Парламент Шотландии

редактировать
Эта статья о законодательном органе до 1707 года. Чтобы узнать о автономном законодательном органе, созданном в 1999 г., см. Парламент Шотландии.

парламент Шотландии Pàrlamaid na h-Alba Pairlament o Шотландия
Герб или логотип Королевский герб Шотландии (до 1603 г.)
Тип
Тип Однопалатный
История
Учредил в. 1235
Расформирован 1 мая 1707 г.
Предшествует Регис курия
Преемник парламент Великобритании
Лидерство
Лорд Верховный комиссар Герцог Куинсберри (последний)
лорд-канцлер Граф Сифилд (последний)
Сиденья 233 1
Место встречи
Зал Парламента, Эдинбург.JPG
Зал парламента, Эдинбург, место заседаний парламента с 1639 по 1707 год.
Сноски
1 Отражая парламент в том виде, в каком он был в 1707 году; 75 дворян 2 государственных чиновника 89 комиссаров графств 67 комиссаров городов

Парламент Шотландии ( шотландцы : Pairlament o Scotland ; шотландский гэльский : Pàrlamaid na h-Alba) был законодательным органом Королевства Шотландия. Парламент, как и другие подобные учреждения, развился в средние века из королевского совета епископов и графов. Впервые он идентифицируется как парламент в 1235 году, во время правления Александра II, когда он был описан как «коллоквиум» и уже играл политическую и судебную роль. К началу 14 века присутствие рыцарей и землевладельцев стало важным, и с 1326 года присутствовали уполномоченные из городов. Состоявший из « трех сословий » духовенства, дворянства и горожан, заседавших в одной палате, парламент давал согласие на повышение налогов и играл важную роль в отправлении правосудия, внешней политике, войне и всевозможных других делах. законодательство. Парламентские дела также велись «сестринскими» учреждениями, такими как Генеральные советы или Конвенция сословий. Они могли заниматься многими делами, которыми также занимался парламент — налогообложением, законодательством и выработкой политики, — но им не хватало высшей власти полноценного парламента.

Парламент Шотландии заседал более четырех столетий, пока он не был приостановлен на неопределенный срок во время принятия Актов Союза в 1707 году. После этого парламент Великобритании действовал как для Англии, так и для Шотландии после создания Королевства Великобритании на 1 мая 1707 г. Когда в 1801 г. был упразднен парламент Ирландии, его бывшие члены были объединены в то, что теперь называлось парламентом Соединенного Королевства.

Досоюзный парламент долгое время изображался как конституционно ущербный орган, который действовал просто как штамп для королевских решений, но исследования в начале 21 века показали, что он играл активную роль в шотландских делах, а иногда был занозой в голове. сторона шотландской короны.

Содержание

  • 1 Три поместья
  • 2 Происхождение
  • 3 лорда статей
  • 4 Корона
  • 5 История
    • 5.1 До 1400 г.
    • 5.2 15 век
    • 5.3 16 век
    • 5.4 17 век
  • 6 Состав и процедура в 17 веке
    • 6.1 Председательство в парламенте
  • 7 См. также
  • 8 ссылок
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Три поместья

Дополнительная информация: Поместья королевства.

Члены коллективно именовались Тремя сословиями ( шотландцы : Thrie Estaitis) или «тремя общинами королевства» ( tres communitates), до 1690 г., состоявшими из:

Епископами и аббатами Первого сословия были тринадцать средневековых епископов Абердина, Аргайла, Бречина, Кейтнесса, Данблейна, Данкельда, Галлоуэя, Глазго, островов (Содор), Морей, Оркнейских островов, Росса и Сент-Эндрюса, а также митрофорные аббаты Арброта. Камбускеннет, Купар Ангус, Данфермлин, Холируд, Иона, Келсо, Килвиннинг, Кинлосс, Линдорес, Пейсли, Мелроуз, Скон, Приорат Сент-Эндрюс и Милая. После реформации 1559 года шотландские аббатства исчезли, хотя и не в одночасье. Kelso и Lindores были быстро закрыты, в то время как другие, такие как Sweetheart, просуществовали до 17 века. Далее сами епископы были удалены из Церкви Шотландии, в результате Славной революции и воцарения Вильгельма Оранского. Когда не осталось членов Первого сословия, Второе сословие было разделено, чтобы сохранить разделение на три.

