Джаня

редактировать

Джаня - термин, означающий «извлекать». В карнатической (южноиндийской) музыке джанья рага происходит от одной из 72 мелакарта раг (фундаментальных мелодических структур). Джанйа-раги подразделяются на различные типы на основе множества особенностей.

Содержание
  • 1 Варджья рага
  • 2 Упанга / Бхашанга рага
  • 3 Однооктава
  • 4 Карнатака / Деся рага
  • 5 Другие классификации
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Внешние ссылки
Варджья раги

Раги, которые пропускают (варджйам, опустить на санскрите) одну или несколько нот шкалы (свары ) их родительской мелакарта раги, в возрастающей или убывающей шкале или в обоих, попадают в эту категорию. В восходящей арохана и нисходящей аварохане шкалы могут быть опущены разные примечания. Таким гаммам присвоены названия, перечисленные ниже:

  • Сампурна - 7 нот
  • Шадава - 6 нот
  • Аудава - 5 нот
  • Сварантара - 4 ноты

Поскольку эти термины применимы как к восходящей, так и к нисходящей шкале, раги можно классифицировать как Аудава-Сампурна - 5 нот в арохане и 7 в аварохане - Шадава-Сампурна - 6 нот в арохане и 7 в аварохане, как в Камбходжи рага и так далее. Раги Сампурна-Сампурна не обязательно являются Мелакартой, потому что они могут использовать ноты не в родительской шкале или вакра прайоге, «зигзагообразной» шкале вместо последовательного подъема и спуска). Такие раги называются вакра рагами. Примеры: Налинаканти, Катханакутухалам, Дарбару, Джанаранджани и Кедарам. См. Полный Список Джанья Рага для получения дополнительных примеров.

  • Налинаканти - арохата S G3 R2 M1 P N3 S, аварохана S N3 P M1 G3 R2 S
  • Катханакутухалам - арохата S R2 M1 D2 N3 G3 PS, аварохата S N3 D2 P M1 G3 R2 S

(см. свары карнатической музыки для объяснения приведенных выше обозначений)

раги упанга / бхашанга

раги упанга происходят строго от их родительской мелакарта раги и не используют никакие заметка, не найденная в шкале родительской раги. Примеры упанга-раг: Шуддха Савери, Удаяравичандрика и Моханакаляни. Бхашанга-раги имеют анйа свару (внешние ноты; нота не встречается в родительской гамме) в арохане, аварохане или обоих. Примеры раг Бхашанга: Камбходжи, Бхайрави, Билахари, Саранга, Бехаг и Капи.

Однооктава

Некоторые джанья раги поются только в одной октаве. Более того, самая высокая нота - это не шаджам (са), на котором устанавливается базовый шрути (дрон ) выступления. Классификации в этой категории следующие.

  • Nishadantya - высшая нота - nishadam (ni). пример Nadanamakriya, производный от шкалы Mayamalavagowla (ārohaṇa S R1 G3 M1 P D1 N3, avarohaṇa N3 D1 P M1 G3 R1 S N3)
  • Dhaivathantya - высшая нота - dhaivatham (dha). пример Куринджи, полученный из Shankarabharanam шкала (ārohaṇa S N3 S R2 G3 M1 P D2, avarohaṇa D2 P M1 G3 R2 S N3 S)
  • Panchamantya - самая высокая нота - это panchamam (pa). пример Navaroj (ārohaṇa P D2 N3 S R2 G3 M1 P, avarohaa M1 G1 R3 S N2 D2 P)
Karnataka / Desya ragas

Считается, что карнатакские раги произошли от карнатической музыки. Примеры: Шанкарабхаранам, Лалита и Шуддха Савери.

Десья раги - это раги, берущие свое начало в другой музыке, большинство из которых происходит из музыки хиндустани. Примеры: Ямунакальяни, Деш, Бехаг и Синдху Бхайрави.

Другие классификации

Существуют различные другие классификации джанйа раг. Они основаны на отношениях с другими рагами (они дают ощущение другой, но похожей раги), присутствии гамак (колебания и грации вокруг ноты), ударении в нотах или их отсутствии, времени день, когда поется рага, раса или настроение, которое они вызывают и т. д.

См. также
  • flag Индийский портал
  • Музыкальный портал
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Carnatic ragams (svg).
Викискладе есть материалы, связанные с Janya ragams (svg).
Notes
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:59:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте