Полное название :
| |
---|---|
государства-участники государства, которые подписали, но не ратифицировали государства, которые не подписали | |
Тип | Права человека конвенция |
Составлен | 10 декабря 1984 г. |
Подписан | 4 февраля 1985 г. |
Местоположение | Нью-Йорк |
Действует | 26 Июнь 1987 г. |
Условие | 20 ратификаций |
Подписавшие стороны | 83 |
Стороны | 170 |
Депозитарий | Генеральный секретарь ООН |
Языки | Английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский |
Конвенция против пыток на Wikisource |
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (обычно известный как Конвенция ООН против пыток (UNCAT )) является международным договором по правам человека, находящимся на рассмотрении ООН, который направлена на предотвращение пыток и других актов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания во всем мире.
Конвенция требует, чтобы государства принимали эффективные меры по предотвращению пыток на любой территории под их юрисдикцией, и запрещает государствам перевозить людей в любую страну, где есть основания для верю, что их будут пытать.
Текст Конвенции был принят Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. и после ратификации 20-м государством-участником вступил в силу 26 июня 1987 г. 26 июня. в настоящее время объявлен Международным днем в поддержку жертв пыток в честь Конвенции. С момента вступления конвенции в силу абсолютный запрет пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания стал признан в качестве принципа обычного международного права. По состоянию на июнь 2020 года участниками Конвенции являются 170 государств.
Конвенция следует структуре Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) с преамбулой и 33 статьями, разделенными на три части:
Часть I (статьи 1–16) содержит определение пытки (статья 1) и обязывает стороны принимать эффективные меры для предотвращения любого акта пыток. на любой территории под их юрисдикцией (статья 2). К ним относятся признание пыток уголовным преступлением в соответствии с внутренним законом партии (статья 4), установление юрисдикции в отношении актов пыток, совершенных гражданами партии или против них (статья 5), обеспечение того, чтобы пытки рассматривались как правонарушение, влекущее выдачу (статья 8), и установление универсальной юрисдикции для рассмотрения дел о пытках, когда предполагаемый истязатель не может быть выдан (статья 5). Стороны должны незамедлительно расследовать любые утверждения о пытках (статьи 12 и 13), а жертвы пыток или их иждивенцы в случае смерти жертв в результате пыток должны иметь право на компенсацию (статья 14). Стороны также должны запретить использование доказательств, полученных с помощью пыток, в своих судах (статья 15), и им запрещено депортировать, экстрадировать или высылать людей, где есть являются вескими основаниями полагать, что они будут подвергнуты пыткам (статья 3).
Стороны должны обучать и обучать своих сотрудников правоохранительных органов, гражданских или военнослужащих, медицинского персонала, должностные лица и другие лица, причастные к содержанию под стражей, допросу или обращению с любым лицом, подвергнутым аресту, задержанию в любой форме, или тюремное заключение, о запрете пыток (статья 10). Стороны также должны систематически пересматривать правила, инструкции, методы и практику допроса в отношении лиц, находящихся под стражей или под физическим контролем на любой территории, находящейся под их юрисдикцией, с целью предотвращения всех актов пыток (статья 11). Стороны также обязаны предотвращать все акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания на любой территории, находящейся под их юрисдикцией, и расследовать любые утверждения о таком обращении. (Статья 16).
Часть II (статьи 17–24) регулирует отчетность и мониторинг Конвенции и шаги, предпринимаемые сторонами для ее выполнения. Он учреждает Комитет против пыток (статья 17) и уполномочивает его расследовать утверждения о систематических пытках (статья 20). Он также устанавливает факультативный механизм разрешения споров между сторонами (статья 21) и позволяет сторонам признавать компетенцию Комитета заслушивать жалобы физических лиц на нарушения Конвенции стороной (статья 22).
Часть III (статьи 25–33) регулирует ратификацию, вступление в силу и внесение поправок в Конвенцию. Он также включает факультативный механизм арбитража для разрешения споров между сторонами (статья 30).
Статья 1.1 Конвенции определяет пытку как:
Для целей настоящей Конвенции термин «пытка» означает любое действие при которой сильная боль или страдание, физическое или моральное, преднамеренно причиняется лицу для таких целей, как получение от него или третьего лица информации или признания, наказывая его за действие, которое он или третье лицо совершило или подозревается в совершении, или запугивание или принуждение его или третьего лица, или по любой причине, основанной о дискриминации любого рода, когда такая боль или страдания причиняются или по подстрекательству, с согласия или молчаливого согласия государственного должностного лица или другого лица, действующего в официальном качестве. Он не включает боль или страдание, возникающие только в результате законных санкций, связанные с ними или связанные с ними.
Слова «присущие или связанные с законными санкциями» остаются расплывчатыми и очень широкими. Чрезвычайно сложно определить, какие санкции являются «неотъемлемыми или побочными к законным санкциям» в конкретной правовой системе, а какие нет. Разработчики Конвенции не представили никаких критериев для такого определения и не определили термины. Характер выводов будет настолько отличаться от одной правовой системы к другой, что вызовет серьезные споры между Сторонами Конвенции. Было высказано предположение, что ссылка на такие правила усложнит вопрос, поскольку придаст правилам видимость юридически обязательной силы. Это позволяет государствам-участникам принимать внутригосударственные законы, разрешающие акты пыток, которые, по их мнению, подпадают под действие законных санкций. Однако наиболее широко распространенное толкование статьи о законных санкциях заключается в том, что она относится к санкциям, санкционированным международным правом. В соответствии с этой интерпретацией только санкции, санкционированные международным правом, подпадают под это исключение. Интерпретация положения о законных санкциях не оставляет сферы применения и широко обсуждается как авторами, историками, так и учеными.
Статья 2 запрещает пытки и требует от сторон эффективные меры по предотвращению этого на любой территории под их юрисдикцией. Этот запрет является абсолютным и не допускает отступлений. «Никакие исключительные обстоятельства» не могут использоваться для оправдания пыток, включая войну, угрозу войны, внутреннюю политическую нестабильность, чрезвычайное положение, террористические акты., насильственное преступление или любая форма вооруженного конфликта. Другими словами, пытки не могут быть оправданы как средство защиты общественной безопасности или предотвращения чрезвычайных ситуаций. Подчиненные, которые применяют пытки, не могут воздерживаться от юридической ответственности на том основании, что они просто выполняли приказы своего начальства.
Запрещение пыток распространяется на любую территорию, находящуюся под эффективной юрисдикцией стороны внутри или за пределами его границ, будь то на борту его кораблей или самолетов или на его военных занятиях, военных базах, миротворческих операциях, предприятия здравоохранения, школы, детские сады, центры содержания под стражей, посольства или любой другой из его областей, и защищает всех людей, находящихся под его эффективным контролем, независимо от национальности или того, как этот контроль осуществляется.
В других статьях части I изложены конкретные обязательства, предназначенные для выполнения это абсолютный запрет путем предотвращения, расследования и наказания актов пыток.
Статья 3 запрещает сторонам возвращаться принуждение, экстрадиция или высылка любого лица государству, «где есть серьезные основания полагать, что ему может угрожать применение пыток». Комитет против пыток постановил, что эта опасность должна оцениваться не только для первоначального принимающего государства, но и для государств, в которые лицо может быть впоследствии выслано, возвращено или экстрадировано.
Статья 16 требует от сторон предотвращать «другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, которые не равносильны пыткам, как они определены в статье 1» на любой территории, находящейся под их юрисдикцией. Поскольку часто бывает трудно провести различие между жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращением или наказанием и пытками, Комитет считает запрещение такого действия статьей 16 столь же абсолютным и не допускающим отступлений.
Участник | Подпись | Ратификация, присоединение (a), правопреемство (d) |
---|---|---|
Афганистан | 4 февраля 1985 г. | 1 апреля 1987 г. |
Албания | 11 мая 1994 года a | |
Алжир | 26 ноября 1985 года | 12 сентября 1989 года |
Ангола | 24 сентября 2013 года | 2 октября 2019 |
Андорра | 5 августа 2002 г. | 22 сентября 2006 г. |
Антигуа и Барбуда | 19 июля 1993 г. a | |
Аргентина | 4 февраля 1985 г. | 24 сентября 1986 года |
Армения | 13 сентября 1993 года a | |
Австралия | 10 декабря 1985 года | 8 августа 1989 года |
Австрия | 14 марта 1985 года | 29 июля 1987 года |
Азербайджан | 16 августа 1996 года a | |
Багамы | 16 декабря 2008 года | 31 мая 2018 года |
Бахрейн | 6 марта 1998 года a | |
Бангладеш | 5 октября 1998 года a | |
Беларусь | 19 декабря 1985 года | 13 марта 1987 г. (как Белорусская ССР ) |
Бельгия | 4 февраля 1985 г. | 25 июня 1999 г. |
Белиз | 17 марта 1986 г. a | |
Бенин | 12 марта 1992 г. a | |
Боливия (Многонациональное Государство) | 4 февраля 1985 г. | 12 апреля 1999 г. |
Босния и Герцеговина | 1 сентября 1993 г. d | |
Ботсвана | 8 сентября 2000 г. | 8 сентября 2000 г. |
Бразилия | 23 сентября 1985 г. | 28 сентября 1989 г. |
Бруней-Даруссалам | 22 сентября 2015 года | |
Болгария | 10 июня 1986 года | 16 декабря 1986 года |
Буркина-Фасо | 4 января 1999 года a | |
Бурунди | 18 февраля 1993 года a | |
Кабо-Верде | 4 июня 1992 года a | |
Камбоджа | 15 октября 1992 года a | |
Камерун | 19 декабря 1986 года a | |
Канада | 23 августа 1985 года | 24 июня 1987 г. |
Центральноафриканская Республика | 11 октября er 2016 a | |
Чад | 9 июня 1995 года a | |
Чили | 23 сентября 1987 года | 30 сентября 1988 года |
Китай | 12 декабря 1986 года | 4 октября 1988 г. |
Колумбия | 10 апреля 1985 г. | 8 декабря 1987 г. |
Коморские Острова | 22 сентября 2000 г. | |
Конго | 30 июля 2003 года a | |
Коста-Рика | 4 февраля 1985 года | 11 ноября 1993 года |
Кот-д'Ивуар | 18 декабря 1995 года a | |
Хорватия | 12 октября 1992 d | |
Куба | 27 января 1986 года | 17 мая 1995 года |
Кипр | 9 октября 1985 года | 18 июля 1991 года |
Чехия Республика | 22 февраля 1993 г. d (ранее ратифицирована Чехословакией 7 июля 1988 г.) | |
Демократическая Республика Конго | 18 марта 1996 г. a (as Заир ) | |
Дания | 4 февраля 1985 г. | 27 мая 1987 г. |
Джибути | 5 ноября 2002 г. a | |
Доминиканская Республика | 4 февраля 1985 г. | 24 января 2012 г. |
Эквадор | 4 февраля 1985 г. | 30 марта 1988 г. |
Египет | 25 июня 1986 года a | |
Сальвадор | 17 июня 1996 года a | |
Экваториальная Гвинея | 8 октября 2002 года a | |
Эритрея | 25 сентября 2014 года a | |
Эстония | 21 октября 1991 года a | |
Эфиопия | 14 марта 1994 года a | |
Фиджи | 1 марта 2016 года | 16 марта 2016 года |
Финляндия | 4 Февраль 1985 года | 30 августа 1989 года |
Франция | 4 февраля 1985 года | 18 февраля 1986 года |
Габон | 21 января 1986 года | 8 сентября 2000 |
Гамбия | 23 октября 1985 г. | 28 сентября 2018 |
Грузия | 26 октября 1994 г. a | |
Германия | 13 октября 1986 | 1 октября 1990 г. (Подписано как Федеративная Республика Германия. Германская Демократическая Республика также ратифицирована 9 сентября 1987 г.) |
Гана | 7 сентября 2000 г. | 7 сентября 2000 г. |
Греция | 4 февраля 1985 года | 6 октября 1988 года |
Гренада | 26 сентября 2019 года a | |
Гватемала | 5 января 1990 года a | |
Гвинея | 30 мая 1986 года | 10 октября 1989 г. |
Гвинея-Бисау | 12 сентября 2000 г. | 24 сентября 2013 г. |
Гайана | 25 января 1988 г. | 19 мая 1988 г. |
Святой Престол | 26 июня 2002 г. a | |
Гондурас | 5 декабря 1996 г. a | |
Венгрия | 28 ноября 1986 г. | 15 апреля 1987 г. |
Исландия | 4 февраля 1985 г. | 23 октября 1996 г. |
Индия | 14 октября 1997 г. | |
Индонезия | 23 октября 1985 г. | 28 октября 1998 г. |
Ирак | 7 июля 2011 г. a | |
Ирландия | 28 сентября 1992 г. | 11 апреля 2002 г. |
Израиль | 22 Октябрь 1986 | 3 октября 1991 |
Италия | 4 февраля 1985 года | 12 января 198 9, 5 июля 2017 года a |
Япония | 29 июня 1999 года a | |
Иордания | 13 ноября 1991 года a | |
Казахстан | 26 августа 1998 года a | |
Кения | 21 февраля 1997 года a | |
Кирибати | 22 июля 2019 года a | |
Кувейт | 8 марта 1996 года a | |
Кыргызстан | 5 сентября 1997 года a | |
Лаосская Народно-Демократическая Республика | 21 сентября 2010 года | 26 сентября 2012 года |
Латвия | 14 апреля 1992 года a | |
Ливан | 5 октября 2000 года a | |
Лесото | 12 ноября 2001 года a | |
Либерия | 22 сентября 2004 a | |
Ливия | 16 мая 1989 года a (тогда Ливийская Арабская Джамахирия) | |
Лихтенштейн | 27 июня 1985 года | 2 ноября 1990 года |
Литва | 1 февраля 1996 года a | |
Люксембург | 22 февраля 1985 года | 29 сентября 1987 года |
Мадагаскар | 1 октября 2001 года | 13 декабря 2005 года |
Малави | 11 июня 1996 года a | |
Мальдивы | 20 апреля 2004 года a | |
Мали | 26 февраля 1999 года a | |
Мальта | 13 сентября 1990 года a | |
Маршалловы Острова | 12 марта 2018 г. a | |
Маури tania | 17 ноября 2004 года a | |
Маврикий | 9 декабря 1992 года a | |
Мексика | 18 марта 1985 года | 23 января 1986 года |
Монако | 6 декабря 1991 a | |
Монголия | 24 января 2002 года a | |
Черногория | 23 октября 2006 года d | |
Марокко | 8 января 1986 года | 21 июня 1993 года |
Мозамбик | 14 сентября 1999 года a | |
Намибия | 28 ноября 1994 года a | |
Науру | 12 ноября 2001 года | 26 сентября 2012 года |
Непал | 14 мая 1991 года a | |
Нидерланды | 4 февраля 1985 г. | 21 декабря 1988 г. |
Новая Зеландия | 14 января 1986 г. | 10 декабря 1989 г. |
Никарагуа | 15 апреля 1985 г. | 5 июля 2005 г. |
Нигер | 5 октября 1998 г. a | |
Нигерия | 28 июля 1988 г. | 28 июня 2001 |
Норвегия | 4 февраля 1985 г. | 9 июля 1986 |
Пакистан | 17 апреля 2008 г. | 3 июня 2010 г. |
Палау | 20 сентября 2011 г. | |
Государство Палестина | 2 апреля 2014 г. a | |
Оман | 9 июня 2020 г.a | |
Панама | 22 февраля 1985 г. | 24 августа 1987 г. |
Парагвай | 23 октября 1989 г. | 12 марта 1990 г. |
Перу | 29 мая 1985 г. | 7 июля 1988 г. |
Филиппины | 18 июня 1986 г. a | |
Польша | 13 января 1986 г. | 26 июля 1989 г. |
Португалия | 4 февраля 1985 г. | 9 февраля 1989 г. |
Катар | 11 января 2000 г. a | |
Республика Корея [Южная] | 9 января 1995 г. a | |
Республика Молдова | 28 ноября 1995 г. a | |
Румыния | 18 декабря 1990 г. a | |
Российская Федерация | 10 декабря 1985 г. | 3 марта 1987 г. (ратифицирована как Советский Союз ) |
Руанда | 15 декабря 2008 года a | |
Сент-Винсент и Гренадины | 1 августа 2001 года a | |
Самоа | 28 марта 2019 года a | |
Сан-Марино | 18 сентября 2002 г. | 27 ноября 2006 г. |
Сан-Томе и Принсипи | 6 сентября 2000 г. | 10 января 2017 г. |
Саудовская Аравия | 23 сентября 1997 года a | |
Сенегал | 4 февраля 1985 года | 21 августа 1986 г. |
Сербия | 12 марта 2001 г. d (ратифицирована как Союзная Республика Югославия ; СФР Югославия ранее ратифицировала 10 сентября 1991 г.) | |
Сейшельские Острова | 5 мая 1992 года a | |
Сьерра-Леоне | 18 марта 1985 года | 25 апреля 2001 года |
Словакия | 28 мая 1993 года d (ранее ратифицировано Чехословакия 7 июля 1988 г.) | |
Словения | 16 июля 1993 г. a | |
Сомали | 24 января 1990 г. a | |
Южная Африка | 29 января 1993 г. | 10 декабря 1998 г. |
Южный Судан | 30 апреля 2015 г. a | |
Испания | 4 февраля 1985 г. | 21 октября 1987 г. |
Шри-Ланка | 3 января 1994 г. a | |
Судан | 4 июня 1986 года | |
Свазиленд | 26 марта 2004 года a | |
Швеция | 4 февраля 1985 года | 8 января 1986 года |
Швейцария | 4 февраля 1985 г. | 2 декабря 1986 г. |
Сирийская Арабская Республика | 19 августа 2004 г. a | |
Таджикистан | 11 января 1995 г. a | |
Таиланд | 2 октября 2007 года a | |
Бывший Югославская Республика Македония | 12 декабря 1994 года d | |
Тимор-Лешти | 16 апреля 2003 года a | |
Того | 25 марта 1987 года | 18 ноября 1987 года |
Тунис | 26 августа 1987 г. | 23 сентября 1988 г. |
Турция | 25 января 1988 г. | 2 августа 1988 г. |
Туркменистан | 25 июня 1999 г. a | |
Уганда | 3 ноября 1986 года a | |
Украина | 27 февраля 1986 года | 24 февраля 1987 года (ратифицирована как Украинская ССР ) |
Объединенная Арабские Эмираты | 19 июля 2012 года a | |
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии | 15 марта 1985 года | 8 декабря 1988 года |
Соединенные Штаты Америки | 18 апреля 1988 г. | 21 октября 1994 г. (С конкретными оговорками, подробно описанными здесь. ) По состоянию на 10 декабря 2018 г. Соединенные Штаты Америки не являются участником Факультативного протокола 2002 г.. |
Уругвай | 4 февраля 1985 г. | 24 октября 1986 г. |
Узбекистан | 28 сентября 1995 г. a | |
Вануату | 12 июля 2011 г. a | |
Венесу эла (Боливарианская Республика) | 15 февраля 1985 г. | 29 июля 1991 г. |
Вьетнам | 7 ноября 2013 г. | 5 февраля 2015 г. |
Йемен | 5 ноября 1991 года a | |
Замбия | 7 октября 1998 года a |
По состоянию на 15 июля 2020 года насчитывается 170 государств-участников. 25 государств-членов ООН еще не присоединились к Конвенции.
Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, Бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание (ФПКПП), принятый Генеральной Ассамблеей 18 декабря 2002 г. и вступивший в силу 22 июня 2006 г., предусматривает создание «системы регулярных посещений мест независимыми международными и национальными органами. где люди лишены свободы в целях предотвращения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания "под надзором Подкомитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
По состоянию на июль 2020 года Протокол подписали 76 сторон и 90 сторон.
Комитет против пыток (CAT) - это группа экспертов по правам человека, которая контролирует выполнение Конвенции государствами-участниками. Комитет является одним из восьми договорных органов по правам человека, связанных с ООН. В соответствии с Конвенцией все государства-участники обязаны регулярно представлять в КПП отчеты о том, как права реализуются. После ратификации Конвенции государства должны представить отчет в течение одного года, после чего они обязаны представлять отчет каждые четыре года. Комитет рассматривает каждый доклад и направляет свои замечания и рекомендации государству-участнику в форме «заключительных замечаний». При определенных обстоятельствах КПП может рассматривать жалобы или сообщения от лиц, утверждающих, что их права, предусмотренные Конвенцией, были нарушены.
CAT обычно собирается в апреле / мае и ноябре каждого года в Женеве. Члены избираются на четырехлетний срок государствами-участниками и могут быть переизбраны в случае выдвижения. Текущее членство в CAT, по состоянию на сентябрь 2017 г.:
Имя | Штат | Срок действия истекает |
---|---|---|
Г-жа Эссадия БЕЛЬМИР (заместитель председателя) | Марокко | 31 декабря 2021 г. |
г-н. Диего РОДРИГЕС-ПИНСОН | Колумбия | 31 декабря 2021 г. |
Фелис Гаер (заместитель председателя) | США | 31 декабря 2019 г. |
Тунис | 31 декабря 2019 г. | |
(заместитель председателя) | Мексика | 31 декабря 2019 г. |
(председатель) | Дания | 31 декабря 2021 г. |
г-н. Бахтияр ТУЗМУХАМЕДОВ | Россия | 31 декабря 2021 года |
Молдова | 31 декабря 2019 года | |
(Докладчик) | Франция | 31 декабря 2019 года |
Г-жа Honghong ZHANG | Китай | 31 декабря 2021 года |
В 2014 году, в 30-ю годовщину принятия Конвенции против пыток, межрегиональная группа государств-членов ООН сформировала Инициатива «Конвенция против пыток» (CTI), межправительственная инициатива, направленная на сокращение и предотвращение рисков пыток и жестокого обращения во всем мире посредством всеобщей ратификации и активного выполнения Конвенции. CTI2024 работает на основе конфиденциального межправительственного диалога, международного сотрудничества и оказания технической поддержки и наращивания потенциала государствам. Крайний срок выполнения их миссии - 2024 год, к 40-летию Конвенции. Шесть основных государств - это Чили, Дания, Фиджи, Гана, Индонезия и Марокко, поощряемые более широкой Группой друзей с более чем 40 дополнительными государствами-членами ООН, ведущими организациями по борьбе с пытками и правозащитными организациями и независимыми экспертами. Инициатива поддерживается штатным секретариатом, базирующимся в Женеве, и возглавляемым доктором Элис Эдвардс
Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания |
.
.