Интерес компании (иногда выгода компании или коммерческая выгода ) является концепция, согласно которой совет директоров в корпорациях в большинстве правовых систем обязан использовать свои полномочия для получения коммерческой выгоды компании и ее членов. В соответствии с общим правом транзакции, которые не были якобы выгодными для компании, отменялись как недействительны в отношении компании.
Раннюю иллюстрацию этого принципа можно найти в деле Hutton v West Cork Railway Co (1883) 23 Ch D 654, где Английский апелляционный суд постановил, что выплата чаевых для сотрудников до их увольнения было ненадлежащим использованием полномочий компании, поскольку компания больше не функционировала и, следовательно, не получала выгоды (и не способствовала достижению своих целей) посредством выплаты чаевых; как Боуэн Л.Дж. незабываемо заметил: «Не должно быть пирожных и эля, кроме тех, которые необходимы для пользы компании». (Само решение отменяется законом).
Любая сделка, в которую вступают директора, которая выходит за рамки полномочий компании (и, следовательно, выходит за рамки их полномочий), тем не менее, может быть ратифицирована акционерами компании и, таким образом, будет иметь обязательную силу для компании, см., например, в соответствии с английским законодательством, Multinational Gas and Petrochemical Co v Multinational Gas and Petrochemical Services Ltd [1983] Ch 258.
Обычно считается, что это правило является особенно суровым по отношению как к третьим сторонам, так и к директорам, которые могут быть расценены как нарушающие свои обязанности просто из-за действовать с тем, что другие могут посчитать обычной человеческой порядочностью. Если собственность компании не может быть взыскана с третьей стороны, директора будут нести личную ответственность за компенсацию компании.
Также высказывались опасения, что безжалостное управление компаниями ради финансовой выгоды акционеров сопряжено с компенсационными расходами, из-за чего директора не желают участвовать в программах, которые приносят пользу сообществу в целом или окружающей среде. Это также означало, что компании стали гораздо менее охотно делать пожертвования политическим партиям, что могло иметь больший стимул для внесения изменений в законодательство, чем забота об общинах или окружающей среде.
Некоторые правовые системы в настоящее время отменили законодательными актами правило о том, что в отличие от третьих сторон сделка может быть недействительной, если она не принесет недостаточной коммерческой выгоды для компании.
В некоторых странах законодательные акты теперь прямо предусматривают Директорам следует учитывать интересы, отличные от чисто финансовых интересов акционеров.
Однако в некоторых юрисдикциях есть предложения сделать еще более широкими полномочия действовать иначе, чем в интересах финансовой выгоды компании. Например, в Соединенном Королевстве Закон о компаниях 2006 требует, чтобы директора рассматривали влияние своих действий на гораздо более широкий круг заинтересованных сторон. Закон требует, чтобы директор «содействовал успеху компании на благо ее членов в целом», но устанавливает шесть факторов, которые директор должен учитывать при выполнении своих обязанностей по обеспечению успеха. Это:
Предлагаемые новые обязанности подверглись некоторой критике как со стороны тех, кто утверждает, что новые обязанности не имеют достаточной резкости, так и со стороны тех, кто опасается, что это отвлекает внимание директоров от того, что это такое. что они предназначены для выполнения (а именно, получения прибыли), [1] и есть опасения, что широко распространятся судебные разбирательства и увеличатся страховые взносы директора. Однако, поскольку новые обязанности выражены в необязательных условиях и отсутствуют санкции, существует вероятность того, что, хотя они дадут совету директоров полномочия принимать решения, которые, по всей видимости, не приносят прямой финансовой выгоды компании, они вряд ли принесут пользу. когда-либо требовалось сделать это.
Концептуально важно отличать неудачу транзакции из-за отсутствия корпоративной выгоды от других связанных правовых концепций. К ним относятся: