Странствующий суд был миграционная формой правления, распространенным в европейских королевствах в раннем средневековье.
Это была альтернатива столице, постоянному политическому центру, из которого управляется королевство. В особенности средневековая Западная Европа характеризовалась политическим правлением, при котором высшие политические органы часто меняли свое местонахождение, привозя с собой в свое путешествие части центрального правительства страны. Таким образом, в таком царстве не было реального центра и постоянного места жительства правительства. Странствующие дворы постепенно заменялись с тринадцатого века, когда стационарные королевские резиденции начали превращаться в современные столичные города.
Такой способ управления страной особенно прочно связан с историей Германии, где возникновение столицы заняло необычно долгое время. Немецкий странствующий режим («Reisekönigtum») был, начиная с франкского периода и до позднего средневековья, обычной формой королевского или имперского правительства. Императоры Священной Римской империи в средние века и даже позже не правили из какой-либо постоянной центральной резиденции. Они постоянно путешествовали со своей семьей и двором по королевству.
Священная Римская империя не имела даже элементарную столицу ; Император и другие князья правили, постоянно меняя резиденцию. Императорские жилища были типично дворцами, построенными короной, иногда епископскими городами. Маршруты, по которым проходит суд во время путешествий, обычно называют «маршрутами». Дворцы возводились в доступных, плодородных областях - в окружении особняков короны, где существовали имперские права на местные ресурсы. Эти княжеские усадьбы были разбросаны по всей стране. Состав свиты правителя постоянно менялся, в зависимости от того, через какую территорию проходил двор, и какие дворяне присоединились к своему хозяину в поездке или снова покинули его.
В течение года были пройдены впечатляющие расстояния. Скорость передвижения немецкого передвижного двора обычно составляла от 20 до 30 километров в день. В 1146 году Конрад III из Германии мог путешествовать со скоростью 66 километров в день из Франкфурта в Вайнхайм.
Странствующий суд часто воспринимается как типично немецкое учреждение. Однако не только средневековая Германия находилась под властью миграции. Так было и в большинстве других современных европейских стран, где такие термины, как «corte itinerante», описывают это явление. Короли и их спутники непрерывно путешествовали из одного королевского дворца в другой. Старый парламент Шотландии собирался во многих разных местах, Шотландией правил странствующий суд в ранних исторических источниках. В королевской Англии до завоевания условия были такими же.
Более централизованный способ правления развивался за это время, но только медленно и постепенно. Лондон и Париж начали превращаться в постоянные политические центры с конца 1300- х годов, когда Лиссабон также продемонстрировал аналогичные тенденции. (В Испании, с другой стороны, не было постоянной королевской резиденции, пока Филипп II не поднял до этого ранга Эль-Эскориал за пределами Мадрида. ) Более мелкие королевства развивались аналогичным образом, но медленнее.
Император Карл V за свою жизнь совершил 40 путешествий, путешествуя из страны в страну без единой фиксированной столицы, и, по оценкам, четверть своего правления он провел в дороге. Он совершил десять поездок в Нидерланды, девять - в немецкоязычные страны, семь - в Испанию, семь - в итальянские государства, четыре - во Францию, два - в Англию и два - в Северную Африку. Как он выразился в своем последнем публичном выступлении, «моя жизнь была одним долгим путешествием». Во время всех своих путешествий Карл V оставил документальный след почти в каждом месте, где он бывал, что позволяет историкам предполагать, что он провел почти половину своей жизни (более 10 000 дней) в Нидерландах, почти треть (6500 дней) в Испании; он провел более 3000 дней на территории современной Германии и почти 1000 дней в Италии. Далее он провел 195 дней во Франции, 99 дней в Северной Африке и 44 дня в Англии. Только 260 дней его точное местонахождение не зарегистрировано, и все они - дни, проведенные в море, путешествуя между его владениями.
Германия никогда не создавала фиксированной столицы ни в средневековье, ни в раннее Новое время. Альтернативным решением оставалась «Мультицентрализация»: децентрализованное государство, в котором правительственные функции никогда не сводились к одному месту до позднего Нового времени.
В этом отношении Англия была совсем другой. Центральная политическая власть окончательно утвердилась в Лондоне примерно в середине XIV века, но выдающееся положение Лондона как финансового центра прочно утвердилось много веков назад. Такого монарха, как король Англии Генрих II (1133–1189), явно привлекало его огромное богатство, но он не решался поселиться там. Во время его правления Лондон становился настолько близким к экономической столице, насколько позволяли условия эпохи. Но само его процветание и широкие свободы не позволяли ему стать желанным местом жительства для короля и его двора и мешали его превращению в политическую столицу. Король часто хотел быть рядом с большим городом, но он требовал той же власти, чтобы управлять своим собственным двором, что граждане требовали управлять своим собственным городом. Единственный способ избежать конфликта между юрисдикцией домашнего хозяйства и юрисдикцией муниципалитета состоял в том, чтобы король большую часть времени держался подальше от последней. Он мог находиться в городе только в качестве гостя или завоевателя. Соответственно, он редко отваживался входить в городские стены. В таких случаях он обосновался либо в крепости Тауэр, либо в своем Вестминстерском дворце недалеко от Лондона.
Английская карета XIV векаЛондон был естественным лидером среди английских городов. Чтобы контролировать Англию, короли должны были сначала контролировать Лондон. Но Лондон был слишком могущественным, чтобы его контролировать, и потребовались столетия, прежде чем монархи окончательно обосновались там. Они безуспешно пытались вытеснить лондонских купцов из бизнеса, превратив Вестминстер в конкурирующий экономический центр. Они пытались найти какое-нибудь другое подходящее место в Королевстве, где они могли бы хранить свои архивы, которые постепенно становились слишком большими и тяжелыми, чтобы их можно было носить с собой в их бесконечных путешествиях. Во время войны с Шотландией Йорк стремился стать политической столицей. Но затем началась Столетняя война против Франции, и политический центр тяжести снова переместился в южные части Англии, где доминировал Лондон. Постепенно многие государственные учреждения перестали следовать за королем в его путешествиях и навсегда обосновались в Лондоне: казначейство, парламент, суд. В последнюю очередь король сам испытывал потребность в постоянном проживании в Лондоне. Но сделать Лондон своей столицей он смог только после того, как стал достаточно могущественным, чтобы «укротить финансовый мегаполис» и превратить его в послушный инструмент государственной власти.
Английский исторический пример ясно показывает, что политический центр не может естественным образом развиваться в том же месте, что и экономически наиболее важное место в данной стране. По общему признанию, у него есть определенная тенденция к этому. Но централизующие и центробежные силы в то время противодействовали друг другу, в то время как богатство было одновременно притягательной и отталкивающей силой по отношению к правителям.
Мигрирующая политическая форма была неотъемлемой чертой феодализма, пришедшего на смену более централизованной Римской империи. В Восточной Европе, Константинопольский сохранили характеристики политической столицы гораздо больше, чем любой западный город.
Это странствующее правительство позволило лучше наблюдать за королевством. Кочевой образ жизни короля также способствовал контролю над местными магнатами, укрепляя национальную сплоченность. Средневековое правительство долгое время было системой личных отношений, а не управлением географическими областями. Поэтому правителю приходилось «лично» разбираться со своими подчиненными. Эта «устная» культура постепенно, в средние века, уступила место «документальному» типу правил - основанному на письменном общении, в результате которого были созданы архивы, что сделало стационарное правление все более привлекательным для королей.
Первоначально правители также должны были путешествовать, чтобы удовлетворить финансовые потребности двора, потому что современные неадекватные транспортные средства просто не позволяли большой группе людей постоянно оставаться в одном месте. Вместо того, чтобы отправлять ресурсы правительству, правительство обратилось к ресурсам. Однако во многих странах странствующее королевство сохранялось на протяжении 16 века или даже дольше. Когда продукты питания и другие предметы первой необходимости обычно переносились в то место, где в данный момент находился суд. Следовательно, эти чисто экономические выгоды должны быть явно менее решающими, чем политическое значение путешествия. Переход от государства с странствующим двором к государству, управляемому из столицы, был отражением того, как «устный» образ жизни (когда короли могли завоевать лояльность только путем личной встречи со своими подданными лицом к лицу) уступил место «устному» образу жизни. документальное "правило" (когда правитель мог править, просто позволяя своей зарождающейся бюрократии послать им письменное сообщение).