Плавучий арсенал - это суда, используемые для хранения оружия военного уровня. Владение военным оружием в большинстве юрисдикций строго контролируется. В начале двадцать первого века пиратство в международных водах стало серьезной проблемой для судоходных компаний. В ответ были реализованы службы по поставке оружия в открытом море, часто называемые плавучими арсеналом. Эти оружейные склады предоставляют услуги передачи частным компаниям по обеспечению морской безопасности (ЧВОК ); Контролируемое оружие доступно в международных водах, но никогда не попадает в патрулируемые территориальные воды - оно доставляется арсеналом на судно клиента и возвращается в международных водах.
Плавучие арсеналы переоборудованы из судов, построенных для других целей, включая буксиры, грузовые суда, траулеры и исследовательские суда, и плавающих под удобным флагом . Их основная функция - обеспечение морских складов для оружия, используемого охранниками по борьбе с пиратством, охраняющими суда, пересекающие часть Индийского океана, известную как «Район повышенного риска», известные охотничьи угодья пиратов из Сомали и из других мест. По данным некоммерческой организации Oceans Beyond Piracy, отслеживающей морское пиратство, 40% коммерческих грузовых судов несут вооруженную охрану. Из-за ограничений на вооружение их вооружение нельзя вводить в территориальные воды. Таким образом, плавучие оружейные склады существуют как обходной путь, погрузка и разгрузка в международных водах. Предоставляемые услуги включают в себя аренду оружия, услуги по хранению и техническому обслуживанию оружия, принадлежащего другим охранным компаниям, а также размещение охранников.
Плавучие оружейные склады представляют собой проблему безопасности для стран, находящихся рядом с зоной высокого риска. Местные власти, в частности Индия, опасаются, что плавучий арсенал может быть захвачен пиратами или террористами. В заявлении правительства Индии говорилось, что страна «подверглась разоблачению и серьезной угрозе из-за наличия в значительной степени нерегулируемых плавучих арсеналов с большим количеством незадекларированного оружия и боеприпасов».
Отсутствие регулирования в отрасли также было проблемой причина разногласий. Практика лесозаготовок для оружия различается в зависимости от судна, как и условия жизни бортового персонала службы безопасности. По состоянию на 2015 год было идентифицировано как минимум 30 судов, но фактическое количество находящихся в эксплуатации плавучих арсеналов и размер бортовых запасов неизвестны.
Основная статья: MV Seaman Guard Ohio
11 октября 2013 года плавучий арсенал MV Seaman Guard Ohio, управляемый AdvanFort, был захвачен Индийской береговой охраной, стоя на якоре в 3,8 морских мили в своих суверенных водах. Экипаж был задержан, а их имущество конфисковано, в том числе 35 единиц огнестрельного оружия и почти 5 000 единиц боеприпасов. Управление по расследованию преступлений штата Тамил Наду заявило, что вход судна в их территориальные воды представляет собой «угрозу внутренней безопасности». По словам экипажа судна, у них закончилось топливо, и они зашли в индийские воды. Обвинение опровергло это, заявив, что в таком случае они могли бы связаться с Координационным центром спасения на море. В 2015 году экипаж Seaman Guard Ohio был приговорен к пяти годам тюремного заключения и штрафу в размере 5000 рупий.
Расходы, связанные с пиратскими атаками, снизились почти на 50% в период с 2012 по 2013 год, а в период с 2012 по 2017 год в Зоне повышенного риска не было угонов самолетов. К 2015 году большинство актов пиратства было совершено у западного побережья Африки и на Индонезийском архипелаге. Однако судам запрещается нести вооруженную охрану в этих регионах, поскольку они проходят через прибрежные воды. Таким образом, нет спроса на близлежащие морские склады оружия, поэтому плавучие оружейные склады ограничены Зоной высокого риска.
Старое использование этого термина относится к судам, больше не пригодным для их первоначального назначения, переоборудованным для использования в качестве оружейных складов, постоянно находящихся в порту (иногда также используемых в качестве учебных сосуды). Примеры включают, например, USS Briarcliff (IX-3) в 1922 году, USS Illinois (BB-7) в 1924 году и USS Sturgeon Bay (IX-27) в 1928 году.