Гаджабаху I | |
---|---|
Царь Анурадхапуры | |
Правление | c.113 - ок. 135 |
Предшественник | Ванканасика Тисса |
Преемник | Нага Махаллака |
Династия | Династия Ламбаканна |
Религия | Буддизм Тхеравады |
Гаджабаху I (букв. «Слон» -Арм '), также известный как Гаджабахука Гамани (ок. 113-135 г. н.э.), был сингальским королем Раджараты в Шри-Ланке. Он известен своей религиозной благотворительностью, широким участием в южноиндийской политике и, возможно, введением культа богини Паттини в Шри-Ланку. Основным источником его правления является Махавамса, хотя он также является единственным ранним шри-ланкийским королем (наряду с Эларой ), который широко упоминается в Чера Чилаппатикарам (также пишется Силапатикарам).
Практически ничего не известно о юности Гаджабаху, кроме того, что он был сыном Ванканасики Тиссы (годы правления 110–113), царя Раджараты из Анурадхапура и его супруга Махаматта. Таким образом, он, должно быть, стал свидетелем самого драматического события правления Тиссы, вторжения в Раджарату царя Чола Карикалана
Махавамса упоминает воцарение и двадцатидвухлетнее правление Гаджабаху, а также упоминает ни вторжение Карикалана, ни военные кампании на юг Индии, которыми прославился Гаджабаху. Вместо этого он представлен как великий покровитель религии; летопись приписывает ему строительство двух вихар - Матувихара и Румика - и ступы под названием Абхайуттара. Ему также приписывают создание мантии для «Мирисаветии» Дутугемуну и строительство резервуара для снабжения монастыря Абхаягири пищей. Он также улучшил четыре входа в ступу Абхаягири.
Гаджабаху также приписывают введение культа богини Паттини в Шри-Ланке. В «Силапатикарам» упоминается присутствие Гаджабаху при освящении храма Каннаги (в данном случае обозначенного как Паттини) царем Чера Сенгувуттаном. Вернувшись из Индии, он привез не только чашу для подаяний Будды, но и священный ножной браслет Паттини, и построил храм богине «в месте под названием Ваттапалли, недалеко от Муллайтиву». Однако существует альтернативная точка зрения, согласно которой культ фактически прибыл на Шри-Ланку в 13 веке, и легенда о покровительстве Гаджабаху была ретроспективно создана, чтобы придать легитимности богине
Ежегодный Перахара Считается, что его корни в Канди уходят корнями во времена правления Гаджабаху. Говорят, что после успешного завершения кампании на территории Чола храм Вишну в Анурадхапуре устроил процессию благодарения, которая в конечном итоге переросла в сегодняшний праздник.
Гаджабаху сменил его тесть Махаллака Нага.
Напротив, упоминания Гаджабаху в тамильских источниках представляют собой гораздо более радушный визит короля Шри-Ланки. Силапатхикарам упоминает его дважды. В первый раз он вместе с королем Чера Сенгувуттаном, принося жертвы богине Каннаги во вступительном отрывке. Позже он снова в компании короля Чера и в очень хороших отношениях.
Было высказано предположение, что это упоминание не обязательно исключает военную кампанию; в конце концов, вполне возможно, что Гаджабаху и Сенгувуттан принесли совместные жертвы, чтобы обеспечить только что заключенный мир. С другой стороны, версии, представленные в «Махавамсе» и «Шилапатикарам», вообще не упоминают о каком-либо насилии, несмотря на то, что они были основными источниками для этого периода. Более того, надежность записей в «Силапатикарам» была поставлена под сомнение, и было высказано предположение, что встреча между Гаджабаху и Сенгувттаном является результатом определенного количества «поэтического разрешения» со стороны составителя
Несмотря на источники, Гаджабаху рассматривается в современной Шри-Ланке как архетип могущественного сингальского монарха. Армия Шри-Ланки имеет пехотный полк, полк Гаджаба, названный в честь короля-воина, а ВМС Шри-Ланки назвали корабль в честь короля, SLNS Гаджабаху.
Для изучающих историю Южной Индии его правление важно, поскольку оно обеспечивает «синкретизм Гаджабаху », который используется для датирования многих правителей древних Чола и Чера.
Также можно утверждать, что отец Черана Сенкуттувана Черан Кутако Недум Черал Атан и дядя Чолан Карикал Валаван совместно атаковали северную часть Ланки из Ведараньяма в Тамил Наду, Индия, и в процессе Черан Недум Черал Атан сумел вырубить древо-покровитель сингальского царя того времени, имеющее имя «Кадампу», как сказано в литературе по сангаму (Патхиттупатху, 2.10). Сингальский король (вероятно, отец Гаджабаху) правил в Анурадхапуре, омываемой рекой Кадамба, нынешней Малвату Ойя. Защитное дерево было пересажено матерью Гаджабаху в их дворцовом саду. Вероятно, между Гаджабаху и Черас было перемирие, и заложники были обменены в знак дружбы. Если бы это было не так, Гаджабаху не посетил бы Черана Сенкуттувана из-за церемонии, против которой сильно возражал король Панди, так как королевство Панди было непосредственным соседом королевства Гаджабаху.
В последние годы была проведена серия археологических раскопок в древнем порту Годавая (= Годавая, Готхапаббата), расположенном вокруг огромной скалы с видом на Индийский океан. Океан, недалеко от района добычи драгоценных камней Нижнего Ситракала Вева и внутреннего судоходного маршрута Валаве Ганга. Археологи обнаружили, что Годавайя была важной остановкой на морском шелковом пути в первые века нашей эры с раскопками и исследованиями, открывшими связи из Китая с Красным морем и Средиземноморье. Каменная надпись в Брахми, относящаяся к правлению Гаджабаху I, требует, чтобы часть таможенных сборов в порту Годавая в Амбалантхоте была передана в дар близлежащему храму Годапаватх. В этом регионе на глиняных сосудах было найдено три надписи и около 75000 позднеримских монет.
Шри-Ланка, прошлое и настоящее. Weikersheim: Margraf Verlag, 12-37. ISBN 3-8236-1289-1.
Гаджабаху I из Анурадхапуры Король Шри-Ланки | ||
Регламентские титулы | ||
---|---|---|
Предшественник. Ванканасика Тисса | Короли Раджараты. 114–136 | Преемник. Нага Махаллака |