Иеромонах Мардарий | |
---|---|
Умер | после 1566 года |
Национальность | Ром Миллет (Османская империя) |
Род занятий | монах, печатник и редактор |
Известен тем, что | был одним из первопечатник srbulje (книги на сербском языке русский церковнославянский ) |
иеромонах Мардарий (fl. 1552–66) был сербским православным иеромонахом и одним из самых важные ранние сербские печатники. Мардарий был первым белградским печатником и последним крупным издателем srbulje книг. Мардарие впервые напечатал книги в белградской типографии в 1552 году. Когда ее владелец отказался от типографии, он перенес печатный станок в монастырь Мркшина црква в Косьерич, где основал Типография Mrkšina crkva.
Мардарие работал редактором и печатником в Белградской типографии, принадлежавшей сначала графу Радиша Дмитровичу, а затем Троян Гундулич. Согласно некоторым источникам, именно иеромонах Мардарий вдохновил сначала Дмитровича, а затем Гундулича инвестировать в полиграфический бизнес и организовал все мероприятия во время открытия типографии в Белграде. В 1552 году он напечатал Евангелие (Четворојеванђеље). Мардарий является автором послесловия, опубликованного в конце Евангелия, в котором он кратко описал, как возникла эта книга, как основание типографии в Белграде и ее ключевых сотрудников. Мардарий отредактировал эту книгу под большим влиянием книг, изданных в типографии Црноевича.
Когда Гундулич отказался от печатания книг, Мардарие перевез печатный станок из Белграда в Мркшина црква. монастырь в Косьерич и основал в нем типографию Мркшина црква. В типографии «Мркшина црква» были напечатаны две книги: Евангелие, напечатанное в 1562 году, и Цветочный триодон (Триод Цветни) в 1566 году. Цветочный триодон узнаваем, потому что в этой книге Мардария предпочитала использовать фигуральные мотивы вместо орнаментов.
Во многих более ранних источниках иеромонах Мардарий ошибочно отождествляется с игуменом Мардарием, который также был печатником, но в Милешевой Типография. Принимая во внимание, что Мардарий из типографии «Мркшина црква» никогда не называл себя в своих книгах игуменом (гораздо более высокая должность), был сделан вывод, что иеромонах Мардарий и игумен Мардарий - два разных человека.