Акварель HMS Ajax, в фондах Национального морского музея ; Исполнитель и дата не указаны | |
История | |
---|---|
UK | |
Имя: | HMS Ajax |
Заказано: | 30 апреля 1795 г. |
Строитель: | Рэндалл, Ротерхайт |
Заложен: | сентябрь 1795 года |
Спущен на воду: | 3 марта 1798 года |
Введен в эксплуатацию: | июнь 1798 года |
Почести и. награды: |
|
Судьба: | Случайно сгорел, 14 февраля 1807 года |
Общие характеристики | |
Класс и тип: | Ajax-class линейный корабль |
Тонн. Нагрузка: | 1953 ⁄ 94(bm ) |
Длина: |
|
Ширина: | 49 футов 6 дюймов (15,1 м) |
Глубина трюма: | 21 фут 3 дюйма (6,5 м) |
Движущая сила: | Паруса |
План паруса: | Корабль с полным такелажем |
Вооружение: |
HMS Ajax был классом Ajax 74-пушечный третий класс линейный корабль британского королевского флота. Она была построена компанией John Randall Co из Rotherhithe и спущена на воду по Темзе 3 марта 1798 года. Ajax участвовал в египетской операции 1801, Битва при мысе Финистерре в 1805 году и Трафальгарская битва, прежде чем она погибла в результате разрушительного пожара в 1807 году во время Дарданелльской операции.
Капитан Джеймс Уитшед руководил судном на более поздних этапах его строительства с января 1798 года, но в конце концов он был введен в эксплуатацию в июне 1798 года под командованием капитана Джона Холлоуэя, а через месяц командование перешло к капитану Джону Пакенхему, для службы канала. После непродолжительного пребывания под командованием капитана Джона Осборна в апреле 1799 года «Аякс» был передан в мае 1799 года под командование капитана Александра Кокрейна, который должен был командовать ею в течение двух лет. 9 января 1800 года она захватила французского капера Авантажё в Ла-Манше.
В 1801 году Кокрейн и Аякс участвовали в египетских операциях. 31 января «Аякс» бросил якорь в Марморице на побережье Карамании.
1 марта около 70 боевых кораблей вместе с транспортом с 16 000 военнослужащими встали на якорь в бухте Абукир около Александрии. Плохая погода задержала высадку на неделю, но 8-го числа Кокрейн организовал высадку с помощью 320 лодок, идущих в два ряда, которые вывели войска на берег. Французские береговые батареи воспротивились высадке, но британцы смогли отбросить их, и на следующий день весь отряд сэра Ральфа Аберкромби был на берегу. При высадке на берег «Аякс» убили двух моряков.
Военно-морские корабли предоставили силы из 1000 моряков, которые сражались бок о бок с армией, под командованием сэра Сидни Смита из 74-пушечного HMS Tigre. 13 марта «Аякс» потерял одного человека убитым и двух раненых в бою на берегу; 21 марта она потеряла двух убитых и двух раненых.
После битвы при Александрии и последующей осады, Кокрейн в Аяксе, шестой ранг HMS Bonne Citoyenne, sloop HMS Cynthia, бриг-шлюпы и три турецких корвета первыми вошли в гавань.
Поскольку «Аякс» служил в Египетская кампания между 8 марта 1801 и 2 сентября, ее офицеры и команда имели право на пряжку «Египет» к Военно-морской медали за общую службу, которую Адмиралтейство разрешило в 1850 году всем выжившим претендентам
. Аякс вернулся в Плимут из Египта 8 июня 1802 года после подписания Амьенского договора.
В апреле адмирал лорд Гарднер прислал «Аякс» вместе с HMS Malta и HMS Terrible для усиления вице-адмирала эскадрильи сэра Роберта Колдера с Феррол после шторма эскадра сократилась до пяти линейных кораблей.
31 мая 1805 г. капитан Уильям Браун принял командование Аяксом. 22 июля флот Колдера из 15 линейных парусов, двух фрегатов, катера и люггера был у мыса Финистерре, когда он столкнулся с объединенными испанскими войсками адмирала Пьера-Шарля Вильнева. Французский флот из 20 линейных кораблей, трех больших кораблей, вооруженных en flute, пяти фрегатов и двух бригов.
Битва при мысе Финистерре, Уильям Андерсон, c.1810Колдер отплыл к французам со своими войсками. Сражение длилось более четырех часов, так как флоты запутались в слабом свете и густом пятнистом тумане, который не позволил ни одной из сторон одержать решительную победу. Тем не менее, британцам удалось захватить два испанских корабля, 80-пушечный «Сан-Рафаэль» и 74-пушечный «Фирме». Эта акция стоила "Аяксу" двух человек убитыми и 16 ранеными.
После ремонта в Плимуте 18 сентября «Аякс» и «Громовержец» под командованием капитана Уильяма Лечмера присоединились к вице-адмиралу Горацио Нельсону в HMS Victory отплыл из Плимута в Кадис 18 сентября. Позже капитаны Браун и Лехмер были вызваны в качестве свидетелей на военный трибунал сэра Роберта Колдера за его неспособность возобновить сражение на следующий день в июле. В результате старший лейтенант Джон Пилфолд командовал Аяксом в Трафальгарской битве. «Аякс» была седьмой в колонне Нельсона и стреляла как из французского 74-пушечного Bucentaure, так и из испанского 136-пушечного Santissima Trinidad. Во время битвы «Аякс» помогал HMS Orion в принудительной сдаче французского 74-пушечного Intrépide. В ходе боя «Аякс» потерял двух человек убитыми и девять ранеными.
За битвой последовал шторм, и Аякс спас моряков с кораблей, которым грозила гибель. Лейтенант Пилфолд получил Трафальгарскую медаль и прямое повышение до пост-капитана в декабре. Хотя он и пропустил бой, Браун все еще был официальным капитаном и поэтому тоже получил Трафальгарскую медаль. В 1847 г. Адмиралтейство наградило Медалью за морскую службу с застежкой «Трафальгар» всем оставшимся в живых претендентам на бой.
После Трафальгара Аякс оказался в блокаде Кадиса. 25 ноября Громовержец задержал Рагузан корабль Немезида, который плыл с острова Франс в Ливорно, Италия, с грузом специй, красителя индиго и др. товаров. Аякс разделил призовые деньги с десятью другими британскими военными кораблями.
1 февраля 1807 года Аякс под командованием капитана Генри Блэквуда, присоединился к эскадрилье адмирала сэра Джона Дакворта на Мальте для участия в Дарданелльской операции.
. Во время операции случайный пожар уничтожил Аякс. Пожар начался вечером 14 февраля, когда «Аякс» стоял на якоре у Тенедоса. Пожар начался в хлебной, где казначей и его помощник по неосторожности оставили гореть свет. Поскольку пожар вышел из-под контроля, офицеры и команда были вынуждены спуститься к воде. Хотя 380 человек были спасены, 250 человек погибли той ночью, включая многих членов экипажа, побывавших в Трафальгаре. «Аякс» горел всю ночь, а затем дрейфовал на остров Тенедос, где взорвался на следующее утро. Военный трибунал оправдал капитана Блэквуда.
Галерея Шелли в Музее Хоршема, Хоршем, Соединенное Королевство, демонстрирует модель Аякса.
Примечания
Цитаты
Ссылки