С 16-го века второе поместье было реорганизовано избранными уполномоченными Шира : утверждалось, что это привело к созданию четвертого поместья. В течение 17-го века, после Союза Корон, также было определено пятое сословие держателей королевских должностей (см. лорда-верховного комиссара в парламенте Шотландии ). Эти последние идентификации остаются весьма спорными среди парламентских историков. Несмотря на это, термин, используемый для собравшихся членов, по-прежнему оставался «Три сословия».

Ширский комиссар был ближайшим эквивалентом английской должности члена парламента, а именно простолюдином или представителем низшей знати. Поскольку парламент Шотландии был однопалатным, все члены заседали в одной палате, в отличие от отдельных английских Палат лордов и Палаты общин.

Истоки

Шотландский парламент возник в средние века из Королевского совета. Возможно, впервые его идентифицируют как парламент в 1235 году, описанный как «коллоквиум» и уже играющий политическую и судебную роль. В 1296 г. мы имеем первое упоминание о представителях города, принимавших участие в принятии решений. К началу 14 века присутствие рыцарей и землевладельцев стало важным, и Роберт Брюс начал регулярно вызывать городских комиссаров в свой парламент. Состоящий из трех сословий - священнослужителей, главных арендаторов- мирян и городских комиссаров - заседающих в одной палате, шотландский парламент получил значительные полномочия по конкретным вопросам. Совершенно очевидно, что оно было необходимо для получения согласия на налогообложение (хотя налогообложение в Шотландии в средневековый период взималось нерегулярно), но оно также имело сильное влияние на правосудие, внешнюю политику, войну и все виды других законодательных актов, будь то политическое или церковное., социальные или экономические. Парламентские дела также велись «сестринскими» учреждениями до c. 1500 г. Генеральным советом, а затем Конвенцией сословий. Они могли заниматься многими делами, которыми также занимался парламент — налогообложением, законодательством и выработкой политики, — но им не хватало высшей власти полноценного парламента. На протяжении всей своей истории шотландский парламент собирался в разных местах. Помимо Эдинбурга встречи проходили в Перте, Стерлинге, Сент-Эндрюсе, Данди, Линлитгоу, Данфермлине, Глазго, Абердине, Инвернессе и Берик-апон-Твиде.

Лорды статей

С начала 1450-х до 1690 года большая часть законодательных дел шотландского парламента обычно выполнялась парламентским комитетом, известным как «лорды статей». Это был комитет, выбранный тремя сословиями для разработки законопроекта, который затем был представлен на утверждение всему собранию. В прошлом историки особенно критически относились к этому органу, утверждая, что в нем быстро стали доминировать королевские кандидаты, что подорвало власть полного собрания. Недавние исследования показывают, что так было далеко не всегда. Действительно, в марте 1482 года комитет был захвачен людьми, которые вскоре были вовлечены в государственный переворот против короля и его правительства. В других случаях комитет был настолько большим, что его едва ли было легче контролировать, чем полное собрание. В более общем плане комитет был прагматичным средством делегирования сложной разработки актов тем членам парламента, которые разбирались в законах и грамоте, — мало чем отличаясь от современного специального комитета парламента Великобритании, — в то время как право утверждать акт оставалось за полным собранием. из трех поместий. Лорды статей были упразднены в 1690 году в рамках революционного урегулирования.

Корона

В разные моменты своей истории шотландский парламент мог оказывать значительное влияние на корону. Это не следует рассматривать как медленный подъем парламентской слабости в 1235 г. точки, что способность была более ограниченной. Уже во время правления Давида II парламент смог помешать ему проводить его политику союза корон с Англией, в то время как монархи Стюартов 15-го века постоянно находились под влиянием длительного периода парламентской силы. Утверждалось, что обратное в этой ситуации произошло в конце 16-го и начале 17-го веков при Якове VI и Карле I, но в 17-м веке, даже после Реставрации, парламент смог лишить духовенство права присутствовать в 1689 году и отменить лордов статей в 1690 г., тем самым ограничив королевскую власть. Сила парламента была такова, что в последний период Корона обратилась к коррупции и политическому управлению, чтобы подорвать свою автономию. Тем не менее период с 1690 по 1707 год был периодом, когда политические «партии» и союзы формировались внутри парламента в назревающей атмосфере жестких дебатов. Споры по поводу английского Акта об урегулировании 1701 г., шотландского Закона о безопасности и английского Закона об иностранцах 1705 г. показали, что обе стороны были готовы пойти на продуманный, но значительный риск в своих отношениях.

История

До 1400 г.

Сконе и его Учебный холм стали излюбленным местом встреч ранних коллоквиумов и советов в тринадцатом и четырнадцатом веках.

Между 1235 и 1286 годами мало что можно сказать с уверенностью о функциях парламента, но, похоже, он играл судебную и политическую роль, которая к концу века прочно утвердилась. Со смертью Александра III Шотландия оказалась без взрослого монарха, и в этой ситуации парламент, похоже, стал более заметным средством придания дополнительной легитимности Совету стражей, управлявшему страной. Во время правления Джона Баллиола (1292–1296) парламент был хорошо организован, и Баллиол пытался использовать его как средство противостоять посягательствам своего сюзерена Эдуарда I Английского. После его свержения в 1296 году парламент временно стал менее заметным, но после 1309 года он снова часто проводился королем Робертом Брюсом. Во время его правления некоторые из наиболее важных документов, сделанных королем и обществом королевства, были сделаны в парламенте, например Декларация духовенства 1309–1310 гг.

Во времена правления Давида II « три сословия » (фраза, заменившая в то время «общину королевства») в парламенте, безусловно, могли противостоять королю, когда это было необходимо. В частности, парламент неоднократно препятствовал тому, чтобы Давид принял английский престол. Во время правления Роберта II и Роберта III парламент, по-видимому, собирался реже, и королевская власть в тот период также пришла в упадок, но институт вернулся к известности и, возможно, пережил наибольший период своей власти над короной после возвращения короля. Джеймс I из английского плена в 1424 году.

15 век

Старый Толбут, Эдинбург. Обычное место заседаний парламента с 1438 по 1560 год.

К концу средневековья парламент превратился из Королевского совета епископов и графов в «коллоквиум» с политической и судебной ролью. Присутствие рыцарей и землевладельцев стало важным, и городские комиссары присоединились к ним, чтобы сформировать Три сословия. Он приобрел значительные полномочия по определенным вопросам, включая согласие на налогообложение, но он также имел сильное влияние на правосудие, внешнюю политику, войну и другое законодательство, будь то политическое, церковное, социальное или экономическое. Большая часть законодательной деятельности шотландского парламента выполнялась парламентским комитетом, известным как лорды статей, избранным тремя сословиями для разработки законопроекта, который затем был представлен на утверждение полному собранию.

После 1424 года парламент часто был готов бросить вызов королю - это было далеко не просто «штамп» королевских решений. В течение 15 века парламент созывался гораздо чаще, чем, например, английский парламент - в среднем более одного раза в год, что одновременно отражало и усиливало его влияние. Он неоднократно выступал против просьб Якова I (1424–1437) о налогообложении для выплаты английского выкупа в 1420-х годах и был открыто враждебен Якову III (1460–1488) в 1470-х и начале 1480-х годов. В 1431 году парламент предоставил Якову I налог на кампанию в Хайлендсе при условии, что он будет храниться в запертом сундуке под опекой фигур, крайне неугодных королю. В 1436 г. была даже предпринята попытка арестовать короля «от имени трех сословий». Между октябрем 1479 г. и мартом 1482 г. парламент окончательно вышел из-под контроля Якова III. Он отказался лишить его брата, герцога Олбани, несмотря на королевскую осаду замка герцога, попытался помешать королю вести свою армию против англичан (яркий показатель отсутствия веры сословий в своего монарха) и назначил людей лордам статей и важных должностей, которые вскоре должны были отстранить короля от власти. Яков IV (1488–1513) понял, что парламент часто может создать больше проблем, чем решить, и избегал заседаний после 1509 года. Это была тенденция, наблюдаемая в других европейских странах по мере усиления монархической власти — например, в Англии при Генрихе VII, а также в Англии. Франция и Испания.

16-ый век

Кирк Святого Джайлса, обычное место заседаний парламента с 1563 по 1639 год.

Как и многие континентальные собрания, к началу шестнадцатого века шотландский парламент созывался реже, и корона могла бы обойтись без него, если бы не ряд меньшинств и регентств, которые доминировали с 1513 года. Конвент сословий, который собирался быстрее и мог издавать законы, подобные парламенту, что делало их бесценными в условиях кризиса, но они могли заниматься только конкретным вопросом и более сопротивлялись предоставлению налоговых прав короне.

Парламент сыграл важную роль в кризисе Реформации середины шестнадцатого века. Он использовался Яковом V для защиты католической ортодоксальности и утверждал свое право определять характер религии в стране, игнорируя королевскую власть в 1560 году. в парламент в соответствии с несостоявшимся законом о выборах в графстве 1428 года. Их положение в парламенте оставалось неопределенным, а их присутствие колебалось до тех пор, пока в 1587 году не был возобновлен закон 1428 года и не были приняты положения о ежегодных выборах двух уполномоченных от каждого графства (кроме Кинросса). и Clackmannan, у которых было по одному). Имущественный ценз для избирателей был для землевладельцев, владевших землей от короны стоимостью 40 шиллингов старой протяженности. Это исключило растущий класс феуаров, которые не получили этих прав до 1661 года. Реформация оттеснила духовенство в парламент, и миряне, приобретшие монастыри, заседали в качестве «аббатов» и «приоров». Католическое духовенство было исключено после 1567 года, но небольшое количество протестантских епископов продолжало оставаться духовным сословием. Джеймс VI пытался возродить роль епископов примерно с 1600 года. Еще одна группа появилась в парламенте из меньшинства Якова VI в 1560-х годах, с членами Тайного совета, представляющими интересы короля, пока они не были исключены в 1641 году. Джеймс VI продолжал управлять парламентом через лордов статей, которые обсуждали закон до того, как он попал в парламент в полном составе. Он контролировал комитет, наполнив его королевскими офицерами в качестве невыборных членов, но был вынужден ограничить это число восемью с 1617 года.

Во второй половине шестнадцатого века парламент начал издавать законы по все большему количеству вопросов, и количество принимаемых им законов заметно увеличилось. Во время правления Якова VI лорды статей попали под большее влияние короны. К 1612 году кажется, что они иногда назначались короной, а не парламентом, и в результате современники считали, что независимость парламента подорвана.

В течение 16 века состав парламента претерпел ряд значительных изменений, и он оказался на одной сцене с новыми национальными органами. Появление Конвента Королевского Бурга в качестве «парламента» торговых городов Шотландии и развитие Генеральной Ассамблеи Кирка после Реформации (1560 г.) означало, что соперничающие представительные собрания могли оказывать давление на парламент в определенных областях.

После Реформации миряне приобрели монастыри, а те, кто занимал посты «аббатов» и «приоров», теперь фактически были частью дворянского сословия. Епископы продолжали заседать в парламенте независимо от того, придерживались они протестантизма или нет. Это привело к давлению со стороны Кирка с целью реформирования церковного представительства в парламенте. Католическое духовенство было исключено после 1567 года, но протестантские епископы продолжали оставаться духовным сословием до их упразднения в 1638 году, когда парламент стал полностью мирским собранием. Закон 1587 г. предоставил лордам каждого графства право посылать двух уполномоченных в каждый парламент. Эти уполномоченные графства присутствовали с 1592 года и далее, хотя они разделили один голос до 1638 года, когда каждый из них получил по одному голосу. Количество бургов с правом посылать уполномоченных в парламент довольно заметно увеличилось в конце 16-го и начале 17-го веков, пока в 1640-х годах они часто не составляли крупнейшее отдельное сословие в парламенте.

