История Buganda

редактировать

Flag of Buganda

История Buganda - это история Buganda королевство народа баганда, крупнейшего из традиционных королевств в современной Уганде.

Содержание
  • 1 Доколониальная и колониальная Буганда
  • 2 Политика силы до обретения Угандой независимости
  • 3 После обретения независимости
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
    • 6.1 Историография
Доколониальная и колониальная Буганда
Буганда эффективно контролировала озеро Виктория с использованием флотов военных каноэ из 1840-х годов

Первоначально вассальное государство Буньоро, Буганда быстро набирало силу в восемнадцатом и девятнадцатом веках, став доминирующей королевство в регионе. Буганда начал расширяться в 1840-х годах и использовал флот военных каноэ, чтобы установить «своего рода имперское превосходство» над озером Виктория и прилегающими регионами. Порабощая более слабые народы дешевой рабочей силой, Буганда превратилась в могущественную «зародышевую империю». Первый прямой контакт с европейцами был установлен в 1862 году, когда британские исследователи Джон Ханнинг Спик и капитан Сэр Ричард Фрэнсис Бертон вошли в Буганду, и, согласно их отчетам, королевство было высокоорганизованным. 177>Мутиса I из Буганды, которого посещали исследователи, такие как Джон Хэннинг Спик, Джеймс Огастес Грант и Генри Мортон Стэнли, пригласил Церковное миссионерское общество в Буганде. Одним из миссионеров Церковного миссионерского общества был Александр Мердок Маккей. Мутиса Я никогда не обращался ни в какую религию, несмотря на многочисленные попытки. В 1884 году Мутиса умер, и его сын Мванга II занял его место. Большая часть того, что известно о Мутисе, поступает из первоисточников от различных исследователей Киганды и некоторых зарубежных исследователей, в частности Джона Хэннинга Спика, и Церковного миссионерского общества. Мванга неоднократно свергался, но был восстановлен. Мванга подписал договор с капитаном лордом Лугардом в 1892 году, по которому Буганда получил статус протектората под властью Британской Восточно-Африканской компании. Британцы считали эту территорию ценным владением.

Мутиса I был Кабакой с октября 1856 года до своей смерти в 1884 году.

Влияние Баганды в Уганде отразилось в XX веке. влияние событий восемнадцатого и девятнадцатого веков. Ряд кабаков накопили военную и политическую власть, убивая соперников на троне, отменяя наследственные авторитеты и взимая более высокие налоги со своих подданных. Армии Ганды также захватили территорию, удерживаемую Буньоро, соседним королевством на западе. Культурные нормы ганда также препятствовали созданию королевского клана, приписывая детей Кабака к клану их матери. В то же время эта практика позволяла кабаке вступать в брак с любым кланом в обществе.

Одним из самых влиятельных назначенных советников Кабаки был Катиккиро, который отвечал за административную и судебную системы королевства и фактически выполнял функции премьер-министра и главного судьи. Катиккиро и другие влиятельные министры сформировали внутренний круг советников, которые могли вызывать вождей более низкого уровня и других назначенных советников для совещаний по вопросам политики. К концу девятнадцатого века Кабака сменил многих глав кланов на назначенных должностных лиц и претендовал на титул «главы всех кланов».

Сложная структура управления Баганды произвела сильное впечатление на британских чиновников, но политические лидеры в соседнем Буньоро не были восприимчивы к британским чиновникам, прибывшим в сопровождении Баганды. Буганда стал центральным элементом нового протектората со степенью контроля над другими королевствами: Торо, Нкоре, Бусога и Буньоро. Многие Баганда осознали необходимость дать образование своим детям и приступили к строительству высших учебных заведений в Буганде. Государственные служащие Баганды также помогали управлять другими этническими группами, и ранняя история Уганды была написана с точки зрения Баганды и колониальных чиновников, которые привыкли иметь дело с ними. После обретения независимости в 1962 году Буганда достиг наивысшего уровня жизни и самого высокого уровня грамотности в стране.

Политика силы до обретения Угандой независимости
Вооруженная партия Баганды

Перспектива выборов в период подготовки к независимости вызвала внезапное распространение новых политических партий. Это событие встревожило лидеров старой гвардии в королевствах Уганды, потому что они понимали, что центр власти будет на национальном уровне. Искрой, вызвавшей более широкую оппозицию реформам губернатора сэра Эндрю Коэна, стала речь 1953 года в Лондоне, в которой государственный секретарь по делам колоний упомянул о возможности федерации трех Территории Восточной Африки (Кения, Уганда и Танганьика ), аналогичные территориям, установленным в Центральной Африке.

Многим угандийцам было известно о Центральноафриканской Федерации Родезии и Ньясаленда (позднее Зимбабве, Замбии и Малави ) и его засилье интересов белых поселенцев. Угандийцы глубоко опасались перспективы создания восточноафриканской федерации с доминированием белых поселенцев из Кении, которая тогда была в разгаре ожесточенного восстания Мау-Мау. Они энергично сопротивлялись подобному предложению 1930 Комиссией Хилтона Янга. Доверие к Коэну исчезло как раз в тот момент, когда губернатор готовился убедить Буганду признать, что его особый статус должен быть принесен в жертву интересам нового и более крупного национального государства.

Короли Уганды около 1960 года; Мутеса II из Буганды второй справа

Кабака Мутеса II из Буганды по прозвищу «Король Фредди», которого его подданные считали незаинтересованным в их благополучии, теперь отказался сотрудничать с планом Коэна по интегрированной Буганде. Вместо этого он потребовал, чтобы Буганда был отделен от остального протектората и передан под юрисдикцию Министерства иностранных дел. В ответ Коэн на этот кризис депортировал кабаку в удобную ссылку в Лондон. Его вынужденный отъезд сделал кабаку мгновенным мучеником в глазах Баганды, чей скрытый сепаратизм и антиколониальные настроения вызвали бурю протестов. Действия Коэна привели к обратным результатам, и он не смог найти среди Баганды никого, готового или способного мобилизовать поддержку для его планов. После двух разочаровывающих лет безжалостной враждебности и препятствий со стороны Ганды Коэн был вынужден восстановить Кабаку Фредди в должности.

Переговоры, приведшие к возвращению кабаки, закончились так же, как переговоры комиссара Джонстона в 1900 году; хотя они, казалось, удовлетворили британцев, они явились громкой победой Баганды. Коэн заручился согласием кабаки не выступать против независимости в более широких рамках Уганды. Мало того, что кабака была восстановлена ​​взамен, но и впервые с 1889 года монарху было дано право назначать и увольнять своих вождей (правительственных чиновников Буганды) вместо того, чтобы действовать как просто номинальное лицо, пока они вели дела правительства.

Новая власть кабака была замаскирована вводящим в заблуждение утверждением, что он будет всего лишь «конституционным монархом», в то время как на самом деле он был ведущим игроком в принятии решения о том, как будет управляться Уганда. Новая группировка Баганды, называющая себя «Друзья короля», сплотилась на защиту кабаки. Они были консервативны, яростно преданы Буганде как королевству и были готовы к перспективе участия в независимой Уганде только в том случае, если ее возглавит кабака. Политиков Баганды, которые не разделяли это видение или которые были противниками «Друзей короля», заклеймили как «врагов короля», что означало политический и социальный остракизм.

Основным исключением из этого правила были католики Баганда, которые сформировали свою собственную партию, Демократическую партию (ДП), возглавляемую Бенедикто Киванука. Многие католики чувствовали себя исключенными из протестантского истеблишмента в Буганде с тех пор, как пулемет Максима Фредерика Лугарда переломил ситуацию в 1892 году. Кабака должен был быть протестантским., и его вложили в церемонию коронации по образцу британских монархов (которых вкладывает англиканская церковь архиепископ Кентерберийский ), которая проходила в главная протестантская церковь. Религия и политика были одинаково неразделимы в других королевствах по всей Уганде. У ДП были как католики, так и другие сторонники, и она, вероятно, была наиболее организованной из всех партий, готовившихся к выборам. У него были типографии и поддержка популярной газеты, которая выходила в миссии Святой Марии в Кисуби.

В других частях Уганды появление кабаки как политической силы вызвало немедленную враждебность. Политические партии и местные группы интересов были пронизаны разделением и соперничеством, но они разделяли одну озабоченность: они были полны решимости не подчиняться Буганде. В 1960 году политический организатор из Ланго Милтон Оботе перехватил инициативу и сформировал новую партию, Народный конгресс Уганды (СКП), в качестве коалиции всех, кто не является католиком. - доминировал ДП, выступавший против гегемонии Буганды.

Шаги, предпринятые Коэном для обеспечения независимости объединенного государства Уганда, привели к поляризации между фракциями из Буганды и теми, кто выступает против ее господства. Население Буганды в 1959 году составляло 2 миллиона из 6 миллионов в Уганде. Даже не считая многих жителей Буганды, не являющихся жителями Баганды, было по крайней мере 1 миллион человек, которые были обязаны верностью кабаке - слишком много, чтобы их не заметили или оттолкнули в сторону, но слишком мало, чтобы доминировать в стране в целом. На Лондонской конференции 1960 года было очевидно, что автономия Буганды и сильное унитарное правительство несовместимы, но компромисса не было, и решение о форме правления было отложено. Британцы объявили, что в марте 1961 г. будут проведены выборы «ответственного правительства», предпоследний этап подготовки перед официальным предоставлением независимости. Предполагалось, что победившие на выборах получат ценный опыт работы, подготовив их к вероятной ответственности за управление после обретения независимости.

В Буганде «Друзья короля» призвали к полному бойкоту выборов, потому что их попытки обеспечить обещания будущей автономии были отклонены. Следовательно, когда избиратели пришли на избирательные участки по всей Уганде, чтобы избрать восемьдесят два члена Национальной ассамблеи, в Буганде только католики, сторонники ДП, выдержали жесткое давление общественности и проголосовали, получив двадцать из 21 выделенного Буганде места. Эта искусственная ситуация дала ДП большинство мест, хотя у них было меньшинство в 416 000 голосов по всей стране против 495 000 у СКП. Бенедикто Киванука стал новым главным министром Уганды.

Потрясенные результатами, сепаратисты Баганды, которые сформировали политическую партию под названием Кабака Йекка, сомневались в целесообразности бойкота их выборов. Они быстро приветствовали рекомендации британской комиссии, которая предложила будущую федеральную форму правления. Согласно этим рекомендациям, Буганда пользовался некоторой внутренней автономией, если бы он полностью участвовал в национальном правительстве. Со своей стороны, СКП в равной степени стремился изгнать своих соперников из ДП из правительства, прежде чем они закрепятся. Оботе достиг договоренности с Кабакой Фредди и KY, приняв особые федеральные отношения Буганды и даже положение, согласно которому кабака может назначать представителей Буганды в Национальное собрание в обмен на стратегический альянс для победы над ДП. Кабака также был обещан в основном церемониальный пост главы государства Уганды, который имел большое символическое значение для Баганды.

Этот брак по расчету между СКП и КЯ сделал неизбежным поражение временной администрации ДП. После заключительных выборов в апреле 1962 года, приведших к обретению независимости, национальный парламент Уганды состоял из сорока трех делегатов от СКП, двадцати четырех делегатов от KY и двадцати четырех делегатов от DP. Новая коалиция UPC-KY привела Уганду к независимости в октябре 1962 года, когда Оботе стал премьер-министром, а кабака - главой государства.

После обретения независимости

Уганда добилась независимости 9 октября 1962 года с Кабакой Буганды, сэром Эдвардом Мутеша II, в качестве ее первого президента. Однако монархия Буганды и большая часть ее автономии были отменены, как и другие четыре угандийских королевства.

В то время спор о царском престоле был самым важным вопросом в политике Уганды. Хотя было четыре королевства, реальный вопрос заключался в том, какой контроль над Бугандой должно иметь центральное правительство. Сила короля как объединяющего символа Баганды стала очевидной после его депортации правительством протектората в 1953 году. Когда переговоры о независимости поставили под угрозу автономный статус Буганды, ведущие известные деятели организовали политическую партию для защиты короля. Проблема была успешно представлена ​​как вопрос выживания Баганды как отдельной нации, потому что положение короля было центральным для доколониальной культуры Буганды. Исходя из этого, защита королевского сана привлекла подавляющую поддержку на выборах в местное правительство Буганды, которые проводились непосредственно перед обретением независимости. Противостоять королю в Буганде в то время означало политическое самоубийство.

В 1967 году премьер-министр Аполлон Милтон Оботе изменил конституцию 1966 года и превратил штат в республику. 24 мая 1966 года федеральная армия Уганды напала на королевский комплекс или Любири в Мменго. Они обстреляли дворец, внутри которого оказался король Мутеса II. Король пробился из горящего здания и с помощью священников семинарии в Любаге сбежал из Уганды и оказался в ссылке в Лондоне, где он умер при загадочных обстоятельствах (обвиненный в отравлении алкоголем) три года спустя.. Угандийская армия превратила королевский дворец в свои казармы, а здание парламента Буганды - в свою штаб-квартиру. Было трудно понять, сколько Баганды продолжали поддерживать царскую власть и насколько сильно они к этому относились, потому что никто не мог выразить поддержку открыто.

25 января 1971 года Оботе был свергнут в результате переворота главой армии Иди Амином. После недолгого заигрывания с восстановлением Иди Амин также отказался рассматривать восстановление королевств. К 1980-м годам Оботе снова вернулся к власти, и более половины всего Баганды никогда не жили под их королем. Консервативная партия, маргинальная группа, возглавляемая последним человеком, который занимал пост премьер-министра Буганды при короле, участвовала в выборах 1980 года, но не получила большой поддержки.

В 1986 году Движение национального сопротивления (ДНД), возглавляемое Йовери Мусевени, пришло к власти в Уганде. Ведя партизанскую войну против Оботе, лидеры НРД не могли быть уверены, что Баганда примет их правительство или их программу из десяти пунктов. NRA неоднозначно отреагировало на этот вопрос. С одной стороны, до последнего года повстанческое движение против режима Оботе велось полностью в Буганде, в нем участвовало большое количество бойцов Баганды, и в значительной степени зависело от отвращения, которое большинство Баганды испытывали к Оботе и СКП.

С другой стороны, многие Баганда, вступившие в НРА и получившие политическое образование по программе из десяти пунктов, отвергли этническую лояльность как основу политической организации. Тем не менее, хотя это вызывает споры, многие угандийцы сообщили, что Мусевени публично пообещал, ближе к концу партизанской борьбы, восстановить королевский титул и позволить Рональду Мутеби, прямому наследнику, стать королем. Многие другие угандийцы также решительно выступали против восстановления, в первую очередь из-за политических преимуществ, которые это дало бы Буганде.

Споры разгорелись через несколько месяцев после захвата НРД в 1986 году, когда главы каждого из кланов в Буганде организовали публичную кампанию за восстановление королевского сана, возвращение здания парламента Буганды (которое НРА продолжал использоваться в качестве штаба армии), а также разрешение на возвращение Мутеби в Уганду. В течение следующего месяца правительство изо всех сил пыталось вернуть политическую инициативу кланам. Во-первых, в июле 1986 года премьер-министр Самсон Кисекка - муганда - сказал людям на митинге в Буганде прекратить эти «глупые разговоры».

Без объяснения причин правительство внезапно приказало отменить торжества, чтобы через неделю установить наследника другого королевства. Тем не менее, в газетах появилось больше сообщений о требованиях старейшин клана Буганда вернуть Мутеби. Затем кабинет выступил с заявлением, в котором признал интенсивность общественного интереса, но настаивал на том, что вопрос о восстановлении королей находится на рассмотрении предстоящей Конституционной ассамблеи, а не в компетенции временного правительства. Затем, три недели спустя, НРД выпустило собственное тщательно сформулированное заявление, в котором сторонников реставрации назвало «недовольными оппортунистами, выдающими себя за монархистов», и пригрозило принять меры против всех, кто продолжал агитировать по этому вопросу.

В то же время президент согласился встретиться со старейшинами клана, даже несмотря на то, что это дало новый общественный импульс противоречиям. Затем, сделав неожиданный шаг, президент убедил Мутеби тайно вернуться домой в середине августа 1986 года, поставив старейшин клана перед свершившимся фактом. Десять дней спустя правительство арестовало нескольких Баганд, которых оно обвинило в заговоре с целью свержения правительства и восстановления короля. Но в то время как Мусевени сумел снять ветер с парусов национализма Буганды, он был вынужден пойти на все, чтобы разрядить общественное мнение, и ничего не было решено. Вопрос о королевстве, вероятно, вновь возникнет с такой же интенсивностью и непредсказуемыми последствиями, когда проект новой конституции будет представлен на общественное обсуждение.

Монархия была окончательно восстановлена ​​в 1993 году с сыном Мутесы II, Рональдом Мувенда Мутеби II в качестве ее Кабаки. Буганда теперь конституционная монархия, с парламентом Лукико, который заседает в парламентских зданиях Буланже. В Lukiiko есть сержант по оружию, спикер и временные места для членов королевской семьи, 18 глав графств, члены кабинета министров, 52 главы кланов, приглашенные гости и галерея. Кабака посещает только две сессии в год; сначала, когда он открывает первую сессию года, и вторую, когда он закрывает последнюю сессию года.

Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Эрл, Джонатон Л. «Революция чтения в конце колониального периода. Буганда. "Журнал восточноафриканских исследований 6.3 (2012): 507–526. онлайн
  • Фаллерс, Ллойд А., изд. Королевские люди: лидерство и статус в Буганде накануне независимости (Oxford University Press, 1964).
  • Хэнсон, Холли Э. Земельное обязательство: практика власти в буганде (Хейнеманн, 2003).
  • Каггва, сэр Аполло К., Басекабака бе'Буганда [перевод MM Семакула Киванука, Короли Буганды]. Найроби: Восточноафриканское издательство, 1971.
  • Кагва, сэр Аполло К., Таможня Баганды, перевод Эрнеста Б. Кабилала. Нью-Йорк: Колумбия.
  • Киванука, М.М. Семакула, Мутиса из Уганды. Кампала: Восточноафриканское литературное бюро, 1967.
  • Киванука, М.М. Семакула, История Буганды: от основания Королевства до 1900 года. Лондон: Лонгман., 1971.
  • Лоу, Д.А. Буганда в современной истории (Калифорнийский университет P ress, 1971)
  • Лоу, Д.А. Разум Буганды: Документы современной истории африканского королевства (1971), первоисточники
  • Рид, Ричард. Политическая власть в доколониальной Буганде: экономика, общество и война в 19 веке (2002)
  • Роу, Джон А. «Свидетельства очевидцев истории Буганды: мемуары Хама Мукасы и его поколения». Ethnohistory 36 (1989): 61–71.
  • Ригли, К. К. «Буганда: краткая экономическая история». Обзор экономической истории 10 # 1 1957, стр. 69–80 онлайн

Историография

  • Рид, Ричард Дж. «Призраки в академии: историки и историческое сознание в создании современной Уганды». Сравнительные исследования в обществе и истории 56.2 (2014): 351–380. сосредоточьтесь на Буганде
  • Роу, Джон А. «Миф, мемуары и моральные наставления: исторические сочинения Луганды, 1893–1969» Журнал Уганды 33 (1969): 17–40, 217–19

.

Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием, с веб-сайта Библиотеки Конгресса США по изучению стран http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/.

Последняя правка сделана 2021-05-23 13:35:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте