Народ Гуайкуру

редактировать
Гуайкуру
Дебрет - Карга de cavalaria guaicuru.jpg Расшифровка Дебрета кавалерии Гуайкуру во время атаки
Регионы со значительным населением
Бразилия,Парагвай,Аргентина,Уругвай
Языки
Языки гуайкуру
Религия
Анимизм
Родственные этнические группы
Гуарани
Кочевники Гуайкуру от Дебрета

Гуайкуру или Гуайкуру - общий термин для нескольких этнических группы коренных в регионе Гран-Чако в Южной Америке, говорящие на родственных языках гуайкуру. В 16 веке, во время первого контакта с испанскими исследователями и колонистами, народ Гуайкуру жил на территории нынешних стран Аргентины (к северу от провинции Санта-Фе ), Парагвай, Боливия и Бразилия (к югу от Корумба ).

Имя пишется guaycurú или guaicurú в испанском (множественное число guaycurúes или guaicurúes ) и guaicurúes в португальском (множественное число guaicurus ). Первоначально это был оскорбительный эпитет, данный мбая народу Парагвая гуарани, что означает «дикарь» или «варвар», который позже был распространен на весь В прошлом он также использовался для обозначения других народов региона Чако, но теперь он ограничен теми, кто говорит на языке гуайкуру.

Впервые встретившиеся испанцами в 16 веке, народы гуайкуру сильно повлияли на сопротивлялись испанскому контролю и усилиям католических миссионеров христианизировать их. Они не были полностью умиротворены до начала 20 века.

Содержание
  • 1 Дивизион
  • 2 Культура
  • 3 История
  • 4 Упадок
  • 5 Ссылки
Дивизион

Гуайкуру XVI века, по всей видимости, была южной группой мбайя, а не отдельный народ. Термины Мбая и Гуайкуру были синонимами первых испанских колонистов. Guaycuru стало собирательным названием, применяемым ко всем группам, говорящим на схожих языках, названных Guaycuruan.

Основными сохранившимися ветвями Guaycuru являются:

Другие группы Guaycuru были уничтожены за последние 500 лет:

  • Abipón
  • Mbayá (наследник Kadiweu)
  • Payaguá, также известный как Evueví или Evebe.

Мокови, Тоба и Пилага называют себя qom и, кажется, образуют языковой и этнический континуум. Они были помещены вместе с Abipón в «южную» дивизию, в то время как Kadiweu помещены сами по себе в «северную» дивизию. Место паягуа в этой классификации до сих пор остается спорным.

Некоторые авторы, такие как, Мейсон, Гринберг и, присоединились к Гуайкуру и Языки матагуай в более крупную языковую семью Матако – Гуайкуру, но пока неясно, связано ли сходство между словарями двух семейств общим происхождением или заимствованием.

Культура
Народы гуайкуру жили в основном к западу от Парана и рек Парагвай от Санта-Фе в Аргентине к северу до Бразилии и Боливии.

Народ Гуайкуру состоял из множества групп, составляющих разные этнические группы с разными, но похожими языками. Гуайкуру никогда не были объединены политически и часто были враждебны друг другу, а также другим народам.

Когда впервые встретились в 16 веке, Гуайкуру жили в Гран-Чако, негостеприимном районе для сельского хозяйства и поселений в глазами испанских колонистов. Они были охотниками-собирателями и кочевниками, перемещаясь с места на место в зависимости от сезонных ресурсов. Губернатор Парагвая Альвар Нуньес Кабеса де Вака сказал в 1540-х годах Гуайкуру:

«Эти индейцы - великие воины и храбрые люди, которые питаются олениной, маслом, медом, рыбой и кабан... Они каждый день ходят на охоту, потому что это их единственное занятие.Они ловкие и быстрые, такие многословные, что утомляют оленей и ловят их руками... Они добрые к своим женам.... Их очень боятся все другие племена. Они никогда не остаются более двух дней на одном месте, но быстро убирают свои дома, сделанные из циновки... "

Абипон Гуайкуруанцы приобрели лошадей у ​​испанцев в конце В 16 веке и в течение 50 лет развилась культура лошадей, аналогичная культуре равнинных индейцев Северной Америки. Они и другие жители Гуайкуру приобрели лошадей и крупный рогатый скот, совершая набеги на испанские гасиенды и поселения гуарани и иезуитские миссии к востоку от рек Парагвай и Парана. Между набегами они обменивали шкуры, воск, мед, соль и рабов гуарани испанцам в обмен на ножи, топоры и другие продукты. Подвижность, обеспечиваемая лошадью, способствовала контролю Гуайкуруа над другими народами в Чако и сделала набеги на испанцев и их индийских союзников прибыльным делом.

Паягуа, населяющие берега реки Парагвай к северу от города Асунсьон., были исключением из конной культуры других гвайкуруанцев. Паягуа бороздили реку на каноэ, ловили рыбу и собирали съедобные растения, а также совершали набеги на своих сельскохозяйственных соседей, гуарани, на востоке. Паягуа также стали великими торговцами как с испанцами, так и с другими гвайкуруанцами. Паягуа угрожали испанцам путешествовать по реке Парагвай в течение 200 лет.

Банды и семейные группы, составлявшие гвайкуруанцев, были матрилокальными и экзогамными. Группы объединялись только в торжественных случаях, особенно в период сбора урожая дикого меда и стручков альгарроба (Prosopis ), которые использовались для производства ферментированных алкогольных напитков. Воссоединения использовались для обозначения лидеров, укрепления отношений между бандами и облегчения ухаживаний и браков.

Население Гуайкуру в Чако в доиспанские времена, по оценкам, достигало 500 000 человек. Хотя документации по большей части не хватает, гуайкуруанцы пострадали от эпидемий европейских болезней, возможно, в меньшей степени, чем их оседлые сельскохозяйственные соседи, такие как гуарани. Население гуайкуруанцев в середине 17 века оценивается в 40 000 человек.

История

В 1542 году Кабеса де Вака ответил на просьбу гуарани наказать враждебного Гуайкуру. Он отправил большую экспедицию испанцев и солдат гуарани из Асунсьона и напал на лагерь Мбайяс, также называемый Эйгуайегис. Испанцы и гуарани убили многих и взяли в плен 400 человек. Однако после битвы гуайкуруанцы сохранили контроль над Чако и постепенно приобрели лошадей, вкус к испанской говядине, железное оружие и инструменты. В 17 веке набеги Гуайкуруана вынудили покинуть Консепсьон-дель-Бермехо, Аргентина, и переселить Санта-Фе, Аргентина. В ответ в 1677 году испанцы вырезали 300 торговцев Мбаян, которые разбили лагерь недалеко от Асунсьона. К началу 1700-х годов отряды гвайкуруанских воинов численностью до 400 человек атаковали испанские поселения в Тукумане и других близлежащих аргентинских провинциях. Их набеги вынудили испанцев покинуть некоторые приграничные районы. Частые испанские военные экспедиции против гвайкуруанцев были успешными только временно, если вообще были успешными.

Самый крупный набег гвайкуруанцев произошел в 1735 году, когда 1000 мокоби и тоба высадились на провинцию Сальта в Аргентине. Они убили или захватили сотни людей, выкупили некоторых пленников и держали других в рабство, а также много скота. Рейды Мбая в Парагвае в течение того же десятилетия привели к гибели 500 парагвайцев и похищению 6000 голов скота. Однако власть Гуайкуруана достигла своего апогея. Эпидемия оспы с 1732 по 1736 год убила многих, особенно Mocobis; Испанские поселения вторгались в Чако, и некоторые гуайкуруанцы переняли испанскую культуру и религию. Более того, человеческое давление на Чако привело к ухудшению окружающей среды, и он стал менее подходящим местом обитания для традиционной культуры охоты и собирательства, а также для стада лошадей и крупного рогатого скота у народов Чако.

Иезуиты миссионеры предпринимали безуспешные попытки установить миссии или сокращения среди гвайкуруанцев в начале 1600-х годов. Их первая успешная миссия была организована среди мокоби в Сан-Хавьер, к северу от Санта-Фе, Аргентина, в 1743 году. Было организовано несколько других миссий среди различных этнических групп Гуайкуру, и численность миссии достигла пика в 5000 человек. до 6000 в начале 1780-х гг. Население миссий было нестабильным, так как многие гуайкуруанцы вернулись к своим кочевым путям после проживания в миссии. Многие гуайкуруанцы к этому времени также были интегрированы в испанскую экономику, выращивая скот, выращивая урожай и работая за заработную плату - хотя многие также продолжали контрабанду и воровство скота и оставались враждебными по отношению к испанцам.

Упадок
Тобас в Провинция Формоза, Аргентина, 1892.

К началу 19 века, когда страны Южной Америки добивались независимости от Испании, гуайкуруанские народы были разделены между теми, кто жил в миссиях и находился в наименее частично интегрированы в латиноамериканское и христианское общество и в тех, кто продолжал жить кочевниками в более изолированных частях Гран-Чако. Во время движения за независимость 1810-х и 1820-х годов некоторые гуайкуруанцы служили в колониальных армиях за независимость, другие возобновили свои набеги и изгнали поселенцев из части аргентинского Чако. Однако давняя вражда между различными этническими группами, составляющими гуайкуруанцев, привела к междоусобной войне между тобами, макоби и альбипонами. Мбайя все больше поглощались бразильским обществом.

Лишь «небольшая депрессивная колония» некогда могущественного Паягуа все еще существовала недалеко от Асунсьона в 1852 году. Последний известный Паягуа, Мария Доминга Миранда, умерла в начале 1940-х годов. Абипон вымер во второй половине 19 века. Бразилия дала мбая землю за помощь в Парагвайской войне (1864-1870), но выжили только как кадиве, которых в 2014 году насчитывалось 1400 человек.

Все еще кочевые тобы а Моковис в аргентинском Чако продолжал сопротивляться наступающей границе. В 1884 году они потерпели решительное поражение и согласились жить в дальнейшем в сокращениях. Несколько тысяч тоба в изолированных регионах Боливии, Парагвая. и Аргентина сохранила некоторые элементы автономии до 20 века. В 1904 году милленаристское движение, подобное движению Призрачного танца на североамериканском западе, вспыхнуло среди тоба, но было быстро подавлено, когда 500 тобанцев были отброшены в атаке на Сан-Хавьер, Санта-Фе, Аргентина. В 1924 году аргентинская полиция и военные убили 400 тоба в ходе так называемой резни в Напалпи.

. В переписи 1968 года в Аргентине было насчитано 16 548 тоба и 1 202 близкородственных пилага. 2600 тоба жили в Боливии. От 3000 до 6000 Мокови жили в Аргентине в 1968 году.

Источники
Последняя правка сделана 2021-05-22 12:25:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте