Комиссия по разъяснению истории

редактировать

В 1994 г. Комиссия по разъяснению истории Гватемалы - La Comisión para el Esclarecimiento Histórico ( CEH) - был создан в ответ на тысячи зверств и нарушений прав человека, совершенных в течение десятилетий гражданской войны, которая началась в 1962 году и закончилась в конце 1990-х годов мирными соглашениями при поддержке ООН.. Комиссия действовала в соответствии с двухлетним мандатом, с 1997 по 1999 год, и наняла трех членов комиссии: одного гватемальца, одного мужчины-негражданина и одной женщины майя. Мандат комиссии состоял не в том, чтобы судить, а в том, чтобы прояснить прошлое с «объективностью, справедливостью и беспристрастностью».

Среди прочего, комиссия выявила, что более 200 000 человек были убиты или исчезли во время конфликта и приписали 93% нарушений государственным силам и связанным с ними военизированным группам. Комиссия отметила, что во время конфликта не соблюдались различия между комбатантами и некомбатантами, и в результате было убито много детей, священников, лидеров коренных народов, а также ни в чем не повинных женщин и мужчин. ЦВЗ был направлен на укрепление национального согласия, содействие миру, культуру взаимного уважения прав человека и сохранение памяти жертв конфликта.

Содержание
  • 1 Исторический контекст конфликта
  • 2 ЦВЗ
    • 2.1 Создание
    • 2.2 Мандат
    • 2.3 Комиссионное обеспечение
    • 2.4 Ограничения
    • 2.5 Презентация
  • 3 Выводы отчета
    • 3.1 Нарушения прав человека: статистика
  • 4 Рекомендации
  • 5 Последствия
    • 5.1 Выполнение рекомендаций
    • 5.2 Критика и противоречия
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
Исторический контекст конфликта

Гватемала многонациональна, многокультурная и многоязычная нация, страдающая от насилия и отчуждения в отношении самых бедных и уязвимых, в частности коренных (майя) общин. Колониальное наследие оставило власть в руках элитного меньшинства, как и во многих других странах Латинской Америки. Репрессии были повсеместными - особенно в отношении повстанческих групп.

В 1954 году демократически избранный президент Гватемалы был свергнут поддерживаемым США правым военным диктатором Карлосом Кастильо Армасом во время военного государственного переворота. 36-летняя гражданская война в Гватемале началась в начале 1960-х годов с военного восстания левых повстанческих группировок против нового режима. В ответ правительство Гватемалы применило тактику борьбы с повстанцами, и насилие и террор со стороны государства начали нарастать. Конфликт обострился в 1970-х годах, а пик разрушений и жертв пришелся на период 1979-1984 годов. Гражданская война в Гватемале завершилась подписанием Соглашения в Осло 1996 года, в котором провозглашалось официальное прекращение огня между правительством Гватемалы и силами Гватемальского национального революционного единства (Unidad Revolucionaria Nacional Guatemalteca, URNG ).

Их много. коренных причин 36-летней гражданской войны в Гватемале. Экономика Гватемалы, в значительной степени основанная на экспорте кофе и сахара, опиралась на эксплуатацию местного труда и земли. Демократический режим и марксистские мятежи представляли прямую угрозу политической и экономической элите, а также их главному торговому партнеру - Соединенным Штатам. В результате государство усилило военную угрозу, исходящую от повстанцев, и начало нападения, которые привели к массовым убийствам среди гражданского населения и нарушениям прав человека любых подозреваемых «сторонников» партизан. Кроме того, в контексте холодной войны антикоммунистические настроения пронизывали американо-гватемальский дискурс, и поэтому борьба с повстанцами против марксистских повстанческих групп была более серьезной.

CEH

Создание

В июне 1994 года правительство Гватемалы и НРЕГ по рекомендации Генерального секретаря ООН и Контрольной миссии Организации Объединенных Наций в Гватемале (МИНУГУА) подписали «Соглашение о создании Комиссии по разъяснению прошлых нарушений прав человека и актов насилия, которые вызвали страдания гватемальского населения », что привело к созданию CEH. Помимо давления со стороны Генерального секретаря ООН, направленного на установление истины и примирение, путь к ЦВЗ находился под влиянием католической церкви - в частности, когда она создала Управление по правам человека Архиепископии Гватемалы (ODHA) в середина 1990-х.

Мандат

С верой в то, что раскрытие правды сделает национальное примирение возможным, а подлинную демократию - реальностью, ЦВЗ стремился не судить, а прояснять прошлое с "объективностью", справедливость и беспристрастность ". Задача комиссии - задать и ответить на такие вопросы, как:

  • Почему мирные жители, особенно майя, стали жертвами?
  • Почему страдали беззащитные дети?
  • Почему игнорировались основные нормы гуманитарного права или не соблюдаются?

Установление национального согласия, содействие миру, создание культуры взаимного уважения прав человека и сохранение памяти жертв были первостепенной важностью для комиссии. Гватемальцы и сторонние деятели в поддержку работы комиссии хотели запечатлеть кровавое прошлое Гватемалы. Есть осведомленность о систематических нарушениях прав человека во время гражданской войны, но совершенные действия и их последствия еще не вошли в национальное сознание и историческую память гватемальцев.

Комиссионная логистика

Комиссия просуществовала два года, с февраля 1997 г. по февраль 1999 г. В ее состав входили:

  • профессор права Кристиан Томушат из Берлинского университета Гумбольдта, назначенный Генеральным секретарем ООН в председатель ЦВЗ
  • Отилия Люкс де Коти, ученый-майя, назначенный Томушатом с согласия сторон
  • Эдгар Альфредо Бальселлс Тоджо, адвокат, также назначенный Томушатом с согласия сторон

Процесс комиссии был сложным и ни в коем случае не был исключительно национальным усилием. На протяжении двухлетнего мандата комиссии несколько стран, включая Австрию, Канаду, Германию и Соединенное Королевство, оказывали финансовую, политическую и моральную поддержку. США предоставили рассекреченные документы, имеющие решающее значение для комиссии, а Генеральный секретарь ООН продвигал проект и способствовал выделению денежных ресурсов и экспертных знаний через различные органы ООН.

Комиссия, как указано в ее уставе, должна была: состоять из текущего модератора мирных переговоров (назначается Генеральным секретарем ООН), одного гражданина Гватемалы (назначенного вышеупомянутым модератором и согласованного обеими сторонами) и одного ученого (выбранного наблюдателем из списка, составленного гватемальским президенты университетов и одобряются обеими сторонами). В самый разгар расследований в комиссии было 269 сотрудников и 14 полевых отделений. Персонал состоял как из национальных, так и из международных комиссаров, которые составляли чуть менее половины сотрудников. К концу срока действия CEH было посещено 2000 сообществ и получены свидетельства примерно от 20 000 человек.

Ограничения

Ограничения Комиссии были следующими: ответственность не может быть возложена на любое лицо - называть имена не разрешалось; выводы и заключения CEH не могли иметь судебных последствий; и комиссия будет иметь шестимесячный мандат с возможностью продления до 18 месяцев. Последнее ограничение не было поддержано, так как срок комиссии составил два года. Кроме того, ЦВЗ не имел полномочий вызывать в суд.

Представление

Отчет ЦВЗ «Память тишины» (Memoria del Silencio) был представлен в феврале 1999 года в 12-томном отчете представителям НРЕГ. и правительство Гватемалы, а также Кофи Аннан, Генеральный секретарь ООН. Отчет доступен онлайн для публичного доступа на английском и испанском языках.

Выводы отчета

Для ЦВЗ было ясно, что для того, чтобы понять прошлое и двигаться вперед по пути мира, необходим глубокий анализ причин гражданской войны.. Они пришли к выводу, что четырьмя основными причинами конфликта были следующие: структурная несправедливость, закрытие свободных общественных мест, антидемократическая траектория, контекст холодной войны и международное влияние.

ЦВЗ также исследовал системные проблемы Гватемалы. Они пришли к выводу, что структура и характер экономических, культурных и социальных отношений в Гватемале отмечены глубоким отчуждением, антагонизмом и конфликтами, что является отражением ее колониальной истории. Кроме того, они обнаружили, что отсутствие эффективной государственной социальной политики усилило историческую динамику исключения. На самом деле, заявляют они, самая последняя государственная политика привела к неравенству, а повальная институциональная слабость увековечила различия между демографическими данными. В преддверии конфликта гражданские и политические права были подавлены, а общественные места были закрыты, чтобы предотвратить распространение антиправительственных настроений и других революционных идей. Во время вооруженного конфликта неспособность государства справиться с политической нестабильностью привела к созданию сложной системы репрессий, включая подпольную незаконную систему наказания. Движущей силой конфликта была военная разведка. Безнаказанность пронизывала политическую систему Гватемалы.

Нарушения прав человека: статистика

Основное внимание CEH уделялось нарушениям прав человека во время гражданской войны. Они зарегистрировали в общей сложности 42 275 жертв в результате нарушений прав человека и актов насилия, из которых 23 671 человек стали жертвами произвольных казней и 6 159 человек - насильственными исчезновениями. По оценкам, число убитых или пропавших без вести во время конфликта достигает 200 000 человек. Что касается демографии, CEH обнаружил, что 83% «полностью идентифицированных» жертв были майя и 17% ладино. 93% нарушений были приписаны государственным силам и связанным с ними военизированным группам, а 3% - повстанческим группам. Среди жертв произвольных казней, насильственных исчезновений, пыток, изнасилований и других нарушений основных прав были дети, священники, лидеры коренных народов, а также некомбатанты, женщины и мужчины, не связанные с повстанческими группами.

Рекомендации

ЦВЗ выдвинул семь основных рекомендаций для правительства Гватемалы, которое встало на путь мира и примирения. Эти рекомендации были разработаны в соответствии с проектом ООН «Основные принципы и руководящие положения о праве на средства правовой защиты и возмещение ущерба для жертв нарушения международного права прав человека и гуманитарного права» (E / CN.4 / Sub2 / 1996/17).

  1. Принять меры по сохранению памяти жертв
  2. Ответственные за преступления должны взять на себя ответственность
  3. Восстановление материального имущества и материальная компенсация
  4. Провести расследования всех известных случаев принудительного исчезновения
  5. Создание политики немедленной эксгумации останков всех жертв
  6. Содействие взаимному уважению и соблюдению прав человека
  7. Укрепление демократического процесса (судебная и военная реформа)

В рекомендациях CEH подчеркивает необходимость участия коренных народов в политической жизни.

Последствия

Выполнение рекомендаций

Армия Гватемалы выступала против многих аспектов прав человека Мирных соглашений 1996 года, включая создание и работу ЦВЗ. Они утверждали, что эти инструменты должны были использоваться повстанческими группами для получения политической поддержки и военной силы. Однако поддержка соглашений и поручений, направленных на права человека, была решительно поддержана НРЕГ, Католической церковью и различными группами гражданского общества и правозащитными группами. Проблемы, с которыми столкнулась комиссия, в первую очередь основывались на политических и идеологических разногласиях. Фактически, хотя CEH наконец-то реализовался, его прогресс застопорился, когда армия заявила о своем явном несогласии с комиссией, а НРЕГ подтвердил, что ее включение не подлежит обсуждению.

Поскольку отчет был опубликован в 1999 году, достигнут прогресс в отношении соблюдения вышеупомянутых рекомендаций. В 2000 году Гватемала ратифицировала Межамериканскую конвенцию о насильственных исчезновениях, Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека, касающийся социальных, экономических и культурных прав, и Факультативный протокол Международного пакта о гражданских и Политические права. В 2002 г. он ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах и ​​признания компетенции Комитета против пыток принимать индивидуальные жалобы в 2003 году. Хотя эти соглашения были подписаны и ратифицированы, их содержание еще предстоит интегрировать в текущие и будущие внутренние планы. Кроме того, в 2003 году, через 20 лет после того, как произошло большинство нарушений прав человека, была учреждена Национальная программа возмещения ущерба.

В соответствии с заявлением CEH о том, что государство обязано расследовать преступления, совершенные во время конфликта, Хосе Эфраин Риос Монтт - бывший военный диктатор - был осужден за геноцид и преступления против человечности. Однако по нескольким причинам судебный процесс над ним был приостановлен до января 2015 года, а затем приостановлен до января 2016 года. В марте 2016 года началось закрытое судебное разбирательство. Риос Монтт умер, когда процесс еще продолжался.

Критика и противоречие 101>

Одним из самых спорных открытий комиссии стало ее заявление о том, что во время конфликта партизанские группы не имели военного потенциала, чтобы представлять непосредственную угрозу государству или его армии. Государство прекрасно понимало, что повстанческое движение не представляет реальной угрозы политическому порядку Гватемалы. Утверждалось, что они намеренно увеличивали военную угрозу повстанцев, чтобы оправдать совершенные ими преступления.

В течение нескольких лет после публикации отчета CEH, ученые проанализировали его эффективность в предотвращении конфликтов и создании национального государства. гармония, как подчеркивается в мандате комиссии. Джефф Корнтассель и Синди Холдер утверждают, что поддерживаемые государством механизмы установления истины в корне ошибочны, если они не устраняют историческую и продолжающуюся несправедливость в отношении коренных народов - это особенно актуально в Гватемале, учитывая, что 83% жертв конфликта были коренными. Кроме того, Рэйчел Сидер исследовала судебную реформу и насилие в послевоенной Гватемале и заявляет, что уровень убийств на самом деле был выше в 2011 году, чем в разгар вооруженного конфликта. Эффективность ЦВЗ сильно оспаривается, однако она добилась успехов - особенно с открытием таких пространств, как «La casa de la memoria», которые существуют для сохранения памяти жертв конфликта.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-23 13:18:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте