Джаня - термин, означающий «извлекать». В карнатической (южноиндийской) музыке джанья рага происходит от одной из 72 мелакарта раг (фундаментальных мелодических структур). Джанйа-раги подразделяются на различные типы на основе множества особенностей.
Раги, которые пропускают (варджйам, опустить на санскрите) одну или несколько нот шкалы (свары ) их родительской мелакарта раги, в возрастающей или убывающей шкале или в обоих, попадают в эту категорию. В восходящей арохана и нисходящей аварохане шкалы могут быть опущены разные примечания. Таким гаммам присвоены названия, перечисленные ниже:
Поскольку эти термины применимы как к восходящей, так и к нисходящей шкале, раги можно классифицировать как Аудава-Сампурна - 5 нот в арохане и 7 в аварохане - Шадава-Сампурна - 6 нот в арохане и 7 в аварохане, как в Камбходжи рага и так далее. Раги Сампурна-Сампурна не обязательно являются Мелакартой, потому что они могут использовать ноты не в родительской шкале или вакра прайоге, «зигзагообразной» шкале вместо последовательного подъема и спуска). Такие раги называются вакра рагами. Примеры: Налинаканти, Катханакутухалам, Дарбару, Джанаранджани и Кедарам. См. Полный Список Джанья Рага для получения дополнительных примеров.
(см. свары карнатической музыки для объяснения приведенных выше обозначений)
раги упанга происходят строго от их родительской мелакарта раги и не используют никакие заметка, не найденная в шкале родительской раги. Примеры упанга-раг: Шуддха Савери, Удаяравичандрика и Моханакаляни. Бхашанга-раги имеют анйа свару (внешние ноты; нота не встречается в родительской гамме) в арохане, аварохане или обоих. Примеры раг Бхашанга: Камбходжи, Бхайрави, Билахари, Саранга, Бехаг и Капи.
Некоторые джанья раги поются только в одной октаве. Более того, самая высокая нота - это не шаджам (са), на котором устанавливается базовый шрути (дрон ) выступления. Классификации в этой категории следующие.
Считается, что карнатакские раги произошли от карнатической музыки. Примеры: Шанкарабхаранам, Лалита и Шуддха Савери.
Десья раги - это раги, берущие свое начало в другой музыке, большинство из которых происходит из музыки хиндустани. Примеры: Ямунакальяни, Деш, Бехаг и Синдху Бхайрави.
Существуют различные другие классификации джанйа раг. Они основаны на отношениях с другими рагами (они дают ощущение другой, но похожей раги), присутствии гамак (колебания и грации вокруг ноты), ударении в нотах или их отсутствии, времени день, когда поется рага, раса или настроение, которое они вызывают и т. д.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Carnatic ragams (svg). |
Викискладе есть материалы, связанные с Janya ragams (svg). |