Дата выпуска | 27 февраля 2001 г.; 19 лет назад (27 февраля 2001 г.) |
---|---|
Кодовое имя | NV20 |
Модели |
|
Карты | |
среднего уровня | GeForce 3, Ti 200 |
High-end | GeForce 3, Ti 500 |
API поддержка | |
Direct3D | Direct3D 8.0. Vertex Shader 1.1. Pixel Shader 1.1 |
OpenGL | OpenGL 1.3 |
История | |
Предшественник | Серия GeForce 2 |
Преемник | Серия GeForce 4 |
GeForce 3 (NV20) - это третье поколение графических процессоров NVIDIA GeForce графических процессоров. Представленный в феврале 2001 года, он усовершенствовал архитектуру GeForce, добавив программируемые пиксельные и вершинные шейдеры, сглаживание мультисэмплов и повысив общую эффективность процесса рендеринга.
GeForce 3 была представлена во время 2001 Macworld Conference Expo / Tokyo 2001 в Makuhari Messe и использовала демонстрационные версии Pixar Junior Lamp и id Software в реальном времени. из Doom 3. Позже Apple объявила о правах на запуск своей новой линейки компьютеров.
Семейство GeForce 3 включает 3 потребительские модели: GeForce 3, GeForce 3 Ti200 и GeForce 3 Ti500 . Отдельная профессиональная версия с набором функций, специально предназначенным для автоматизированного проектирования, продавалась как Quadro DCC . Производная от GeForce 3, известная как NV2A, используется в игровой консоли Microsoft Xbox.
Представленный через три месяца после того, как NVIDIA приобрела 3dfx и продавался как nFinite FX Engine, GeForce 3 был первая 3D-карта Microsoft Direct3D 8.0. Его программируемая шейдерная архитектура позволяла приложениям выполнять программы с пользовательскими визуальными эффектами на языке Microsoft Shader 1.1. Считается, что аппаратное обеспечение TL с фиксированными функциями от GeForce 2 все еще было включено в чип для использования с приложениями Direct3D 7.0, поскольку одиночный вершинный шейдер еще не был достаточно быстрым, чтобы его эмулировать. Что касается пропускной способности чистых пикселей и текселей, GeForce 3 имеет четыре пиксельных конвейера, каждый из которых может выполнять выборку двух текстур за такт. Это та же конфигурация, что и у GeForce 2, за исключением более медленной линейки GeForce 2 MX.
Чтобы лучше использовать производительность доступной памяти, GeForce 3 имеет подсистему памяти, получившую название Lightspeed Memory Architecture (LMA). Он состоит из нескольких механизмов, которые уменьшают перерисовку, сохраняют пропускную способность памяти за счет сжатия z-буфера (буфер глубины) и лучше управляют взаимодействием с DRAM.
Другие архитектурные изменения включают поддержку EMBM (впервые представленную Matrox в 1999 г.) и улучшения функциональности сглаживания. Предыдущие чипы GeForce могли выполнять только суперсэмплированное сглаживание (SSAA), требовательный процесс, который внутренне рендерил изображение большого размера, а затем масштабировал его до конечного выходного разрешения. GeForce 3 добавляет методы сглаживания с множественной выборкой (MSAA) и Quincunx сглаживания, оба из которых работают значительно лучше, чем сглаживание с суперсэмплингом, за счет снижения качества. При использовании множественной выборки блоки вывода визуализации подвергают суперсэмплингу только Z-буферы и буферы трафарета, и с помощью этой информации получают более подробную информацию о геометрии, необходимую для определения того, покрывает ли пиксель более одного многоугольного объекта. Это избавляет пиксельный / фрагментный шейдер от необходимости визуализировать несколько фрагментов для пикселей, где один и тот же объект покрывает все одни и те же подпиксели в пикселе. Этот метод не работает с текстурными картами, которые имеют разную прозрачность (например, текстурная карта, представляющая забор из звеньев цепи). Сглаживание Quincunx - это фильтр размытия, который сдвигает визуализированное изображение на полпикселя вверх и на полпикселя влево, чтобы создать субпиксели, которые затем усредняются вместе в диагональном перекрестном шаблоне, уничтожая как неровные края, так и некоторые общие деталь изображения. Наконец, блоки выборки текстуры в GeForce 3 были модернизированы для поддержки 8-тапной анизотропной фильтрации, по сравнению с предыдущим ограничением 2-х касаний с GeForce 2. С включенной анизотропной фильтрацией 8 касаний, удаленные текстуры могут быть заметно резче.
Графический процессор GeForce 3 (NV20) имеет такую же теоретическую пропускную способность пикселей и текселей на такт, что и GeForce 2 (NV15). GeForce 2 Ultra работает на 25% быстрее, чем исходный GeForce 3, и на 43% быстрее, чем Ti200; это означает, что в некоторых случаях, например, в тестах Direct3D 7 TL, GeForce 2 Ultra и иногда даже GTS могут превзойти GeForce 3 и Ti200, потому что новые графические процессоры используют тот же блок TL с фиксированной функцией, но имеют меньшую тактовую частоту. GeForce 2 Ultra также обладает значительной доступной пропускной способностью необработанной памяти, сравнимой только с GeForce 3 Ti500. Однако при сравнении производительности сглаживания GeForce 3 явно превосходит из-за поддержки MSAA и эффективности управления пропускной способностью памяти / скоростью заполнения.
Сравнивая возможности шейдинга с Radeon 8500, обозреватели отметили превосходную точность с картой ATi.
NVIDIA обновила линейку в октябре 2001 года, выпустив GeForce 3 Ti200 и Ti500. Это совпало с выпуском ATI Radeon 8500 и Radeon 7500. Ti500 имеет более высокие частоты ядра и памяти (240 МГц / 250 МГц RAM), чем оригинальный GeForce 3 (200 МГц / 230 МГц), и в целом соответствует Radeon 8500. Ti200 был самым медленным и недорогим выпуском GeForce3. Его тактовая частота ниже (175 МГц / 200 МГц), но она превосходит Radeon 7500 по скорости и набору функций, помимо реализации с двумя мониторами.
Исходный GeForce3 был выпущен только в конфигурации с 64 МиБ, тогда как Ti200 и Ti500 также были выпущены в версиях с объемом памяти 128 Мбайт.
Nvidia прекратила поддержку драйверов для серии GeForce 3.
NVIDIA GeForce3 Ti 500(Несмотря на утверждения в документации, что 94.24 поддерживает серию Geforce 3, это не так)
Архив драйверов Windows 95/98 / Me. Архив драйверов Windows XP / 2000
GeForce 4 Series (Non-MX), представленная в апреле 2002 года, была пересмотром архитектуры GeForce 3. Бюджетный вариант, получивший название GeForce 4 MX, был ближе по дизайну к GeForce 2.
На Викискладе есть материалы, связанные с серией GeForce 3. |