Путешествие в Чичен-Ица - это этнографический фильм (этнографический документальный фильм). Джефф Химпеле и Кетцил Э. Кастаньеда, режиссеры и продюсеры. Производство 1995 и 1997 гг. Постпродакшн: 1997 г.
Этот этнографический фильм можно рассматривать как комбинацию стилей документального кино, которые Билл Николс называет партисипативным и перформативным режимами. Во время съемок фильма создатели фильма сделали акцент на приемах cinéma verité, впервые примененных в антропологических фильмах Жаном Рушем. Он стал классическим кинотекстом в антропологии туризма, поскольку на основе археологического наследия в нем изображены экономические, социальные, культурные и политические конфликты, окружающие крупное международное туристическое направление. Это также классика в антропологии религии и яркое этнографическое описание спиритуалистов Нью Эйдж и их практик.
Этот этнографический фильм был полностью снят на месте археологических раскопок и туризма Чичен-Ица и близлежащей общины индейцев майя Писте, Юкатан, Мексика, во время весеннего равноденствия 1995 и 1997 годов. Фильм был снят во время равноденствия в Чичен-Ице и включает интервью и кадры со спиритуалистами Новой Эры, представителями государственных археологических органов, светскими туристами, ремесленниками, торговцами, местными политическими лидерами.
Событие равноденствия - это спонсируемый государством туристический ритуал и праздник майя. В 1928 году после реконструкции главной пирамиды Чичен-Ицы, которая называется Кастильо (или Замок) и пирамиды Кукулькана, археологи заметили своеобразное явление, связанное с заходящим солнцем и пирамидой. В частности, заходящее солнце отбрасывает тень от северо-западного угла пирамиды на балюстраду северной лестницы. Начиная с 1974 г. это начали интерпретировать как символическое происхождение К'ук'улкана. Имя этого бога часто переводится как Пернатый Змей, но на языке майя это буквальное воплощение имени Нахаутля Кетцалькоатль.
. Начиная с 1984 года правительство штата Юкатан, Мексика, в сотрудничестве с федеральным Национальным институтом антропологии и истории, начал развивать туристический ритуальный праздник, который включал традиционный юкатекский танец под названием Джарана, реконструировал доколумбовые танцы и музыку, классические юкатекские гитарные трио и объяснение явления равноденствия согласно наиболее распространенной и доминирующей археоастрономической интерпретации. Среди исполнителей были как профессионалы, так и студенческие коллективы от детей до взрослых танцевальные и музыкальные коллективы по всему штату. Это был общий праздник культур майя и юкатекана.
После первого транслируемого по общенациональному телевидению весеннего равноденствия в 1984 году и публикаций таких книг о майя, как Хосе Аргуэльес, Фактор Майя, это событие начало привлекать различные типы религиозных групп нью-эйдж, включая современных мексиканских гностиков, ацтеков-возродителей, американских спиритуалистов нью-эйдж и другие маргинальные секты.. См. https://www.flickr.com/photos/der/211080687/in/photostream/. Источники: Кетцил Кастанеда, глава 6, «Весеннее возвращение и Космос: тот змей. Балюстрада и Вторжение Новой Эры ». В Музее культуры майя, 1996.
На этом оригинальном этнографическом видео показано, как жители Нью-Эйдж, мексиканский штат, туристы и археологи 1920-х годов все пытаются «очистить» место античного города майя Чичен-Ица, чтобы создать собственное идеализированное и беспрепятственное видение «майя», в то время как сами местные майя изо всех сил пытаются занять это место в качестве торговцев и ремесленников.
Место действия - весеннее равноденствие, когда на пирамиде храма появляется тень, которая, как говорят, представляет змея-бога майя Кукулькана. Когда более 40 000 спиритуалистов и светских туристов из США и Мексики собрались, чтобы стать свидетелями этого солнечного явления, видео изображает окружающее социальное событие как сложную путаницу ожидаемых дуализмов, касающихся туризма. Выходя за рамки предыдущих фильмов, которые сводят туризм к неоколониальным и экзотическим социальным отношениям, это видео изображает культурный объект майя, где жители Нью-Эйдж США, а не местные майя, выступают в качестве экзотических ритуалистов, выставленных на обозрение другим светским туристам и местным майя.
Хотя видео действительно исследует репрезентации майя при посещении Нью-Эйджерс в рамках глобализирующихся дискурсов об экзотике и эволюции, оно также показывает, как во время продолжающегося экономического кризиса жители майя борются против мексиканского государства, а не против туристов. - который регулярно «выметает» их из туристической зоны, чтобы закрепить нацию в образе чистой старины.
В этом видео также спрашивается, какие полевые работы возможны на таком спектакле, и ставится под сомнение статус этнографического авторитета, поскольку люди из разных групп, собравшихся на мероприятии, включая антропологов-видеопроизводителей, по иронии судьбы также меняют позиции как соревнуются говорить о майя.
Эссе Луиса Виванко «Перформативные паломники и меняющиеся основы антропологического документального кино» контекстуализирует этот пример кинопроизводства cinéma verité среди антропологических и документальных фильмов и анализирует изображение религиозного паломничества в фильме. (В Представление религии в мировом кино (2003) отредактировал С. Брент Плейт и опубликовал Пэлгрейв Макмиллан, стр. 159-177.)