Блаттенгета Херуй Велде Селласе (8 мая 1878-1919 гг. Сентябрь 1938 г.; ብላቴን፡ጌታ፡ኅሩይ፡ወልደ፡ሥላሴ Блаттен-Гета Хруй Валда-сулласе) был министром иностранных дел Эфиопии и писателем на амхарском. Бахру Зевде отмечает, что его карьера «выделяется как история большого успеха... интеллектуалов начала двадцатого века», а затем продолжает: «Его плодотворный литературный послужной список, его влияние на Тафари-Хайла-Селласе и его восхождение в бюрократической иерархии. все характеризовались безупречным прогрессом. Эдвард Уллендорф соглашается с этой оценкой, описывая свое творчество как «значительный и выдающийся литературный продукт»
. Джон Спенсер, который познакомился с Херу в начале 1936 года, описал его как «невысокого, пухлого, седого мужчину... с бородкой и лицом цвета кофе с молоком. Его тучное телосложение и запрокинутая поза напоминали Санта-Клауса, за исключением его черной накидки и отсутствия искры в глазах. Он был в высшей степени тяжеловесным и продуманным (кунин) в своих движениях, что, возможно, отражало важность, которую он придавал своему положению министра иностранных дел и репутации, которую он заработал среди эфиопов своими трудами по истории Эфиопии ».
Гебре Маскаль, родившийся в районе Мерхабете, Херуй получил начальное образование традиционным способом в местных церквях, пока его отец не умер, когда ему было 13 лет. Он нашел на жизнь работу дьяконом. крупному домовладельцу в обмен на еду и одежду, пока он не добился назначения клерком к Деджазмаху, губернатору Селале. Продолжая занимать другие канцелярские должности, он в конце концов обратил внимание на жрецы святого Рагуила на горе Энтото, которые возродили его желание учиться. Он был привязан к той церкви, где его учил священник эфиопской православной Мамхер Вальда Гиоргис. Согласно Бахру Зевде, именно Вальда Гиоргис дала ему имя «Херуй» (амхарский «драгоценный»). Не удовлетворившись традиционным образованием, Херу заглянул подальше и выучил английский в шведской миссионерской школе в Аддис-Абебе, а затем подучил французский, работая с французской ветеринарной командой. Регент Рас Тефари (впоследствии император Хайле Селассие ) назначил Херуя в 1916 году администратором Аддис-Абебы. Он был членом первой делегации Эфиопии в Лиге Наций (7 августа 1922 г.) и входил в свиту, сопровождавшую регента в его поездке по Европе в 1924 г. К началу 1930-х гг. Министр иностранных дел и занимал этот пост в начале Второй итало-эфиопской войны..
Дипломатическая миссия в Японию в 1931 году произвела на него достаточно сильное впечатление, чтобы выступить за укрепление связей между двумя странами. Он надеялся, что, моделируя свою военную подготовку и модернизацию на примере Японии, они смогут оставаться независимыми. Эта надежда оказалась иллюзорной, и проэфиопский аспект японской армии полностью согласился с союзом с Италией вскоре после начала войны с этой страной.
Херуй присоединился к своему императору в изгнании, хотя он был одним из трех членов Совет, проголосовавший против того, чтобы Хайле Селассие покинул Эфиопию, чтобы обратиться к Лиге Наций в Женеве. Херуи умер в Fairfield House и был похоронен в городе Bath, где королевская семья жила в изгнании в Fairfield House, прежде чем его тело было в конечном итоге возвращено в Эфиопию. Хайле Селассие, описавший Херуя в своей автобиографии как «блестящего и волевого», включил следующие слова в свою элегию на похоронах Херуя:
Селассие был известен своей поддержкой и неформальной связью с более широкими и свободными «молодыми японцами». Группировка относится к эфиопской школе мысли, возникшей в начале двадцатого века, которая сравнивала Эфиопию с Японией и поддерживала модернизацию, аналогичную Реставрации Мэйдзи ; среди других интеллектуалов были друг Херуя Текле Хавариат Текле Мариям и Габре-Хейват Байкадан. Больше, чем многие другие, Херу видел сходство между Японией и Эфиопией. Сюда входило то, что у обоих были давние имперские линии, у обоих были «странствующие столицы», и оба сопротивлялись Западу. Он считал, что Эфиопия и Япония должны больше знать друг друга, поскольку, по его мнению, они оба похожи друг на друга. При этом он признал, что Япония была более процветающей из двух и прошла более успешную модернизацию. Его работа 1932 года «Махидере Бирхан: Хагре Япония» («Японский документ») изложила эту философию.
Единственный роман Херу, первый написанный и опубликованный после «Лебба Валлад Тарик» Афаварка Габра Иясуса, - это «Аддис Алам» («Новый мир»), опубликованный в 1932 году. Как объясняет Джек Феллман «Сюжет 80-страничного романа в основном прост, повествование идет быстро и ярко с небольшими сложностями, язык ясен и лаконичен. Никаких иностранных слов не используется». Он рассказывает о жизни одного авваки, который родился в деревне, которую Херуй описывает как удаленную и отсталую деревню. Он хочет получить образование и ему удается отправиться во Францию, пройдя службу у приезжего француза. Находясь в Париже, Аввака изучает языки и науки, но через восемь лет скучает по дому и возвращается в Тагулат. Однако по возвращении он обнаруживает, что его семья и друзья не могут терпеть его новые «революционные» чужие идеи. В романе продолжается тема конфликта между современными европейскими идеями Авваки и более традиционными идеями Эфиопии. Аддис-Алам заканчивается оптимистической нотой, «возможно, как подобает новаторской работе», - пишет Феллман. Компромиссное решение, предложенное эфиопской церковью, отвечает и признает преимущества западного мира и необходимость как минимум изменений. некоторые аспекты традиционных обычаев Эфиопии.
Его сын, Сирак Херуй, получивший образование в колледже Виктории в Александрии и Оксфордском университете, перевел Самуэля Джонсона Рассел на амхарский.
Херуй Велде Селласе опубликовал 28 книг, в том числе следующие: