Только для глаз | |
---|---|
Режиссер | Янош Вейци |
Пр. Автор | Зигфрид Кабицке |
Автор | Гарри Тюрк |
В главной роли | Альфред Мюллер |
Музыка | Гюнтер Хаук |
Кинематография | Карл Плинцнер |
Отредактировал | Кристель Эрлих |
Продакшн. компания | DEFA |
Распространяется | Progress Film |
Дата выхода | 2 августа 1963 г. (премьера состоялась 19 июля) |
Продолжительность | 103 минуты |
Страна | Восточная Германия |
Язык | Немецкий |
Только для глаз - Восточно-германский шпионский фильм. Он был выпущен в 1963 году.
1961 год, Западная Германия. Хансен - человек, который сбежал из ГДР и сейчас работает в американской компании Concordia. Фактически, Хансен является агентом Штази, а Конкордия - штаб-квартирой Подразделения военной разведки в Германии, откуда бесчисленные диверсанты и шпионы были отправлены через границу, чтобы сеять хаос в Восточной Германии. Соединенные Штаты планируют вторгнуться в страну после того, как устроили внутреннее восстание в качестве провокации для вмешательства. Планы принадлежат Коллинзу, начальнику Хансена. Последний намеревается их украсть, но ему приходится избегать подозрений сотрудника службы безопасности Рокера, который знает, что есть утечка. Ему помогает его шофер Франтишек, который раскрыл его тайную личность, но намерен помочь ему, чтобы вернуться на свою родину в Чехословакию. Этим двум удается украсть сейф с планами вторжения и пересечь границу на восток, преследуемая полицией и армией. План раскрыт, и вторжение нужно отменить.
Идея снять «Только для глаз» была придумана драматургом Гансом Лакке, который также сыграл в фильме. Хотя его основная тема - запланированное вторжение в ГДР силами НАТО под руководством США - была распространенным мотивом в пропаганде Восточной Германии с начала холодной войны, автор Бернд Стёвер рассматривал For Eyes Only как последнее звено в цепочке публикаций., начиная с 1958 года, цель правительства - продемонстрировать необходимость строительства Берлинской стены и оправдать ее после ее возведения. Драматург Хайнц Хафке отметил, что «империалистические силы рассматривают холодную войну как бесконечную борьбу против социалистических государств. Холодная война может мгновенно стать горячей, если силы мира ослабят бдительность. В этом фильме, хотя мы использовали некоторая художественная свобода, мы построили сюжет на реальных людях и документах... Действие повествования, которое происходит где-то до 13 августа 1961 года, оправдано и подтверждается фактами ». Стёвер утверждал, что картина должна была создать впечатление, что запланированное вторжение было предотвращено путем строительства стены. Это было подкреплено заявлением об ограничении ответственности, в котором говорилось: «Предназначено сходство с реальными людьми».
Сюжет фильма основывался на трех реальных шпионских делах: в первую очередь, он был смоделирован по образцу дело Хорста Гессе, агента из Восточной Германии, который проник в американское подразделение военной разведки в 1955 году и сумел вывезти два сейфа с секретными документами, что позволило Штази раскрыть около 140 шпионов. Гессен прославился как герой в Восточной Германии - во многом благодаря успеху фильма - но более поздние исследования установили, что его роль в операции была преувеличена. Главный герой Хансен должен был намекать на него. Планы вторжения, упомянутые в фильме, были вдохновлены DECO II, оперативным планом бундесвера по атаке на ГДР, который был известен Штази с 1955 года, но получил широкую огласку в начале 1960-х как доказательство того, что опасность неминуемого вторжения. Производители также упомянули MC-96, план НАТО по использованию тактического ядерного оружия в Восточной Германии, как еще одно вдохновение. Пятая колонна западных диверсантов, о которых говорится в фильме, которые должны были организовать вторую «17 июня 1953 », была основана на сети, обнаруженной в 1959 году, когда три связанных с ней американских агента были схвачены в Карл-Маркс-Штадт.
Штази полностью сотрудничала с производителями, и несколько офицеров службы использовались в качестве консультантов. Режиссер Янош Вейци увидел в театре актера Альфреда Мюллера, играющего Филеаса Фогга, и предложил ему главную роль. Основная фотография проходила в Лейпциге. Мюллер, у которого не было водительских прав, был застрелен в Opel Kapitän, который использовался на съемках, только когда его толкали или буксировали, в то время как член съемочной группы управлял им в сценах автомобильной погони.
Фильм посмотрели 800 000 человек в первый месяц после его выпуска, а также экспортировали в другие страны Восточного блока, всего было продано 9 000 000 билетов. 5 октября 1964 года Вейци и писатель Гарри Тюрк получили Национальную премию Восточной Германии, 3-й степени для только для глаз Эрих Мильке лично наградил Национальная народная армия Медаль за заслуги перед Турком, редактором Кристель Эрлих, драматургами и ведущими актерами. Композитор Гюнтер Хаук был награжден Премией Генриха Грайфа 17 мая 1966 года за его работу над саундтреком к картине.
Фильм был очень положительно воспринят восточногерманской прессой. : 23 июля 1963 года критик Schweriner Volkszeitung писал: «Это захватывающе, потому что его сюжет верен: существовал реальный план вторжения в нашу страну, но его пришлось отменить после 13 августа 1961 года». 10 августа 1963 года комментатор в Das Freie Wort отметил, что «там нет ничего вымышленного... Бонн постоянно заявляет о своем намерении« освободить »Восточную Германию».
Петер Ульрих Вайс, исследовавший средства массовой информации времен холодной войны. в Восточной Германии указали, что в фильме представлены очень политизированные изображения персонажей: агент Штази Хансен был изображен гуманным и преданным своей стране, в то время как его противопоставляли западным немцам: его только подозревали, как одного из сотрудников MID говорится в фильме, потому что «он единственный с Востока... и единственный, кто служил во время Второй мировой войны просто капралом пехоты. Все остальные наши немецкие служащие были либо в СД, либо гестапо или хотя бы в СС ". Американцы в фильме, подлинность которых была усилена тем, что актеры говорили на американском английском с немецким дубляжом, были отрицательными персонажами: один активно торгует украденными произведениями искусства, другие - серийными блудниками, а третий делает антисемитские замечания. Еще одним символом времен холодной войны был чехословацкий водитель Хансена, который очень хочет вернуться на свою социалистическую родину. Когда он понимает, что его работодатель - шпион, он добровольно помогает ему в обмен на разрешение бежать с ним в Восточную Германию. Даниэла Берган считается «Только для глаз» самым известным и успешным шпионским триллером, когда-либо созданным в ГДР.