Первое печатное издание законодательства парламента «Новые акты и конституции » было опубликовано в Эдинбурге в 1542 году печатником Томасом Дэвидсоном по заказу Якова V.

17ый век

Верховая езда парламента (шествие членов к месту заседания парламента и обратно) c. 1685 г., из « Исторического атласа Николаса де Гедевиля, или Nouvelle Introduction à l'Histoire à la Chronologie amp; à la Géographie Ancienne amp; Moderne » (Амстердам, 1720 г.)

В 1639 году законодательный орган был установлен в недавно построенном Зале Парламента, где он оставался до роспуска в 1707 году. Победа в том же году на начальных этапах Войны Трех Королевств 1639–1652 годов привела ковенантеров к власти, а епископы были изгнаны. как от Кирка, так и от парламента. Контроль над исполнительной властью был взят у короны, многие конституционные изменения были скопированы английским парламентом.

Однако шотландцы были все больше обеспокоены потерей политической и экономической власти с 1603 года. Стремясь смягчить это, во время Первой гражданской войны в Англии 1642–1645 годов Ковенантеры договорились о Торжественной лиге и пакте 1643 года. Одним из результатов стало создание Комитета обоих королевств, союза английских и шотландских парламентских лидеров; против английских роялистов и Оливера Кромвеля, он был приостановлен в 1645 году. В 1647 году шотландцы согласились восстановить Карла на английском престоле; их неудача во Второй гражданской войне в Англии 1648–1649 годов привела к суду и казни английского парламента и офицеров армии Новой модели.

После казни шотландцы признали Карла II королем в 1649 году, но их попытка посадить его на английский престол потерпела поражение в англо-шотландской войне 1649–1651 годов. В результате Шотландия была включена в состав Протектората (см . «Акт милости Кромвеля» и «Союзное предложение») и кратковременного англо-шотландского парламентского союза (1653–1659).

В 1661 году был восстановлен независимый парламент, иногда известный как «Пьяный парламент». Термин был придуман Джоном Уэлшем, и он предстал перед судом за это. Восстановленный орган принял Закон 1661 года о пересмотре, который фактически аннулировал все парламентские законы с 1633 года. Он в целом поддерживал Чарльза и первоначально делал то же самое, когда Джеймс добился успеха в 1685 году; когда он отказался принять его меры, Джеймс приостановил его и прибегнул к правлению декретом.

Дом парламента в 18 веке; Зал Парламента справа и Казначейство и Казначейство в восточном крыле слева.

Низложение Джеймса в 1689 году положило конец столетнему политическому спору, подтвердив примат парламента над короной. Требование о праве, которое предложило корону Марии и ее мужу Уильяму, наложило важные ограничения на королевскую власть, включая отмену лордов статей. Утверждалось, что, в отличие от своего английского аналога, шотландский парламент так и не стал настоящим центром национальной идентичности. Акты Союза 1707 г. создали объединенный парламент Великобритании, который заседал в Вестминстере и в значительной степени непрерывно продолжал английские традиции.

Роберт Бернс, как известно, заявил, что Союз был создан шотландцами, « покупаемыми и продающимися за английское золото », и взяточничество, безусловно, сыграло заметную роль. Однако это также было вызвано теми же тенденциями, которыми шотландцы пытались управлять в 1640-х годах, усугубленными событиями 1690-х годов; это было время экономических трудностей и голода во многих частях Европы, известное в Шотландии как « Семь нездоровых лет ». В сочетании с провалом схемы Дарьена в 1698 году это позволило Анне реализовать амбиции ее прадеда по созданию унитарного государства. Парламент был распущен, 45 шотландцев были добавлены к 513 членам Палаты общин и 16 к 190 членам Палаты лордов.

