений было решено, что конфессиональными основами должны оставаться Аугсбургское признание, Извинение и статьи Шмалькальда, единственные изменение было исправлением определенных ложных доктрин, которые вкрались со времени формулирования Аугсбургского Исповедания. Герцог, согласившись с отрицанием осиандризма, с готовностью согласился, и 6 мая Мёрлин и Хемниц передали ему свое Repetitio corporis doctrinae Christianae, опровергающее осиандрианство, синергизм, антиномианизм, мажоризм и подобные учения. Признанный синодом и сословиями, Repetitio был провозглашен Альбертом 8 июля 1567 года, и Пруссия наконец освободилась от богословской злобы.

Становится епископом Самланда

Несмотря на предложение епископства Самланда, и хотя духовенство и миряне призывают его остаться в Пруссии, Мёрлин все еще чувствовал себя связанным с Брауншвейгом. Соответственно, обещанный имениями (8 июня 1567 г.), что никакие кальвинисты не будут допущены к двору, он вернулся в Брауншвейг. Но его пребывание там было недолгим, и его неожиданно отпустили. Узнав, что отцеубийца отпущен на свободу, он и Хеммц резко упрекнули магистратуру в проповеди 13 июля, и были процитированы, чтобы предстать перед судом. В этих обстоятельствах посланникам Альберта удалось склонить совет, хотя даже тогда и не пожелали, отпустить Мёрлина (24 сентября 1567 г.). Теперь он был объявлен епископом Самланда, а Хемниц - суперинтендантом. С тех пор, вплоть до своей смерти, на своем новом посту Мёрлин активно проповедовал и катехизировал, не переставая полемизировать с филиппистами, синергистами и, прежде всего, кальвинистами. Он умер в возрасте 57 лет в Кенигсберге.

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Jackson, Samuel Macauley, ed. (1914). "". Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа – Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Funk and Wagnalls. Cite имеет пустые неизвестные параметры: | 1 =и | coauthors =()

Joachim Mörlin Родился: 5 апреля 1514 года в Виттенберге на Эльбе Умер: 29 мая 1571 года в Кенигсберге в Пруссии
Титулы в лютеранстве
Предшественник. Георгий Полентц Епископ Самландского. 1550-1571Преемник. Тилеманн Гешусий
Последняя правка сделана 2021-05-24 10:40:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте