Наставления Кагемни - это древнеегипетский учебный текст из литературы мудрости, который принадлежит себайт ( 'обучение') жанр. Хотя самые ранние свидетельства его составления относятся к Среднему царству Египта, его авторство традиционно сомнительно приписывается Кагемни, визирю, служившему во время правление фараона Снефру (годы правления 2613–2589 до н.э.), основателя Четвертой династии (принадлежащей Старому царству ).
Самый ранний известный источник Инструкций Кагемни - это Приссовый Папирус. Этот текст относится к гораздо более поздней двенадцатой династии Среднего царства Египта (возможно, во время правления Аменемхата II с 1929 г. до н.э. по 1895 г. до н.э., или немного позже в двенадцатой династии). Он написан на среднеегипетском языке и в архаическом стиле курсива иератический.
Сохранился только конец этого обучающего текста; на Приссовом папирусе за ним следует полная версия Принципов Птаххотепа. Неизвестно, какая часть текста с самого начала потеряна. Кагемни, который в тексте упоминается как визирь при Снеферу, возможно, основан на другом визире по имени Кагемни, который жил во время шестой династии Египта. В тексте на Кагемни намекают, что он ученик, а не учитель добродетелей и морали, и ученые предположили, что его отцом был Кайре, мудрец, упомянутый в эпохе Рамессайда Похвальная речь мертвых писателей (Папирус Честер Битти IV). Хотя авторство текста приписывается Кагемни, древние египетские тексты мудрости ложно приписывались авторитетным историческим личностям гораздо более ранних времен.
Написан как практическое руководство для сына визирь, «Инструкции Кагемни» похожи на «Изречения Птаххотепа». Он отличается от более поздних обучающих текстов, таких как Наставление Аменемопа, которое подчеркивает благочестие, и Наставление Аменемхата, которое Уильям Симпсон (заслуженный профессор из Египтология в Йельском университете ) описывается как «политическая статья, отлитая в форме обучения». Кагемни советует придерживаться пути скромности и умеренности, который противопоставляется тому, чего следует избегать: гордости и обжорству. В Кагемни «молчаливый человек», скромный, спокойный и практикующий самообладание, рассматривается как самый добродетельный; этот тип людей позже будет противопоставлен его полярной противоположности, «горячему человеку», в Аменемопе. Согласно Мириам Лихтхайм, добродетельный «молчаливый человек», впервые описанный в Кагемни, «предназначался для важной роли в египетской морали».