Состав и процедура в 17 веке

Председатель парламента

Должность председательствующего в парламенте так и не превратилась в должность, аналогичную по своему характеру должности спикера палаты общин в Вестминстере, главным образом из-за однопалатного характера парламента, что делало его более похожим на английскую палату лордов. Закон 1428 г., который создал «общего оратора», оказался неудачным, и канцлер остался председательствующим (до недавнего времени британский лорд-канцлер аналогичным образом председательствовал в Палате лордов). В отсутствие короля после Союза корон в 1603 году парламентом руководил лорд-канцлер или лорд-верховный комиссар. После Реставрации лорд-канцлер был назначен президентом парламента по должности (теперь это отражено в шотландском парламенте путем избрания председательствующего ), в его функции входило формулирование вопросов и постановка их на голосование.

Смотрите также

использованная литература

Заметки

Библиография

  • К. М. Браун и Р. Дж. Таннер, История шотландского парламента, том 1: Парламент и политика, 1235–1560 (Эдинбург, 2004 г.)
  • А. А. М. Дункан, «Ранние парламенты в Шотландии», Scottish Historical Review, 45 (1966).
  • Дж. М. Гудар, «Парламент и общество в Шотландии, 1560–1603» (неопубликованная докторская диссертация Эдинбургского университета, 1989 г.)
  • К. Джексон, «Реставрация революции: 1660–1690» в Гленн Берджесс (редактор), Новая британская история. Основание современного государства, 1603–1715 (Лондон, 1999), стр. 92–114.
  • Алан Р. Макдональд, «Церковное представительство в парламенте в постреформационной Шотландии: теория двух царств на практике», Журнал церковной истории, Vol. 50, № 1 (1999)
  • НАТ Макдугалл, Джеймс IV (Эдинбург, 1989), глава 7
  • «Введение в парламент Шотландии до 1707 года» (на основе доклада д-ра Аластера Манна на конференции по развитию персонала для учителей истории, Национальный музей Шотландии, 25 мая 2000 г., шотландский парламентский проект, Сент-Эндрюсский университет ).
  • Р. Николсон, Шотландия, позднее средневековье (Эдинбург, 1974), глава 15.
  • И. Е. О'Брайен, «Шотландский парламент в 15 и 16 веках» (неопубликованная докторская диссертация Университета Глазго, 1980 г.)
  • Р. Райт, Парламенты Шотландии (Глазго, 1924 г.)
  • Р. Дж. Таннер, Позднесредневековый шотландский парламент: политика и три сословия, 1424–1488 (Ист-Линтон, 2001).
  • Р. Дж. Таннер, «Повелители статей до 1540 г.: переоценка», Scottish Historical Review, LXXIX (октябрь 2000 г.), стр. 189–212.
  • Р. Дж. Таннер, «Вне действий: восприятие шотландского парламента в литературных источниках до 1500 г.», Шотландский архив (октябрь 2000 г.).
  • Р. Дж. Таннер, «Я арестовываю вас, сэр, во имя трех астаттов в Перлементе»: шотландский парламент и сопротивление короне в 15 веке», в « Социальных установках и политических структурах в пятнадцатом веке », изд. Т. Торнтон (Саттон, 2000).
  • К. С. Терри, Парламент Шотландии: его конституция и процедура, 1603–1707 гг. (Глазго, 1905 г.)
  • Дж. Р. Янг, Парламент Шотландии 1639–1661 (Эдинбург, 1997 г.)

внешние ссылки

шотландский парламент
Предшествует Регис курия Парламент Шотландии c. 1235–1707 гг. Преемник Парламент Великобритании 1707–1800 гг. Парламент Шотландии с 1999 г. по настоящее время

Координаты : 55°56′57″ с.ш., 3°11′26″ з.д. / 55,94917° с.ш. 3,19056° з.д. / 55.94917; -3.19056

Последняя правка сделана 2024-01-08 05:12:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте