Хайим Гринберг (Иврит : חַיִּים גרינברג 1889, Тодирешти, Белецкий уезд, Бессарабия - 1953) был еврейско-американским мыслителем и лейбористским сионистом. Он был главой Поалей Цион и был редактором вместе с Мари Сыркин в важном американском сионистском журнале Jewish Frontier. Среди его авторов были Давид Бен-Гурион, Моше Шерток, Шолом Аш и Морис Самуэль. Он редактировал литературный журнал «Кадима» в Киеве в 1920 году вместе с Койгеном и Фишелем Шнеерсоном.
Его именем названы центры в Аргентине, США и Израиле.
Он создал идеологическое видение 1950-х и 60-х годов, в котором все американские евреи всех вероисповеданий могли объединиться для поддержки сионистского дела.
Его основополагающая идея, используемая до сих пор, называется «Патриотизм и множественная лояльность», в которой Гринберг обсуждает обвинение в двойной лояльности, направленное против американских сионистов. Это эссе сравнивают с недавней мультикультурной работой К. Энтони Аппиа в Insider / Outsider: американские евреи и мультикультурализм.
Он переделал сионизм на американский язык: сионисты-лейбористы в 1920-х и 1930-х годах опирались на собственное новаторское прошлое Америки, сравнивая халуцимов - пионеров рабочего движения в Палестине - с поселенцами-пилигримами Новой Англии и ковбоями. Дикого Запада и даже Горацио Алджеру. Американские евреи рассматривали Палестину как новую еврейскую границу. Пропитанные американской мифологией, они романтизировали заселение древней еврейской родины как празднование «независимости, приключений, трудолюбия, физической силы, юношеского оптимизма, уверенности в цели и расширения».
Сионизм - это больше, чем выражение позитивного отношения к Израилю; это также больше, чем алия. Сионистская идеология представляет собой всеобъемлющий подход к проблемам еврейского народа. Сионизм происходит от иудаизма и не может быть отделен от него. Он находит свое наиболее полное выражение в человеке, для которого представляет собой кульминацию здорового еврейского образования.
Без такого образования сионизм может быть доктриной, убедительной теорией, программой, планом, безотлагательным предприятием, призывом к сантиментам, благородным гуманитарным предприятием, но не глубоким творческим опытом.... [ Еврейское образование] не обязательно ограничивается формальным школьным образованием или систематическим курсом обучения. Его можно и часто получают через различные неформальные каналы.
Стать сионистом означает больше, чем просто получить совокупность знаний по еврейской истории, ивриту, о событиях в Израиле. Стать сионистом означает принять ориентированную на действия идеологию как способ восприятия еврейского народа и его проблем. Переход от несионистской позиции к сионистской предполагает изменение восприятия, ценностей, валентностей и действий. Такое полное изменение обычно достигается путем принятия человеком группы с соответствующей идеологией в качестве источника ориентира.
В 1942 году, когда новости о Холокосте достигли Америки, он участвовал в распространении этих новостей среди общественности.
Когда 180 хаверимов Хабонима собрались на национальный конгресс на ферме Хехалуц в Крим-Ридж, Нью-Джерси. В ночь открытия Хаим Гринберг указал на утрату моральных ценностей и принципов, утрату чувства ценности, возможно, как основную причину глубокого кризиса нашей цивилизации. Продолжая свой предыдущий отказ от европейского социализма, он сказал: «В послевоенном мире не должно быть разделения между свободой и равенством, которое привело к возникновению тоталитарных государств. Солдат, которому предстоит выполнить трагическую функцию, - явление преходящее. Постоянные элементы цивилизации - это конструктивные элементы: рабочие, фермеры, строители.
Когда Голда Майерсон, Моше Шерток и Яаков Рифтин предложили перемещение населения в 1935-1965 гг., Хаим Гринберг представил очень короткое выступление на 20-м сионистском конгрессе. Он сказал, что перевод арабов невозможен. Они не уйдут добровольно, и мы не можем их заставить. С другой стороны, если бы они остались, то прислушались бы к волнениям своих арабских лидеров. У Гринберга не было решения этой дилеммы.
Он выступал за сохранение идиша, он писал литературу на идише и стремился создать кафедру на идише в Еврейском университете. Он также участвовал в попытке спасти поэтов на идиш.
Хаим Гринберг Бен-Циону Динабургу (Динур), 25 октября 1950 г., Архив Еврейского университета, файл 22730, 1951.
В 1943 г. его посетили в Нью-Йорке представители ассирийского народа. Нация, одно из небольших бесправных этнических меньшинств в современном Ираке, спросила: «Похоже, вы, евреи, собираетесь создать себе государство», - сказал посетитель. «Можете ли вы выделить его для старого соседа?»
Он сыграл важную роль в получении поддержки нескольких латиноамериканских стран в создании государства Израиль.
Когда Ганди призвал евреев в нацистской Германии взять курс на отказ от насилия и позволить себя убить, было много еврейских ответов, в первую очередь Мартин Бубер, но также и Гринберг.
Он утверждал, что так же, как Ганди боролся за гражданские права и изменить кастовую систему Индии законом, так и евреи в Европе не должны мириться с правовой дискриминацией.
«Мы, евреи, стремимся искупить себя из состояния« неприкасаемости ». Мы ищем хлеба, работы, свободы и человеческого достоинства... Сионизм - это не только движение за голодных и преследуемых. Он привлекает к себе растет число отважных евреев даже в тех странах, которые свободны от жестокого антисемитизма и где евреи не клеймятся как «нечистые».
На обвинение в колонизации Палестины он ответил: «В новейшей истории сионизм - это первая колонизация, свободная от империалистических амбиций или желания управлять какой-либо частью населения».
Вы должны бороться с «Делайте то, что в ваших силах, чтобы положить конец ядовитой антиеврейской пропаганде среди миллионов мусульман в Индии».