История Buganda - это история Buganda королевство народа баганда, крупнейшего из традиционных королевств в современной Уганде.
Первоначально вассальное государство Буньоро, Буганда быстро набирало силу в восемнадцатом и девятнадцатом веках, став доминирующей королевство в регионе. Буганда начал расширяться в 1840-х годах и использовал флот военных каноэ, чтобы установить «своего рода имперское превосходство» над озером Виктория и прилегающими регионами. Порабощая более слабые народы дешевой рабочей силой, Буганда превратилась в могущественную «зародышевую империю». Первый прямой контакт с европейцами был установлен в 1862 году, когда британские исследователи Джон Ханнинг Спик и капитан Сэр Ричард Фрэнсис Бертон вошли в Буганду, и, согласно их отчетам, королевство было высокоорганизованным. 177>Мутиса I из Буганды, которого посещали исследователи, такие как Джон Хэннинг Спик, Джеймс Огастес Грант и Генри Мортон Стэнли, пригласил Церковное миссионерское общество в Буганде. Одним из миссионеров Церковного миссионерского общества был Александр Мердок Маккей. Мутиса Я никогда не обращался ни в какую религию, несмотря на многочисленные попытки. В 1884 году Мутиса умер, и его сын Мванга II занял его место. Большая часть того, что известно о Мутисе, поступает из первоисточников от различных исследователей Киганды и некоторых зарубежных исследователей, в частности Джона Хэннинга Спика, и Церковного миссионерского общества. Мванга неоднократно свергался, но был восстановлен. Мванга подписал договор с капитаном лордом Лугардом в 1892 году, по которому Буганда получил статус протектората под властью Британской Восточно-Африканской компании. Британцы считали эту территорию ценным владением.
Мутиса I был Кабакой с октября 1856 года до своей смерти в 1884 году.Влияние Баганды в Уганде отразилось в XX веке. влияние событий восемнадцатого и девятнадцатого веков. Ряд кабаков накопили военную и политическую власть, убивая соперников на троне, отменяя наследственные авторитеты и взимая более высокие налоги со своих подданных. Армии Ганды также захватили территорию, удерживаемую Буньоро, соседним королевством на западе. Культурные нормы ганда также препятствовали созданию королевского клана, приписывая детей Кабака к клану их матери. В то же время эта практика позволяла кабаке вступать в брак с любым кланом в обществе.
Одним из самых влиятельных назначенных советников Кабаки был Катиккиро, который отвечал за административную и судебную системы королевства и фактически выполнял функции премьер-министра и главного судьи. Катиккиро и другие влиятельные министры сформировали внутренний круг советников, которые могли вызывать вождей более низкого уровня и других назначенных советников для совещаний по вопросам политики. К концу девятнадцатого века Кабака сменил многих глав кланов на назначенных должностных лиц и претендовал на титул «главы всех кланов».
Сложная структура управления Баганды произвела сильное впечатление на британских чиновников, но политические лидеры в соседнем Буньоро не были восприимчивы к британским чиновникам, прибывшим в сопровождении Баганды. Буганда стал центральным элементом нового протектората со степенью контроля над другими королевствами: Торо, Нкоре, Бусога и Буньоро. Многие Баганда осознали необходимость дать образование своим детям и приступили к строительству высших учебных заведений в Буганде. Государственные служащие Баганды также помогали управлять другими этническими группами, и ранняя история Уганды была написана с точки зрения Баганды и колониальных чиновников, которые привыкли иметь дело с ними. После обретения независимости в 1962 году Буганда достиг наивысшего уровня жизни и самого высокого уровня грамотности в стране.
Перспектива выборов в период подготовки к независимости вызвала внезапное распространение новых политических партий. Это событие встревожило лидеров старой гвардии в королевствах Уганды, потому что они понимали, что центр власти будет на национальном уровне. Искрой, вызвавшей более широкую оппозицию реформам губернатора сэра Эндрю Коэна, стала речь 1953 года в Лондоне, в которой государственный секретарь по делам колоний упомянул о возможности федерации трех Территории Восточной Африки (Кения, Уганда и Танганьика ), аналогичные территориям, установленным в Центральной Африке.
Многим угандийцам было известно о Центральноафриканской Федерации Родезии и Ньясаленда (позднее Зимбабве, Замбии и Малави ) и его засилье интересов белых поселенцев. Угандийцы глубоко опасались перспективы создания восточноафриканской федерации с доминированием белых поселенцев из Кении, которая тогда была в разгаре ожесточенного восстания Мау-Мау. Они энергично сопротивлялись подобному предложению 1930 Комиссией Хилтона Янга. Доверие к Коэну исчезло как раз в тот момент, когда губернатор готовился убедить Буганду признать, что его особый статус должен быть принесен в жертву интересам нового и более крупного национального государства.
Короли Уганды около 1960 года; Мутеса II из Буганды второй справаКабака Мутеса II из Буганды по прозвищу «Король Фредди», которого его подданные считали незаинтересованным в их благополучии, теперь отказался сотрудничать с планом Коэна по интегрированной Буганде. Вместо этого он потребовал, чтобы Буганда был отделен от остального протектората и передан под юрисдикцию Министерства иностранных дел. В ответ Коэн на этот кризис депортировал кабаку в удобную ссылку в Лондон. Его вынужденный отъезд сделал кабаку мгновенным мучеником в глазах Баганды, чей скрытый сепаратизм и антиколониальные настроения вызвали бурю протестов. Действия Коэна привели к обратным результатам, и он не смог найти среди Баганды никого, готового или способного мобилизовать поддержку для его планов. После двух разочаровывающих лет безжалостной враждебности и препятствий со стороны Ганды Коэн был вынужден восстановить Кабаку Фредди в должности.
Переговоры, приведшие к возвращению кабаки, закончились так же, как переговоры комиссара Джонстона в 1900 году; хотя они, казалось, удовлетворили британцев, они явились громкой победой Баганды. Коэн заручился согласием кабаки не выступать против независимости в более широких рамках Уганды. Мало того, что кабака была восстановлена взамен, но и впервые с 1889 года монарху было дано право назначать и увольнять своих вождей (правительственных чиновников Буганды) вместо того, чтобы действовать как просто номинальное лицо, пока они вели дела правительства.
Новая власть кабака была замаскирована вводящим в заблуждение утверждением, что он будет всего лишь «конституционным монархом», в то время как на самом деле он был ведущим игроком в принятии решения о том, как будет управляться Уганда. Новая группировка Баганды, называющая себя «Друзья короля», сплотилась на защиту кабаки. Они были консервативны, яростно преданы Буганде как королевству и были готовы к перспективе участия в независимой Уганде только в том случае, если ее возглавит кабака. Политиков Баганды, которые не разделяли это видение или которые были противниками «Друзей короля», заклеймили как «врагов короля», что означало политический и социальный остракизм.
Основным исключением из этого правила были католики Баганда, которые сформировали свою собственную партию, Демократическую партию (ДП), возглавляемую Бенедикто Киванука. Многие католики чувствовали себя исключенными из протестантского истеблишмента в Буганде с тех пор, как пулемет Максима Фредерика Лугарда переломил ситуацию в 1892 году. Кабака должен был быть протестантским., и его вложили в церемонию коронации по образцу британских монархов (которых вкладывает англиканская церковь архиепископ Кентерберийский ), которая проходила в главная протестантская церковь. Религия и политика были одинаково неразделимы в других королевствах по всей Уганде. У ДП были как католики, так и другие сторонники, и она, вероятно, была наиболее организованной из всех партий, готовившихся к выборам. У него были типографии и поддержка популярной газеты, которая выходила в миссии Святой Марии в Кисуби.
В других частях Уганды появление кабаки как политической силы вызвало немедленную враждебность. Политические партии и местные группы интересов были пронизаны разделением и соперничеством, но они разделяли одну озабоченность: они были полны решимости не подчиняться Буганде. В 1960 году политический организатор из Ланго Милтон Оботе перехватил инициативу и сформировал новую партию, Народный конгресс Уганды (СКП), в качестве коалиции всех, кто не является католиком. - доминировал ДП, выступавший против гегемонии Буганды.
Шаги, предпринятые Коэном для обеспечения независимости объединенного государства Уганда, привели к поляризации между фракциями из Буганды и теми, кто выступает против ее господства. Население Буганды в 1959 году составляло 2 миллиона из 6 миллионов в Уганде. Даже не считая многих жителей Буганды, не являющихся жителями Баганды, было по крайней мере 1 миллион человек, которые были обязаны верностью кабаке - слишком много, чтобы их не заметили или оттолкнули в сторону, но слишком мало, чтобы доминировать в стране в целом. На Лондонской конференции 1960 года было очевидно, что автономия Буганды и сильное унитарное правительство несовместимы, но компромисса не было, и решение о форме правления было отложено. Британцы объявили, что в марте 1961 г. будут проведены выборы «ответственного правительства», предпоследний этап подготовки перед официальным предоставлением независимости. Предполагалось, что победившие на выборах получат ценный опыт работы, подготовив их к вероятной ответственности за управление после обретения независимости.
В Буганде «Друзья короля» призвали к полному бойкоту выборов, потому что их попытки обеспечить обещания будущей автономии были отклонены. Следовательно, когда избиратели пришли на избирательные участки по всей Уганде, чтобы избрать восемьдесят два члена Национальной ассамблеи, в Буганде только католики, сторонники ДП, выдержали жесткое давление общественности и проголосовали, получив двадцать из 21 выделенного Буганде места. Эта искусственная ситуация дала ДП большинство мест, хотя у них было меньшинство в 416 000 голосов по всей стране против 495 000 у СКП. Бенедикто Киванука стал новым главным министром Уганды.
Потрясенные результатами, сепаратисты Баганды, которые сформировали политическую партию под названием Кабака Йекка, сомневались в целесообразности бойкота их выборов. Они быстро приветствовали рекомендации британской комиссии, которая предложила будущую федеральную форму правления. Согласно этим рекомендациям, Буганда пользовался некоторой внутренней автономией, если бы он полностью участвовал в национальном правительстве. Со своей стороны, СКП в равной степени стремился изгнать своих соперников из ДП из правительства, прежде чем они закрепятся. Оботе достиг договоренности с Кабакой Фредди и KY, приняв особые федеральные отношения Буганды и даже положение, согласно которому кабака может назначать представителей Буганды в Национальное собрание в обмен на стратегический альянс для победы над ДП. Кабака также был обещан в основном церемониальный пост главы государства Уганды, который имел большое символическое значение для Баганды.
Этот брак по расчету между СКП и КЯ сделал неизбежным поражение временной администрации ДП. После заключительных выборов в апреле 1962 года, приведших к обретению независимости, национальный парламент Уганды состоял из сорока трех делегатов от СКП, двадцати четырех делегатов от KY и двадцати четырех делегатов от DP. Новая коалиция UPC-KY привела Уганду к независимости в октябре 1962 года, когда Оботе стал премьер-министром, а кабака - главой государства.
Уганда добилась независимости 9 октября 1962 года с Кабакой Буганды, сэром Эдвардом Мутеша II, в качестве ее первого президента. Однако монархия Буганды и большая часть ее автономии были отменены, как и другие четыре угандийских королевства.
В то время спор о царском престоле был самым важным вопросом в политике Уганды. Хотя было четыре королевства, реальный вопрос заключался в том, какой контроль над Бугандой должно иметь центральное правительство. Сила короля как объединяющего символа Баганды стала очевидной после его депортации правительством протектората в 1953 году. Когда переговоры о независимости поставили под угрозу автономный статус Буганды, ведущие известные деятели организовали политическую партию для защиты короля. Проблема была успешно представлена как вопрос выживания Баганды как отдельной нации, потому что положение короля было центральным для доколониальной культуры Буганды. Исходя из этого, защита королевского сана привлекла подавляющую поддержку на выборах в местное правительство Буганды, которые проводились непосредственно перед обретением независимости. Противостоять королю в Буганде в то время означало политическое самоубийство.
В 1967 году премьер-министр Аполлон Милтон Оботе изменил конституцию 1966 года и превратил штат в республику. 24 мая 1966 года федеральная армия Уганды напала на королевский комплекс или Любири в Мменго. Они обстреляли дворец, внутри которого оказался король Мутеса II. Король пробился из горящего здания и с помощью священников семинарии в Любаге сбежал из Уганды и оказался в ссылке в Лондоне, где он умер при загадочных обстоятельствах (обвиненный в отравлении алкоголем) три года спустя.. Угандийская армия превратила королевский дворец в свои казармы, а здание парламента Буганды - в свою штаб-квартиру. Было трудно понять, сколько Баганды продолжали поддерживать царскую власть и насколько сильно они к этому относились, потому что никто не мог выразить поддержку открыто.
25 января 1971 года Оботе был свергнут в результате переворота главой армии Иди Амином. После недолгого заигрывания с восстановлением Иди Амин также отказался рассматривать восстановление королевств. К 1980-м годам Оботе снова вернулся к власти, и более половины всего Баганды никогда не жили под их королем. Консервативная партия, маргинальная группа, возглавляемая последним человеком, который занимал пост премьер-министра Буганды при короле, участвовала в выборах 1980 года, но не получила большой поддержки.
В 1986 году Движение национального сопротивления (ДНД), возглавляемое Йовери Мусевени, пришло к власти в Уганде. Ведя партизанскую войну против Оботе, лидеры НРД не могли быть уверены, что Баганда примет их правительство или их программу из десяти пунктов. NRA неоднозначно отреагировало на этот вопрос. С одной стороны, до последнего года повстанческое движение против режима Оботе велось полностью в Буганде, в нем участвовало большое количество бойцов Баганды, и в значительной степени зависело от отвращения, которое большинство Баганды испытывали к Оботе и СКП.
С другой стороны, многие Баганда, вступившие в НРА и получившие политическое образование по программе из десяти пунктов, отвергли этническую лояльность как основу политической организации. Тем не менее, хотя это вызывает споры, многие угандийцы сообщили, что Мусевени публично пообещал, ближе к концу партизанской борьбы, восстановить королевский титул и позволить Рональду Мутеби, прямому наследнику, стать королем. Многие другие угандийцы также решительно выступали против восстановления, в первую очередь из-за политических преимуществ, которые это дало бы Буганде.
Споры разгорелись через несколько месяцев после захвата НРД в 1986 году, когда главы каждого из кланов в Буганде организовали публичную кампанию за восстановление королевского сана, возвращение здания парламента Буганды (которое НРА продолжал использоваться в качестве штаба армии), а также разрешение на возвращение Мутеби в Уганду. В течение следующего месяца правительство изо всех сил пыталось вернуть политическую инициативу кланам. Во-первых, в июле 1986 года премьер-министр Самсон Кисекка - муганда - сказал людям на митинге в Буганде прекратить эти «глупые разговоры».
Без объяснения причин правительство внезапно приказало отменить торжества, чтобы через неделю установить наследника другого королевства. Тем не менее, в газетах появилось больше сообщений о требованиях старейшин клана Буганда вернуть Мутеби. Затем кабинет выступил с заявлением, в котором признал интенсивность общественного интереса, но настаивал на том, что вопрос о восстановлении королей находится на рассмотрении предстоящей Конституционной ассамблеи, а не в компетенции временного правительства. Затем, три недели спустя, НРД выпустило собственное тщательно сформулированное заявление, в котором сторонников реставрации назвало «недовольными оппортунистами, выдающими себя за монархистов», и пригрозило принять меры против всех, кто продолжал агитировать по этому вопросу.
В то же время президент согласился встретиться со старейшинами клана, даже несмотря на то, что это дало новый общественный импульс противоречиям. Затем, сделав неожиданный шаг, президент убедил Мутеби тайно вернуться домой в середине августа 1986 года, поставив старейшин клана перед свершившимся фактом. Десять дней спустя правительство арестовало нескольких Баганд, которых оно обвинило в заговоре с целью свержения правительства и восстановления короля. Но в то время как Мусевени сумел снять ветер с парусов национализма Буганды, он был вынужден пойти на все, чтобы разрядить общественное мнение, и ничего не было решено. Вопрос о королевстве, вероятно, вновь возникнет с такой же интенсивностью и непредсказуемыми последствиями, когда проект новой конституции будет представлен на общественное обсуждение.
Монархия была окончательно восстановлена в 1993 году с сыном Мутесы II, Рональдом Мувенда Мутеби II в качестве ее Кабаки. Буганда теперь конституционная монархия, с парламентом Лукико, который заседает в парламентских зданиях Буланже. В Lukiiko есть сержант по оружию, спикер и временные места для членов королевской семьи, 18 глав графств, члены кабинета министров, 52 главы кланов, приглашенные гости и галерея. Кабака посещает только две сессии в год; сначала, когда он открывает первую сессию года, и вторую, когда он закрывает последнюю сессию года.
.
Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием, с веб-сайта Библиотеки Конгресса США по изучению стран http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/.