Между 1665 и 1670 годами семь поселений ирокезов на северном берегу озера Онтарио на территории современного Онтарио, вместе известные как деревни «Ирокез дю Нор», были основаны Сенека, Каюгас и Онейдас. Деревни состояли из Ганниус, Кенте, Кенцио, Ганараске, Ганацеквьягон, Тейайагон и Кинауатуа. Все деревни были покинуты к 1701 году.
Северные берега озера Онтарио были первыми поселились еще одиннадцать тысяч лет назад. Хотя люди долгое время жили вдоль северных берегов озера Онтарио, они не были заселены постоянно. Гуроны-вендаты развили отдельную родину вдоль северных берегов озера Онтарио в 15 веке, но к 1615 году двинулись на север в сторону Джорджиан-Бей, оставив северные берега озера Онтарио. Ирокезы совершили набег на гуронов в Онтарио в первой половине 17 века и начали устанавливать больший контроль над охотничьими угодьями, которые существовали между озером Онтарио и озером Симко. К 1640-м годам население гуронов-вендатов значительно сократилось из-за эпидемий. В 1649 году ирокезы победили гуронов, петунов, а затем нейтралов, эффективно уничтожив своих врагов в Онтарио.
После уничтожения гуронов на юге Онтарио ирокезы стали чаще совершать экскурсии на северные берега озера Онтарио. В 1660-х годах ирокезы начали расширять свои поселения на север. Ряд теорий пытаются объяснить, почему ирокезы начали заселять северные берега озера Онтарио. Экономические причины считаются самой сильной мотивацией. К 1640-м годам бобр исчез из-за чрезмерной охоты на традиционной родине ирокезов в современном штате Нью-Йорк. Ирокезы конкурировали как с гуронами, Оттавой, так и с алгонкинами за торговлю мехом. Основав поселения на северных берегах озера Онтарио, ирокезы смогли восстановить контроль над потоком пушнины с севера и запада в направлении Олбани и Монреаля.
Поселение ирокезов в Онтарио был частью более широкой экспансии групп ирокезов в середине 17 века. В это время ирокезы также перебрались на территорию нынешних Огайо, Пенсильвании и Квебека. Часто эти поселения были значительно ближе к европейским поселениям и характеризовались как ирокезы Колонии.
Семь деревень, которые были поселены на северных берегах озера Онтарио с востока на запад:
Мало что известно о семи деревнях из-за отсутствия подробных археологических свидетельств. Наиболее полные археологические свидетельства, собранные на сегодняшний день, взяты из археологического памятника Бид-Хилл, который, как полагают, является местом Ганацеквагона вдоль реки Руж.
У деревень действительно есть некоторые общие черты: очевидно из доступных источников. Северные деревни, вероятно, были сезонными лагерями до того, как стали более крупными поселениями. Они расположены в стратегических точках, контролирующих доступ к озеру Онтарио, и недалеко от сезонно обильных рыб и дичи. Согласно Canada Land Inventory, шесть из семи деревень расположены на лучших сельскохозяйственных угодьях северных берегов озера. Ирокезы, вероятно, выращивали тыкву, кукурузу и бобы.
. Деревни также были важными перевалочными пунктами для охотников, двигавшихся на север, и для торговли пушниной. Деревни были ареной обширной торговли между французскими, голландскими, английскими и оттавскими торговцами и ирокезами. Деревни также были местом насилия из-за обмена меха на спиртное. Есть ряд инцидентов, в которых зафиксированы случаи получения увечий и смерти в Ганниусе, Тейайагоне и Ганацеквагоне из-за пьянства.
Как и в других поселениях ирокезов, длинные дома располагались параллельно друг другу и окружались частоколами. Предполагаемый размер деревень варьируется от 500 до 800 человек. В деревнях было от 20 до 30 построек. Кинауатуа был, пожалуй, самым маленьким городом с населением менее 100 человек осенью 1669 года.
Деревни были заселены разными племенами. Сенека заселили самые западные деревни Кинауатуа, Тейайагон и Ганацеквагон. Каюга поселились в Ганараске, Кенте и Кенцио, а Онейда поселились в Ганниусе вдоль восточного края озера. Села были связаны друг с другом системой троп и водных маршрутов.
Хотя каждая деревня отождествляется с одной группой, существует большая вероятность того, что деревни продолжили обычную ирокезскую практику включения и принятия больших групп чужаков в поселения. Например, длинный дом в нейтральном стиле был найден на археологическом участке Бид-Хилл, который первоначально был заселен Сенека. Существующие тексты также характеризуют население в общинах ирокезов, удаленных от родины, как многонациональное и многоязычное.
В 1668 году французы начали посещать деревни ирокезов, чтобы обратить местное население в веру. в христианство. Аббат Труве и Франсуа де Салиньяк де ла Мот-Фенелон были отправлены Франсуа де Лаваль из Монреаля для создания Сульпицианской миссии в деревне Кенте. Миссия была оставлена в 1680 году из-за отсутствия успеха и финансирования. Аббат Фенелон затем отправился в тур по другим деревням и провел зиму 1669 года в деревне Ганацеквагон. Франсуа-Сатурнен Ласкари д'Урфе посетил ряд городов на северном берегу озера Онтарио. Французские исследователи Пере и Джолиет также прошли через деревню Ганацеквагон в 1669 году на пути к Верхнему озеру.
Отношения между нордскими ирокезами и французами были напряженными из-за промежуточных конфликтов, известных как Бобровые войны. Деревни были заселены во время относительного мира. В 1673 году, когда французы основали свое первое поселение вдоль озера Онтарио, Форт Фронтенак, в современном Кингстоне, Онтарио, многие ирокезы из соседней деревни Ганниус переселились ближе к форту. Отношения ухудшились, поскольку политическая ситуация в современном штате Нью-Йорк изменилась, и в 1687 году французы напали на ирокезов, разрушив деревни как в штате Нью-Йорк, так и на северных берегах озера Онтарио.
Основание форта Фронтенак также, похоже, сместило влияние с Ганацеквагона на Тейайагон. Большинство свидетельств указывает на то, что Ганацеквагон был более важным поселением на северном берегу из-за его стратегического положения на рукаве реки Руж на тропе Торонтского перевалочного пункта. После строительства форта Фронтенак Тейайагон стал более посещаемым по двум причинам. Во-первых, строительство форта сместило ирокезов в сторону западного маршрута вокруг озера Онтарио, а во-вторых, французы бросили якорь в Тейяйагоне вместо Ганацеквьягона из-за превосходной стоянки для французских торговых барков.
В Анисинабе устная традиция утверждает, что ирокезы покинули свои деревни к северу от озера Онтарио после ряда решающих сражений, выигранных Анисинаабэ на юге и в центре Онтарио во время Бобровых войн. В Великом Монреальском мире, подписанном в 1701 году, Конфедерация ирокезов согласилась остаться на южном берегу озера Онтарио. К 1701 году группа Анисинаабе под названием Миссиссога двинулась в район между озером Эри и рекой Руж.
Самые восточные деревни Кенте и Ганниусы были разрушены в 1687 г. Жаком Рене де Бризе де Денонвиль. Его войска взяли 200 пленных из обеих деревень, чтобы сражаться в Бобровых войнах, прежде чем уничтожить их. Нет никаких сведений о судьбе или состоянии Ганацеквагона или Тейяйагона после начала боевых действий в 1687 году. Предполагается, что, поскольку обе деревни больше не были в безопасности, они были оставлены несколькими неделями ранее, а жители бежали. к южному берегу озера Онтарио.
После того, как ирокезы оставили север озера Онтарио ирокезами, некоторые французские географы неправильно поместили Ирокуи-дю-Нор и их деревни на карты южного Онтарио еще в 1755 году. Это могло вызвать путаницу. среди историков в будущем, когда Миссиссога завладела северным берегом озера Онтарио.
Следующие карты показывают доказательства поселений ирокезов на северном берегу озера Онтарио.