Flodoard of Reims (латинское : Flodoardus; 893/4 - 28 марта 966 г.) было франкский летописец и священник соборной церкви Реймса в Западно-Франкском королевстве в течение десятилетий после распада Каролингской Империи. Его исторические труды являются основными источниками по истории Западной Европы, особенно Франции, в начале и середине десятого века.
Источниками жизни Флодоарда являются почти исключительно его собственные сочинения. Согласно местной традиции, он родился в Эперне. Он получил образование в соборной школе Реймса, основанной архиепископом Фулком.
. Будучи молодым каноником Реймса, он получил видную роль в управлении архиепископов Геривея (900-22) и Сеулф (922-25), в частности в соборе скриптория. После смерти Сеульфа в 925 году, магнат Герберт II, граф Вермандуа назначил своего четырехлетнего сына Хью новым архиепископом. Флодоард отказался участвовать в выборах мальчика и был лишен должности и бенефициаров. В 931 году Реймс был взят в плен у графа Герберта королем Раулем и герцогом Хью Великим, которые изгнали Хью и руководили избранием нового архиепископа Артольда.
Флодоарда. похоже, восстановил свои обвинения под руководством Артольда. В 936-7 гг. Он посетил Рим, возможно, во время паломничества, где встретил Папу Льва VII. Герберт отвоевал Реймс в 940 году, свергнув Артольда и вернув на престол своего сына Хью. Флодоард возражал против вторжения в епископство по каноническим причинам; следовательно, он был задержан Гербертом и снова лишен пребендов. Между 943-6 годами Флодоард, возможно, находился вдали от Реймса с Артольдом при дворе короля Людовика IV. В 946 году Людовик получил контроль над Реймсом с помощью правителя Восточных Франков Отто I. Хью снова был низложен, а Артольд повторно рукоположен. Его притязания на престол в конечном итоге были утверждены на 948 Синоде Ингельхейма, на котором присутствовал Флодоард.
В 951 году Флодоард был отправлен в суд Отто в Аахен, где он представлял церковь Реймса в имущественном споре и, похоже, участвовал в управлении имуществом своей церкви. Он ушел из канонической службы в 963 году, в возрасте 70 лет, и умер 28 марта 966 года.
Флодоард написал три значительных исторических произведения и по крайней мере два других второстепенных произведения. В 922 году он начал писать хронику, известную сегодня как Анналы, которую он вел большую часть своей карьеры. Флодоард в первую очередь сообщал о крупных политических и военных событиях, уделяя особое внимание событиям в Западной Франции, но распространяя свое освещение на Оттонскую империю и Италию. Он также регулярно записывал чудеса и другие сверхъестественные явления. Флодоард, кажется, обычно писал свои анналы из года в год, и нет никаких свидетельств того, что он пересматривал свой текст. «Анналы» составляют одну из относительно немногочисленных современных хроник десятого века, и эта работа - единственная крупная западно-франкская хроника, сохранившаяся с того времени, поэтому работа Флодоарда высоко ценится современными историками.
История Флодоарда Церковь Реймса (Historia Remensis ecclesiae) - одно из самых замечательных произведений X века. В этой работе рассказывается история Реймса вплоть до предполагаемых истоков во времена Ромула и Рема, хотя основное внимание уделяется христианской эпохе до 948 года. Работа - знаменитый образец жанра gesta episcoporum («дела епископов») принимает форму сериализованных биографий епископов церкви. Флодоард имел доступ к епископскому архиву, уходящему корнями в шестой век, и большую часть своей истории основывал на оригинальных документах, из которых он резюмировал или воспроизводил отрывки. Его резюме около 450 писем архиепископа Хинкмара считались особенно ценными.
Поэтические произведения Флодоарда представляют не меньший исторический интерес. В 930-х годах он написал эпическую поэму, известную как «Триумфы Христа» (De triumphis Christi), историю христианства, состоящую почти из 20 000 стихов. Поэма повествует о победах Христа, мучеников, святых и римских пап, опираясь на широкий спектр более ранней исторической и агиографической литературы. Очевидно, Флодоард собрал материал для работы, когда посетил Рим в 936-7 годах, и этот текст является редким свидетельством истории города и пап начала X века.
Историк написал как минимум две другие второстепенные работы. Один, известный сегодня как «Видения Флотильды», описывает потусторонние видения местной девушки в начале 940-х годов, во время большого политического конфликта в Реймсе. Другая работа, ныне утерянная, также упоминается в Истории Реймской церкви: обсуждая чудеса, которые происходили в Реймском соборе и вокруг него и приписывались Деве Марии, Флодоард упомянул, что он предварительно собрал их и превратил в стихи.
Работы Флодоарда были полностью опубликованы JP Migne (Patrologia Latina, vol. 135); Лучшее современное издание «Анналов» - это то, что отредактировал Филипп Лауэр в 1905 году. «История церкви Реймса» была недавно отредактирована для Monumenta Germaniae Historica Мартиной Стратманн (1998). Однако не существует современного издания «Триумфа Христа», к которому лучше всего обращаться в издании «Patrologia Latina» Миня.