Хирабай Бародекар | |
---|---|
Имя при рождении | Чампакали |
Родился | (1905-05-29) 29 мая 1905 г.. Мирадж, Бомбейское президентство, Британская Индия |
Умер | 20 ноября 1989 (1989-11-20) (84 года) |
Жанры | Кьял, Тумри, Gh азал и Бхаджан |
Занятие(s) | Вокал Классическая музыка хиндустани |
Годы активности | 1920–1980 |
Хирабай Бародекар (1905 - 1989) был индийским исполнителем хиндустанской классической музыки, певцом Кирана гхарана. Она была ученицей Устада Абдул Вахид Хана.
Хирабай родился как Чампакали у Кирана Гхарана мастера Устада Абдул Карима Хана и Тарабаи Мана. Тарабай была дочерью Сардара Марути Рао Мане, брата княжеской Бароды "Раджматы" в середине 19 века. Абдул Карим Хан был придворным музыкантом в Барода, когда Тарабай была молодой, и он обучал ее музыке. Они полюбили друг друга и решили пожениться; но родители Тарабая не одобрили этот союз, и пара была вынуждена покинуть штат (вместе с братом Абдул Карима, Устадом Абдул Хак Ханом). Пара переехала в Бомбей (Мумбаи ) и родила двух сыновей: Суреш или Абдул Рехман и Кришну; и три дочери: Чампакали, Гулаб и Сакина или Чхотутай. В своей взрослой жизни пятеро, соответственно, стали известны как Сурешбабу Манэ, Кришнарао Манэ, Хирабай Бадодекар, Камалабай Бадодекар и Сарсватибай Ране.
Начальное обучение она получила от своего брата Сурешбабу. Мане, а позже обучение у старейшины Кираны Гараны, Устада Абдул Вахид Хана, который приходился двоюродным братом ее отцу, Устад Абдул Карим Хан. (В 1922 году родители Хирабая расстались; таким образом, Хирабай получил лишь ограниченные уроки музыки от своего отца.)
Она часто выступала вместе со своей младшей сестрой, Сарасвати Рэйн.
Хирабай появилась в своем первом публичном выступлении под патронажем Кесарбая Керкара в возрасте 15 лет.
Она была экспертом в Хьял, Тумри, Маратхи Натья Сангит и Бхаджан. Ей приписывают популяризацию классической музыки хиндустани в массах. Она была поистине пионером концертов артисток в Индии. Она была настоящим пионером и первой артисткой, которая ввела билеты на концерты в Индии. Она всегда была невероятно популярна на сцене, и ее выступления были забиты до отказа. Ее сильные стороны - очень хрупкий, медовый голос, эмоциональный фактор, умиротворенная и запредельная ясность голоса. Ею восхищался настоящий класс, и таких было масса. Ее удивительное исполнение «Taar Sa» было очень популярно и стало ее визитной карточкой. Она сделала Kirana gharana более популярной и богатой.
Хирабай снялся в нескольких фильмах, включая «Суварна Мандир», «Пратибха», «Джанабай» и «Муниципалитет». Она также основала музыкальную школу «Нутан Сангит Видьялая», чтобы преподавать музыку девочкам. В школе было поставлено несколько спектаклей.
Хирабай стала записывать музыку в самом начале своей карьеры. (Ее записи на 78 оборотах в минуту были переизданы на кассетах RPG в их серии Classical Gold). Ее называли «Гаанхира» (поющий алмаз). Ее природа была такой приземленной и мирной, что было поистине идеальным.
Работа Хирабаи в музыке хиндустани принесла ей множество престижных наград. Она была награждена премией Сангит Натак Академи в 1965 году и премией Падма Бхушан в 1970 году. Она также была удостоена премии Вишнудаса Бхаве за вклад в театр.
Она была выбрана для исполнения национальной песни Vande Mātaram из Красного форта в столице Индии Дели в день обретения Индией независимости от Британский Raj (15 августа 1947). Она посетила Китай и страны Восточной Африки в составе индийской делегации в 1953 году.
Сароджини Найду назвал ее «Гаан кокила» (Соловей Индии). Ежегодный музыкальный фестиваль проводится в Мумбаи ее учеником доктором Прабхой Атре под названием «Сурешбабу - Хирабай Смрути Сангит Самарох» с 1992 года, который стал одним из крупнейших музыкальных фестивалей. в стране.
Она была замужем за Шри. Она пережила различные неприятности в своей жизни, особенно из-за требований семьи, и многие из них были ее иждивенцами. Несмотря на то, что она была такой талантливой и благословенной душой, люди вокруг нее обращались с ней более жестоко и бестактно, чтобы сбить ее с толку. Но она была миролюбивой и поистине идеальной.